Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Этика как наука

Абакан

Конспект лекций

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

ГСЭ.Р.01 Этика и эстетика

Журналистика

Центр социально-политического и политического образования

 

 

 

1. Конспект лекций разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины ГСЭ.Р.01 Этика и эстетика по специальности 030601.65 Журналистика

 

 

2. Разработчик:

 

Бухарина Н.А., доцент кафедры культурологии___________

 

3.ПРИНЯТА на заседании кафедры культурологии ЦСПГО (наименование кафедры)

01.09.2010 протокол № 2

(дата)

 

Зав. кафедрой___________________Ибрагимова В.Г.

(подпись) (ФИО)

 

 

 

Темы лекций:

Тема 1. Этика как наука

Тема 2. Понятие, сущность, происхождение морали и ее роль в обществе

Тема 3. Этические категории

Тема 4. Решение общечеловеческих нравственных проблем в истории философии и этики

Тема5. Этические искания в русской и зарубежной философии литературе Х1-ХХ вв.

Тема 6. Общечеловеческие ценности и моральные кодексы

Тема 7. Этикет как способ и форма реализации нравственной культуры

Тема 8. Структура и актуальные нравственно-психологические проблемы общения

Тема 9. Актуальные проблемы прикладной этики

Тема 10. Биоэтика

Тема 11. Эстетика как наука

Тема 12. Эстетическое сознание и эстетическая деятельность

Тема 13. Основные эстетические категории

Тема 14. Философия искусства

Тема 15. Художественный образ в искусстве

Тема 16. Восприятие художественного произведения

Тема 17. Морфология искусства

Тема 18. Художественное творчество

Тема 19. Художественные стили, эпохи и направления в искусстве прошлого

Тема 20. Художественные эпохи и направления в искусстве ХХ-ХХ1 века

Содержание лекционного курса

Этика (греч. Ethika, etos – обычай) – особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль и нравственность;

- система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.

– область философского знания, которая исследует формы и предпосылки нравственных отношений людей.

Мораль:

– один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений;

особый способ духовно-практического освоения действительности, оценочно-нормативный по характеру, регулирующий личные и общественные интересы на примате (при первенстве) общечеловеческих ценностей посредством категорий добра и зла;

– совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их действиях и поступках, часто оформленных в законы.

Существует несколько точек зрения на происхождение морали.

1. «Теологическая» (религиозная) – мораль в общество привносится в виде божественных заповедей, законов. Примером могут служить 10 заповедей Моисея («Декалог» Моисея), 10 заповедей Иисуса Христа («Нагорная проповедь» Иисуса Христа).

2. «Натуралистическая» – мораль отождествляется с инстинктами, а посему считается, что мораль – это генетическое (природное, врожденное) качество, присущее как человеку, так и животным. От рождения один может быть добрым, другой – злым.

3. «Трудовая» теория морали – считает, что мораль возникает в ходе трудовой деятельности, присущая только человеку и является результатом трудовых отношений.

4. «Генезис морали». Генезис – развитие, от зарождения до становления цельного организма. В рамках этой точки зрения, мораль возникает только в цивилизованном обществе. Это результат длительного исторического развития, вызревания, проходящий несколько этапов. По этапам развития процесс растянут во времени на несколько тысячелетий.

1 этап. Первобытное общество. Отношения между людьми строятся на принципах кровнородственных связей, а поэтому человеческое сообщество может быть представлено в единой общности – «Мы». «Мы» воспринимается позитивно. Все, кто не «Мы» – «Они» (враги, восприятие отрицательное). Индивид не отделял себя от тотального «Мы», он один из всех. Самым страшным наказанием для человека является отлучение от «Мы», изгой. Регуляторами отношений между людьми становятся ритуалы, табу (запреты), эту же роль выполнял «закон талиона» («око за око, зуб за зуб», его следует рассматривать как наказание равное содеянному). Этот период может быть назван – доморальным.

2 этап. Переход от кровнородственной общины к соседской. На место связи, основанной на кровном родстве, приходит связь, основанная на совместном проживании, общности территории. В понятии «Мы» робко вызревает и понятие «Я». Если первобытная культура вся безличностна, но следующий этап в культуре заявляет о себе понятием «индивид». Регуляторами отношений между людьми становится нравственность, понимаемая как «оценки, нормы» поведения, санкционированные властью жречества, религии, вождя. Это период «неразвитости морали».

