Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика искусства в сравнении с наукой

Основные социальные функции искусства

Искусство полифункционально. Перечислим и дадим краткую характеристику функций искусства, которые взаимосвязаны, в связи с тем, что произведения искусства существуют как целостный феномен.

• общественно-преобразующая и компенсаторная функции (искусство как деятельность и как утешение);

• познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение);

• художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира);

• функция предвосхищения («кассандровское начало», или искусство как предсказание);

• информационная и коммуникативная функции (искусство как сообщение и общение);

• воспитательная функция (искусство как катарсис; формирование целостной личности);

• внушающая функция (искусство как суггестия, воздействие на подсознание);

• эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций);

• гедонистическая функция (искусство как наслаждение).

Во-первых, наука дает «беспристрастное» знание, тогда как искусство дает «приговор» жизни. «Действительно, волнения, переживания ученого в процессе исследования элиминированы в результатах его. Но выводы науки в своей социальной значимости отнюдь не «беспристрастны» – например, в экологии также содержатся определенные «приговоры» действительности». (Н.Г. Чернышевский).

Во-вторых, с аксиологической точки зрения, не опровергая гносеологической функции искусства можно заметить специфику художественного познания в оперировании ценностями. Этим оно и отличается от науки. Но и в научной деятельности существует ценностное отношение, сама истина – есть ценность. Но одинаковы ли эти ценности.

В-третьих, Лев Толстой обращает внимание на эмоциональное воздействие, которое имеет искусство, но этими качествами могут обладать виды деятельности, не имеющие ничего общего с художественным творчеством. В-четвертых, искусство – действительность в форме художественных образов, а наука – в форме абстрактных понятий.

Искусство есть не только специфическое отражение действительности, но и отражение специфического в действительности. Но непосредственное бытие, живые факты являются для науки лишь исходным условием постижения сущности как специфического объекта теоретического познания. Отличие науки от искусства лежит в бытии. Если теоретическое познание определяется переходом от непосредственного бытия, в сущности, то для искусства характерно воспроизведение действительности в живой непосредственности, то есть в чувственной реальности, органическом единстве необходимого и случайного, единичного и общего, являющегося и сущностного. Часто полагают, что искусству доступно отражение всего существующего.

Действительно, нет ничего, что было бы не «подвластно художнику». При таком расширительном понимании объекта искусства опять теряется его подлинная специфика, так как это «подвластно» и ученому.

Воспроизводить жизнь в искусстве – это вовсе не характеризовать все существующее в ней или копировать ее. Да и невозможно заинтересовать художника изображением радиации или температуры магнитной лавы. Именно человеческие судьбы и переживания составляют уникальный объект искусства.

Если внимательно посмотреть на приведенную схему, то можно уловить сходство и различие науки и искусства. Причем сопоставимость эта предполагает взаимовключаемость:

· искусство также может отражать сущность тех или иных сторон жизни, но через очеловеченное существование;

· закономерности действительности, – но через человеческие судьбы; общее социальное значение явлений, фактов, законов, – но через личностный смысл.

В связи с этим об искусстве можно сказать, что оно не только особо отражает сущность, но и особую сущность, дает не просто ценность, но ценность человеческого отношения к миру, находящего реальность в человеческих судьбах и переживаниях.

Наука отражает действительность в абстрактных понятиях, она в своем стремлении к сущности абстрагируется от единичного, случайного, кажущегося. Искусство не может отражать жизнь иначе как через конкретно-чувственные художественные образы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гипотезы генезиса искусства | Тема 16. Восприятие художественного произведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.