Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика налогового учета




Налоговый учет (учет налогообложения) в хозяйствующих субъектах - подсистема финансового учета, ограниченная про­цедурами регистрации, оценки и обобщения учетной информа­ции, предназначенной для формирования налоговой базы подан­ным первичной документации, признанной в финансовом учете, а также исчисления суммы налогового обязательства.

Предметом налогового учета в общем виде является хозяйст­венно-финансовая деятельность хозяйствующего субъекта, вклю­чая и непроизводственную, в результате которой образуются нало­говые обязательства.

Налоговый учет (учет налогообложения) ведется как хозяйствую­щими субъектами (налогоплательщиками), так и органами государст­венного регулирования налоговых отношений. Значимость учета на­логов и сборов предопределяется тем, что их общая сумма в доходной части бюджетов всех уровней федерального, бюджетов субъектов Фе­дерации и местных бюджетов составляет не менее 4/5 от общей суммы бюджетных поступлений.

Конституцией РФ предусмотрена обязанность каждого платить ус­тановленные законом налоги и сборы, отраженная в налоговом зако­нодательстве (Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы, законы субъектов Федерации).

Налоговое законодательство формируется как подсистема в систе­ме национального законодательства.

Концепция системности налогового законодательства определяет его связи и отношения с другими отраслями законодательства и пока­зывает, имеет ли налоговое законодательство собственные объекты, определения и базовые схемы, не зависящие от других отраслей зако­нодательства, или оно формируется в качестве надстройки над ними.

В рамках системного подхода налоговое законодательство характе­ризуют помимо общих требований экономические принципы и прин­цип определенности (стабильность и ясность правовых норм).

К экономическим принципам налогообложения относятся:

• нейтральность налогового законодательства — в функции нало­говой системы не входит регулирование отношений между хозяйст­вующими субъектами, и правовые нормы налогового законодательст­ва не оказывают давление на принятие управленческих решений их ад­министрацией;

• принцип соразмерности — налоги должны быть экономически, политически и социально обоснованы, их последствия должны про­гнозироваться в далекой перспективе. Важно заранее определить способность налогоплательщика к уплате налога, обеспечить уверенность хозяйствующих субъектов в том, что тот или иной налог не будет сни­жать результативность их обычной деятельности;

• принцип экономии — затраты на обеспечение налоговой деятель­ности (включая затраты налогоплательщика на выполнение налогово­го законодательства) должны быть значительно ниже сумм налоговых платежей в доход бюджета.

Правила финансового учета и налогового законодательства служат собственным целям, и, следовательно, должна признаваться разница ме­жду финансовыми результатами, учитываемыми по разным правилам.

При необходимости может использоваться специализированная на­логовая документация, которой оформляются налоговые расчеты. Ка­кие-либо специализированные первичные налоговые документы не применяются: для налоговых расчетов достаточно типовой первичной и бухгалтерской документации (подробно учетная документация будет рассмотрена позднее). Сумма налогового обязательства регистрируется в отчетно-расчетной документации, в состав которой включаются нало­говые расчеты и декларации. По каждому виду налога составляется от­дельный расчетный документ, например, для налога на добавленную стоимость — расчет по НДС (налоговая декларация), имущественного налога — сводный расчет по налогу на имущество юридических лиц. Со­путствующей документацией регистрируются не основные, однако тре­бующиеся для начисления определенного налога данные, которыми обосновываются и расшифровываются показатели налоговых расчетов.

Информация, которую несут первичные документы, принятые в финансовом учете для расчета формирования налогооблагаемой базы, группируется в соответствующих регистрах финансового учета типо­вой (общегосударственной) формы; ведение дополнительных, по су­ществу, параллельных (дублирующих) специализированных налого­вых регистров нецелесообразно. Учетная информация о суммах начис­ленных налогов одновременно принимается к финансовому учету и становится основанием для составления налоговой отчетности — на­логовых деклараций, расчетов и др.

