Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета




Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (извлечения)

Федеральный закон о бухгалтерском учете (извлечения)

В конце 1996 г. вступил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете», определяющий нормы, которыми обязаны руководствоваться руководители, бухгалтеры и другие должностные лица по всем вопросам бухгалтерского учета и отчетности. Закон является базой для дальнейшего совершенствования и развития бухгалтерского учета, способствует максимальному приближению к международным стандартам бухгалтерского учета.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» состоит из 4 глав и 19 статей.

Глава I. Общие положения. В главе отражаются: понятие бухгалтерского учета; объекты и задачи; понятия, используемые в Законе: руководитель организации, синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность; единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета; регулирование бухгалтерского учета (нормативные акты и методические указания, используемые в бухгалтерском учете); организация бухгалтерского учета; права и обязанности главного бухгалтера.

Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация. В главе освещаются основные требования к ведению бухгалтерского учета; первичные документы (понятия и требования к правильности их составления); регистры бухгалтерского учета; оценка имущества и обязательств; инвентаризация имущества и обязательств.

Глава III. Бухгалтерская отчетность. Рассматриваются: состав бухгалтерской отчетности; понятие отчетного года; адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности; публичность (организации обязаны публиковать результаты годовой отчетности не позднее 1 июня года, следующего за отчетным); порядок и сроки хранения документов бухгалтерского учета.

Глава IV. Заключительное положение. В этой главе отражаются две статьи: ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете; о введении в действие настоящего Закона (он вступает в силу дня его официального опубликования - 21 ноября 1996 г.).

 

С 1 января 1999 г. во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. и распоряжением Правительства РФ от 21 марта 1998 г., вводится в действие новое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Положение состоит из 6 разделов и 13 статей.

Раздел 1. Общие положения. Определяется порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации, а также рассматриваются такие понятия, как бухгалтерский учет; объекты и основные задачи бухгалтерского учета; регулирование организации бухгалтерского учета законодательными, нормативными и правовыми актами и указываются ответственные лица за их выполнение (руководители организаций).

В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение с главным бухгалтером во главе;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации, бухгалтеру-специалисту;

- лично вести бухгалтерский учет.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации. Руководитель своим приказом или письменным распоряжением утверждает учетную политику, а также:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных документов (не типовых);

- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

- правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Раздел 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Они включают: требования к ведению бухгалтерского учета; документирование хозяйственных операций; регистры бухгалтерского учета; оценку имущества и обязательств; инвентаризацию имущества и обязательств.

Раздел 3. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности. Состоит из двух подразделов.

Основные требования. Все организации составляют бухгалтерскую отчетностью за месяц, квартал и год с нарастающим итогом с начала отчетного года по установленным формам. (Кроме бюджетных организаций, которым состав бухгалтерской отчетности определяет Министерство финансов РФ). Подраздел «Правила оценки статей бухгалтерской отчетности» охватывает статьи: незавершенные капитальные вложения; финансовые вложения; основные средства; нематериальные активы; сырье, материалы, готовая продукция и товары; незавершенное производство и расходы будущих периодов; капитал и резервы; расчеты с дебиторами и кредиторами; прибыль (убыток) организации.

Раздел 4. Порядок представления бухгалтерской отчетности. Для всех организаций (за исключением бюджетных) определены каналы представления отчетности; объем форм представляемой годовой отчетности; срок представления годовой бух. отчетности; указано, что годовая бух. отчетность является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.; порядок публикации бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел 5. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности, согласно которым:

- в бухгалтерские отчеты включаются отчеты дочерних предприятий в порядке, установленном Министерством финансов РФ;

- федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным организациям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (доле вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли);

- сводная годовая бухгалтерская отчетность федеральными министерствами и органами исполнительной власти представляется Министерству финансов РФ, Министерству экономики и развития торговли РФ и Государственному комитету РФ по статистике:

- по унитарным организациям — не позднее 25 апреля следующего за отчетным года;

- по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли), - не позднее 1 августа следующего за отчетным года;

- указываются лица, подписывающие сводную бухгалтерскую отчетность, - руководитель и главный бухгалтер. Их ответственность определена законодательством РФ.

Раздел 6. Хранение документов бухгалтерского учета. Предусматривает соблюдение следующих правил:

- сроки хранения первичных учетных документов, регистров, рабочих планов счетов бухгалтерского учета (не менее 5 лет);

- изъятие первичных документов производится только органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судами, налоговой инспекцией;

- ответственность за организацию и хранение несет руководитель организации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Вышеизложенное Положение в основном базируется на законодательных и нормативных актах, регламентирующих вопросы организации бухгалтерского учета в РФ и учитывающих некоторые международные стандарты финансовой отчетности, приближая к ним российский учет.