3 этап. Появление государств, цивилизаци й. Рождение «личности» сопровождалось появлением моральных абсолютов – моральных идеалов, соотносимостью своего поведения с культурными моральными кодексами (законами). Таким образом, мораль возникает там и тогда, где и когда возникает «моральный идеал».

Нравственность:

- ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде;

- совокупность определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их действиях и поступках, носит в меньшей степени императивный характер, чем мораль.

Понятия «этика», «мораль», этимологически тождественны. Древнегреческое – этика, латинское – мораль, русское – нравственность (русское слово нравственность вошло в научный обиход с 1791 года – «Словарь великаго живога русского языка»). Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов и обычаев людей.

Этику формирует идеальные представления о нравственно-должном. Мораль замкнута на человеке. Она – показатель его социальности. Мораль связывает людей воедино до всех их прочих связей. Это универсальная форма отношений людей, которая является условием возможности этих отношений.

Задачей этики является придание формы образцовой модели человеческим отношениям. Этика анализирует способы реализации этой модели.

В структуре этического знания наибольшую ценность представляют:

· моральное сознание;

· моральная практика;

· законы моральной деятельности;

· категории.

Системообразующим началом формирования этического знания служит категория (наиболее общее понятие) - «добро». Идеалы добра, справедливости, свободы становятся наиболее существенными ценностными ориентациями личности. Ценности - универсальные человеческие идеалы; наиболее значимые идеи.

Моральные нормы общества - это одна из форм нравственных требований, регулирующих социальные моральные отношения. Эти нормы являются своеобразным нравственным законом, воспроизводимым в поступках и поведении людей, принадлежащих определенному обществу или его части. Например, важнейшей моральной нормой для делового сообщества является «открытость» организации, подразумевающая прозрачность финансовых и других экономических сделок.

Правила поведения – это нравственные предписания, устанавливающие порядок поступков человека, как в постоянных, так и в изменяющихся условиях. Иногда нравственные правила могут приходить в противоречие с экономической выгодой, тогда подобная дилемма решается в пользу морального выбора.

Прогрессом в общественном развитии, таким образом, выступает гуманистически ориентированная на нравственных началах деятельность человека.

Этические принципы и нормы поведения деловых людей -это общепринятые в деловом мире принципы поведения. К ним относятся общенравственные нормы: уважение к другому человеку, вежливость, благожелательность, искренность, скромность, честность, правдивость, трудолюбие, справедливость, тактичность, чуткость и деликатность, справедливость, деловая обязательность соблюдение обещаний и договоров и др.

Мораль и нравственность – реальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (так говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности (так говорят: нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственный поступок).

Этика как наука о культуре социально-нормативного, нравственно ориентированного поведения, общения (этикет) имеет глубокие связи с другими научными дисциплинами с теософией, историей, философией, педагогикой, психологией этнологией, фольклором.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является религиозная и светская мораль о принципах социально-нормативного общения.

Термин «Этика» ввёл в научный оборот древнегреческий философ Аристотель. Согласно учению Аристотеля, этика – такая наука, которая изучает человеческие характеры, нравы, мотивы поведения людей, человеческие пороки и добродетели. Со времён Аристотеля и до наших дней нравственная философия является теоретическим фундаментом для развития рациональных этических знаний, умений и навыков.

Предметом изучения этики является мораль и нравственность, история социально-этнических нравов, право, обычаи, традиции в их светском (бытовом, научном) и конфессиональном (религиозном) проявлении.

Объектном изучения этики является многообразие форм светской и конфессиональной морали в истории эволюции человечества.

Субъектом изучения этики является человек разумный: лидеры философско-этических учений от древнейших времён до наших дней.

Признание норм этики в обществе делает общество цивилизованным и способствует прогрессу социальных отношений.

Первобытные истоки представлений о «нормах» поведения обнаруживаются в стаде, в стае, в первой человеческой семье, роде, общине, племени.