Правила финансового учета и финансовой отчетности значительно отличаются от правил налогового законодательства. Финансовый резуль­тат, учтенный в финансовой отчетности по консолидированной группе предприятий, существенно отличается от финансового результата, при­знанного каждым в отдельности предприятием, входящим в группу, и от финансового результата, показанного в налоговой декларации по налогу на прибыль. Особенно болезненно сказывается это противоречие на транснациональных компаниях (MNES), широко применяющих МСФО и бухгалтерские стандарты США (US GAAP) и вынужденных постоянно сталкиваться с необходимостью корректировать Необоснованные с их точки зрения суммы прибыли для налогообложения или сталкиваться с требованием, чтобы прибыль, сформированная в финансовом учете в од­ной стране, была также и основанием для налогообложения в другой.

В международной практике налогообложения в конце 80-х годов XX в. сложились две концепции определения налогооблагаемой прибыли:

1)зависимости в определении налогооблагаемого финансового ре­зультата от финансового учета (налогообложение базируется на дан­ных финансового учета);

2)независимости от финансового результата (применение правил финансового учета не влияет на налогообложение прибыли).

Первая из них означает, что для налогообложения признается сум­ма прибыли, сформированная и признанная поданным финансового учета (бухгалтерская прибыль). Но для определения прибыли, в соответствии с которой будет начислен налог, в ее сумму необходимо вне­сти определенные поправки, обусловленные налоговым законодатель­ством (эта концепция принята многими странами, особенно странами континентальной Европы).

Концепция независимости проявляется в том, что применяются две различные системы для определения «бухгалтерской прибыли» и прибыли для налогообложения (характерна для стран с высокоразви­той системой общего права, включая Россию). В такой ситуации пра­вила финансового учета не влияют на налогообложение прибыли, по­скольку налог на прибыль определяется по результату, исчисленному в соответствии с налоговым законодательством в налоговой системе.

Как первая, так и вторая концепции имеют определенные недос­татки. Однако отдельный порядок для налогообложения прибыли (со­гласно второй концепции) предопределяет необходимость внедрять одновременно две различные системы учета, действующие параллель­но и дублирующие, по существу, всю учетную информацию, что будет ложиться тяжелым административным грузом на хозяйствующих субъектов-налогоплательщиков. В то же время если налогообложение прибыли базируется на правилах финансового учета, то неизбежны на­логовые корректировки «бухгалтерской» прибыли.

Эта дилемма не имеет исчерпывающего решения. В любом случае лучший выход из положения — если порядок учета налогооблагаемой базы согласно действующему налоговому законодательству будет ра­зумно приближен к требованиям законодательства в области финансо­вого учета. При этом каждая страна должна выбирать свои правила, регулирующие взаимоотношения финансового и налогового учета (концепции независимости или зависимости). Важно лишь, чтобы ос­новополагающие принципы налогообложения не игнорировались правилами финансового учета.

Некоторые принципы налогообложения прибыли значительно отли­чаются от концепции финансового учета и финансовой отчётности. В первую очередь это касается принципов осмотрительности и реали­стичности, являющихся основополагающими, а принцип превосходства содержания над формой далеко не всегда можно применить, например, если не разрешено создание консолидированной группы предприятий1, применяются разные правила признания денежной выручки (альтерна­тивные — в финансовом учете и безальтернативные — в налоговом зако­нодательстве). Помимо этого налоговое законодательство нередко преследует неналоговые цели: предоставление различных льгот для поддер­жания некоторых видов деятельности, для научно-исследовательских работ, фондов, резервов, обеспечения самофинансирования.

(1.Консолидировашшя группа предприятий-налогоплательщиков представляет собой временное объединение (на срок не более одного года) нескольких хозяйствующих субъ­ектов для уплаты одного или нескольких налогов, которое создается на основе договора между се участниками и регистрируется в налоговом органе в качестве единого налого­плательщика. В НК РФ создание консолидированной группы предприятий не преду­смотрено.)

Таким образом, налогообложение и финансовый бухгалтерский учет служат разным целям и базируются на разных принципах, хотя обе эти системы используются исключительно для определения годового дохода хозяйствующего субъекта. Финансовый учет рассматривает хо­зяйствующий субъект как экономическую единицу или группу, тогда как налоговое законодательство базируется на подходе к хозяйствую­щему субъекту как к отдельной экономической единице.