Раздел 3 Предмет и метод бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет как наука имеет свой предмет и метод. Их раскрытие и определение позволяет установить его содержание и отличие от других предметов. Содержание предмета бухгалтерского учета определяется экономической сущностью учитываемых объектов.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Объекты бухгалтерского учета объединяют в две группы:

I) Объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия. К ним относят хозяйственные средства (имущество) и источники их образования.

II) Объекты, составляющие хозяйственную деятельность. Сюда относят хозяйственные процессы (операции) и их результаты.

Предмет бухгалтерского учета, в свою очередь, также подразделяется на аналогичные разделы, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества. Так, бухгалтерский учет дает обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей. Следовательно, предмет бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, выражающуюся в сплошном, непрерывном, документальном отражении всех хозяйственных операций.

Понимание содержания предмета достигается через понимание сущности его метода.

Метод бухгалтерского учета охватывает способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета.

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:

1) Документация;

2) Инвентаризация (учет);

3) Оценка и калькуляция;

4) Система счетов и двойная запись;

5) Бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность.

 

1) Документация – это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета. Каждая операция оформляется определенным документом, который является письменным свидетельством ее совершения и придает юридическую силу данным учета. Каждый документ должен быть оформлен надлежащим образом, то есть содержать необходимые реквизиты:

- наименование предприятия;

- наименования документа;

- номер;

- дату;

- краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение;

- подпись лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию;

- печать предприятия или штамп.

К учёту принимаются только правильно оформленные документы; работники, на которых возложена обязанность составления документа необходимых для бухгалтерского учёта и контроля, несут ответственность за их некачественное оформление, за задержку передачи в бухгалтерию, недостоверную информацию в документе, а так же за составление документов отражающих незаконные операции.

2) Инвентаризация. В процессе деятельности иногда происходят явления, которые не возможно оформить соответствующими документами. Например: неточности при приемке и отпуске материальных ценностей, естественная убыль, ошибки в учете, хищения и прочее.

Поэтому, что бы выявить фактическое состояние материальных ценностей, проводится инвентаризация (контроль, учет). Расхождения, которые обнаружены в результате сопоставления данных бухгалтерского учета и фактического наличия в ценностях документируют.

Данные инвентаризаций используют для уточнения, корректировки показателей учета и отражения тех явлений, которые не были учтены.

3) Оценка и калькуляция. Для того, что бы определить общий объем основных и оборотных средств, проследить за их движением в процессе хозяйственной деятельности применяется оценка. Оценка – это способ денежного измерения, хозяйственных средств, источников их образования и процессов. Основные принципы оценки - это отражение в учете имущества предприятия по методикам ПБУ (Положение бухгалтерского учета).

Калькуляция – это расчет затрат на изготовленную продукцию, выполненных работ оказанных услуг, т.е. определения их фактической или плановой себестоимости. Калькуляция лежит в основе оценки объектов бухгалтерского учета и выполняется по его данным.

4) Система счетов и двойная запись. Для группировки и текущего учета однородных хозяйственных средств используются счета бухгалтерского учета. На каждый объект учета открывается отдельный счет, записи в котором делают только на основании документов. Например: на одном счете учитываются основные средства предприятия, их поступления и выбытия (сч. № 01); на другом - отражаются расчеты с поставщиками и подрядчиками (сч № 60).; на третьем - движения денежных средств на расчетном счете в банке (сч. № 51) и т.д.

Все совершающиеся хозяйственные операций вызывают изменения: взаимосвязанные и взаимообусловленные (что? – за счет чего?). По этому каждая хозяйственная операция затрагивает два счета и должна записываться на одном счете и на втором счете – это правило называется принципом двойной записи. Например: предприятия приобрело у поставщиков материалы, предварительно оплатив их стоимость со своего расчетного счета. Какие изменения произошли? Уменьшение денежных средств на расчетном счете и увеличение количества материалов на складе (поступили). Задействовано два счета (60 (расчеты с поставщиками и подрядчиками) и 10(материалы)). И по этому следует отразить эту операцию на двух счетах. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражения хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и позволяет контролировать полноту и правильность записи на счетах.

5) Бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность. Баланс – это способ обобщения и группировки хозяйственных средств и их источников на определенный момент времени. Баланс состоит из двух равновеликих частей (актив и пассив), в которых отражается одно и тоже – хозяйственные средства предприятия, но с разных сторон. В одной части состав средств (структура): основные средства, касса, материалы, готовая продукция и т.д., а в другой источники, за счет которых эти средства сформированы. Важнейшей особенностью баланса является равенство итогов его двух сторон (А=П). Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Таким образом, бухгалтерский учет и отчетность есть способ итогового обобщения учетной информации организации за текущий и отчетный период.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.