Языческие истоки этики. Все древние народы не миновали пути языческого развития. Язычество – многобожие, или обожествление всех тайных и явных сил природы и ритуальное поклонение им. Язычники обожествляют солнце, луну, огонь, ветер, водные стихии, землю, недра, леса и т.д. Страх перед тайными силами природы побуждал древних людей обожествлять их просить у них милости и защиты. Причина обожествление тайных сил природы в незнании.

Языческие божества, идолы с подачи жрецов помогают исполнителям своих этических законов (учений, ритуалов, обычаев) и наказывают тех, кто пренебрегает ими. Но у каждого божества свои нормы почитания. Языческое многобожие усложняло нормы. За нарушение языческих ритуалов невежд сурово наказывали.

Древние египтяне, вавилоняне, греки, латиняне, славяне и другие народы сотворили свои пантеоны языческих Богов-демиургов (творцов всего сущего), а также божеств и идолов более низкого уровня. Язычники занимались идолопоклонством в языческих капищах, куда приносили с мольбами дары богам заступникам и судьям.

Язычники просили защиты и помощи у богов, которым поклонялись.

Языческая мифология – носитель и хранитель языческих этических ритуалов древних народов мира.

В языческие (дохристианские) времена люди развивают этические нормы с позиции авторитета божественных идолов и кумиров, которые накладывают табу (запреты) на определённые деяния. Например, Нельзя (табу) собирать грибы в священном лесу волхвов, ведунов, шаманов, колдунов; нельзя посягать на собственность «святых» мест; нельзя украшать своё тело так же, как это дозволено вождям и жрецам племён и т.д.

Языческие табу и этические заповеди семи греческих мудрецов стали источниками выработки этических заповедей Библии.

Этика Библии на основе морально-нравственных заповедей Моисея (в Ветхом Завете) и Иисуса Христа (в Новом Завете) обязывает человека очищать себя от скверны грехов языческих.

Принципиальные отличия десяти заповедей Моисея от учения Иисуса Христа. Моисей, физически спасая свой народ из египетского плена лишь подготовил почву для спасения души от скверны языческой. Иисус Христос более глубоко формирует основы и принципы спасения души человеческой от грехов языческих.

Отрицая моральные нормы языческих учений (Книга Мертвых, Книга Пирамид, Велесова книга, Заратуштра, Веды, Ригведы, Аюрведы и др.), христианство подарило человечеству десять нравственно-этических заповедей от имени Моисея – основателя иудаизма, суть которого изложена в Торе, Талмуде, в священных книгах Ветхого завета.

В 313 г. Константин 1 на основе Миланского эдикта разрешил проповедовать христианство в Римской империи. Византийский император Константин Багрянородный (ум.337 г.) официально отменил язычество в Римской империи и утвердил христианство как государственное вероучение. За принятие христианства и защиту христиан Константин был канонизирован, т.е. обрёл святого в лик и статус христианстве.

Функции этики

1. Воспитательная, дидактическая, морализаторская функция этики. «Любовь к Ближнему».

2. Функция нормализации морали и поведения в обществе.

3. Функция категорического запрета морального и физического насилия над личностью и обществом.

4. Функция позитивных взаимовыгодных коммуникаций (общений).

5. Функция предельной терпимости к чужим достоинствам и недостаткам (вкусам, идеалам и т.д.)

6. Функция единства морали и многообразия нравов.

7. Функция разумной терпимости (толерантности) к чужим религиям, обрядам, обычаям, нравам.

8. Функция этической оценки. Парадокс моральной оценки в зависимости от разных уровней образования, воспитания, культуры, симпатий, антипатий и т.д.

9. Парадокс морального поведения. Даже люди, которых принято считать отъявленными злодеями, стремятся выдать творимое ими зло за добро, преступления – за справедливые деяния.

10. Внимание. Послушание. Познание несуетной мудрости.

Этика как историко-философская наука способствует диалектическому познанию этнопсихологических особенностей поведения личности и общества.

Светская этика определяет нормы рационального поведения в обществе, учит принципам морального измерения личности и общества. Моральное измерение личности определяется мерой господства разумного человеческого сознания над теми или иными желаниями. Мера разумного господства человека над самим собой – показатель гражданской зрелости и ответственности за себя.