В Российской Федерации налоговый учет с начала его функциони­рования в хозяйственной практике имел форму определенных процедур регистрации отклонений показателей финансового учета, касающихся налогооблагаемой базы, в форме специальных налоговых документов и регистров: счетов-фактур, книги покупок, книги продаж (затем книги покупок и продаж). Налоговый учет включал все виды налоговых плате­жей, включая налог на прибыль. Позднее налоговый учет, регламенти­рованный национальным налоговым законодательством, был преобра­зован в самостоятельную систему для формирования налогооблагаемой базы налога на прибыль со своим понятийным аппаратом, включаю­щим практически всю терминологию из других отраслей знаний, пре­имущественно из финансового учета и финансовой отчетности. Тради­ционной терминологии придано иное значение, новый смысл, введена собственная классификация видов расходов и доходов для налогообло­жения. Результативность подобной системы налогового учета сомни­тельна по многим причинам: высокая стоимость параллельного финан­совому учету налогового учета, содержание дополнительного штата контрольного аппарата; отсутствие базового признака группировки на­логовой информации; охват налоговым учетом только налога на при­быль; усложнение понимания налогового законодательства, поскольку традиционная терминология принята для обозначения новых, зачастую противоречащих общепринятым (в том числе и за рубежом), экономи­ческих категорий и рядом других. В связи с Этим совершенствование на­логового законодательства и вместе с ним налогового учета в России яв­ляется актуальным и естественным жизненным процессом.

Налоговый учет в системе налогового администрирования ведется для формирования информации, поступающей пользователям всех уровней управления системы налогового администрирования (внут­ренним пользователям), властным структурам, системным аналити­кам, инвесторам и т.п. (внешним пользователям) для принятия ими решений в области реализации налоговой политики государства. На­логовое администрирование является развивающейся системой и представляет собой в основном систему, реализующую фискальную и распределительную функции налогов и сборов.

Налоговый учет в органах МНС России (В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. реформировано в Фе­деральную налоговую службу Министерства финансов РФ), по существу, представлен оперативно-бухгалтерским учетом и внутренней отчетностью налого­вого органа. Оперативно-бухгалтерский учет выполняет функции ре­гистрации и учета налогоплательщиков, приема и обработки финансо­вой и налоговой отчетности налогоплательщиков, учета поступления налоговых платежей, задолженности, использования средств на содер­жание налоговых органов и их финансово-хозяйственной деятельно­сти, а также непосредственно связан с выполнением контрольных функций и экономическим анализом. Общая схема налогового учета в системе налогового администрирования представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Налоговый учет в органах МНС России.

 

Между налоговым учетом хозяйствующего субъекта (налогопла­тельщика) и налоговым учетом в системе налогового администрирова­ния существует прямая связь.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите виды хозяйственного учета.

2. Приведите примеры статистического учета.

3. Приведите примеры оперативного учета.

4. Приведите примеры страхового учета.

5. Приведите примеры экологического учета.

6. Объясните роль: хозяйственного учета и роль в системах управления экономи­кой хозяйствующего субъекта.

7. Назовите измерители, применяемые в бухгалтерском учете.

8. Назовите отличительные особенности бухгалтерского учета от других видов учета

9. Измерители и единицы учета, применяемые в хозяйственном учете.

10. Дайте характеристику бухгалтерскому учету

11.Назовите отличительные особенности бухгалтерского учета от других видов учета

12. Какова связь бухгалтерского учета, с другими видами хозяйственного учета.

13. Приведите примеры связи бухгалтерского учета с другими дисциплинами

14. Что необходимо для получения обобщенных (сводных) показателей о хозяйствен­ных процессах сведения о фактах хозяйственной деятельности

15. Каковы требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.

16.Как звучит девиз бухгалтеров

17. Какие символы в гербе бухгалтеров

18. Назовите имена ученых признанных основоположниками теории бухгалтерии.

19. Назовите виды бухгалтерского учета

20. Охарактеризуйте финансовый учет

21. Охарактеризуйте управленческий учет

22. Охарактеризуйте налоговый учет

23. Назовите фамилию министра финансов РФ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.