Разумное поведение является моральным тогда, когда оно направлено на совершение благой цели (не во вред себе и другим).

Мораль как волевое отношение есть сфера поступков и практически деятельная позиция разумного человека. Поступки объективируют внутренние мотивы и помыслы индивида. Мораль характеризует человека с точки зрения его способности разумно жить в человеческом обществе.

Разумные нормы общепринятой в социуме (сообществе) морали есть показатель моральной зрелости общества. Золотое правило общественного общежития: «Не делай другому того, чего не пожелаешь себе».

 

Тема 2. Понятие, сущность, происхождение морали и ее роль в обществе

 

Мораль – понятие историческое. Мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира, становления человеческих отношений, образования социальных общностей.

Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе становления и развития общества устанавливались и закреплялись правила совместного проживания – «обще-жития», часть из которых превращалась в привычку и передавалась из поколения в поколение.

Мора́ль (лат. moralis – касающийся нравов) – способ регуляции отношений людей в обществе. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Социальная несправедливость, противоречия интересов между людьми, угнетенное, подавленное и неравноправное положение человека – все эти явления необходимо порождают преступность против нравственности.

Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы.

Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.

Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато можно определить, для чего она существует, какие выполняет функции.

Гуманизирующая функция. Мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Существование морали свидетельствует, что каждый из нас достоин лучшей жизни. В моральном поведении мы можем преодолеть свою несовершенную человеческую природу: добрым может быть и калека. Любую «природу» мораль очеловечивает. Если мир, космос сами по себе ни добры, ни злы, то мораль и на них стремится распространить понятие добра, сделать мир добрым для человека, соразмерным человеку, уютным для осмысленного проживания.

Итак, гуманистическая задача морали – сделать мир подобающим человеку и человека – достойным своего имени. В процессе жизни мы постоянно играем социальные роли, в каждой ситуации мы проявляем лишь часть своего «я», выполняя соответствующие функции. В морали же мы предстаем вне частностей – как «люди вообще». Мораль возвращает человеку его целостность, полнокровность существования, в этом ее благородная гуманистическая роль.

Регулятивная функция. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества (особенности этой регуляции описаны в первом и втором вопросе этой лекции). Суть ее – в саморегуляции личности и саморегуляции социальной среды в целом.

Ценностно-ориентирующая функция. Моральная регуляция состоит в том, что личность самостоятельно ориентируется в жизни по нравственным ценностям. Мораль содержит такие важные для человека ориентиры, как представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого, гуманного. И хотя они не имеют непосредственного практического значения, они необходимы для того, чтобы придавать повседневности нашего бытия высший смысл, задавать его идеальную перспективу.

Познавательная функция. Моральное сознание отражает мир в категориях добра и зла, тем самым оценивая происходящее. Это не объективно-научное исследование мира, как он есть, это постижение человеческого смысла явлений. Нравственный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

Воспитательная функция. Нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, проистекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.

Структурно-функциональный анализ морали способствует пониманию всей сложности ее устройства, которое не позволяет трактовать нравственную жизнь как простую самоочевидность.

Социология морали изучает причины, определяющие формирование морали различных социальных групп, связанные с функционированием норм морали проблемы, а также занимается анализом метода и теории, которые могут быть пригодны для их исследовения.

Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.

Моральные суждения можно обосновать в рамках некоторой нормативной системы, в случае же, когда сталкиваются противоречащие моральные суждения из разных нормативных систем, нет оснований для выбора между ними.

Таким образом, некорректно называть какую-то систему моральных ценностей хорошей или плохой без упоминания того, что оценивается она с позиций другой моральной системы. При таком понимании морали общечеловеческие ценности теоретически невозможны из-за разнообразия моральных норм. Практически же в мире идет постоянная борьба различных цивилизаций, одной из причин которой, по мнению наблюдателей (Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.) является именно несовпадение моральных ценностей.

Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. С другой стороны, правовые нормы эффективно действуют лишь тогда, когда воспринимаются людьми в качестве нравственно оправданных.

В праве отражено понятие «морального ущерба», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом. Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества.

В русском языке понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Нравственность в широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчетная составляющая корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающая особенности места ведения предпринимательской деятельности | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.