КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С чего начинается Родина?Боевые традиции Вооруженных Сил РФ. Патриотизм и верность долгу Сегодня наша Родина переживает один из самых трудных периодов своей многовековой истории. Процесс реформирования общества идет непросто. К сожалению, он сопровождается экономическим и социальным кризисом. Начавшаяся (в который раз?) очередная военная реформа осуществляется в условиях негативных процессов в духовной сфере общества (безверие, потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров), ограниченных материальных и финансовых возможностей государства. В этих условиях каждому гражданину, каждому призывнику, встающему в армейский и флотский строй, особенно необходимо хранить и укреплять чувство любви к своему Отечеству, национальные гордость и самосознание. Во все времена о Родине поэты слагали лучшие стихи и песни. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения. Ее именем освящают славные дела рабочие и крестьяне, врачи и учителя... С именем Отчизны в сердце и на устах шли ее лучшие граждане в бой с врагами, совершали беспримерные героические подвиги. А если нужно было — за любимую Родину, за ее честь и независимость они отдавали самое дорогое, что есть у человека, — жизнь. Что же такое Родина, Отечество? Какой смысл вкладываем мы в эти понятия? Родина — это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа. Отечество — синоним понятия «Родина». А.Н. Толстой писал: «Что такое Родина? Это весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это прошлое народа, его настоящее и будущее. Это его своеобразная культура, его язык, его характер. Это цель совершаемых им революций, исторических скачков, узлов его истории». Понятие «Родина» включает в себя условия материальной и духовной жизни людей: территорию, имеющую определенные границы и географические особенности, населяющий ее народ, социально-экономический и политический строй, культуру, быт, язык, народные обычаи и традиции. Органическая связь человека с Родиной предполагает сознательное и эмоциональное отношение к ней. Так, привязанность к привычному имеется и у животных. Но человек осознает свою привязанность, свои чувства к Родине. Он воспринимает ее не только сердцем, но и умом. Он гордится своим Отечеством. Условно различают большую и малую Родину. Большая Родина — это страна, где человек родился, вырос, живет. Она включает малую Родину. Малая Родина — это место (село, город) становления человека как личности. Это место, которое навсегда остается в нашей душе, и куда мы будем всю жизнь возвращаться, хотя бы в воспоминаниях. Осознание своей Родины, чувство любви к ней возникают не сразу. И у каждого по-своему. Одно несомненно — с первым глотком материнского молока начинает зарождаться это объединяющее нас чувство. Вначале, подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно осознает свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин, так формируется патриот. Патриотизм (от греческого patris — родина, отечество) — это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре. Каждый призывник должен глубоко уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это — целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию. Патриотизм — это и естественное волнение, переживание за успехи и горечи Отечества, его победы и поражения. Следует подчеркнуть, что любовь к Родине и служение ей может проявляться по-разному. Так, патриотизм у научного работника будет иной, чем у крестьянина, рабочего, художника или военного. Имея единую Родину, все они будут любить ее, но у каждого это будет выражаться по-своему. У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, храбрости и героизме, готовности пожертвовать своей жизнью. Для военных людей понятия «патриотизм» и «воинский долг», «подвиг» неразрывно взаимосвязаны, по сути дела являются синонимами. Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты. Великий татарский поэт Муса Джалиль писал: Сердце с последним дыханием жизни Выполнит твёрдую клятву свою: Песни всегда посвящал я Отчизне, Ныне Отчизне я жизнь отдаю. Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит. Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит. (из Моабитской тетради) Только горячо любящий Родину и мужественный человек мог так думать в аду за колючей проволокой. Благодаря именно таким людям, патриотам в самом высоком смысле этого слова, мы победили и будем побеждать. Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. Патриотом, как и настоящим человеком, надо стать. Необходимо вырасти до этого уровня! Из какой бы республики, края, области ни был призван юноша, он ответственен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за наше Отечество. А безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников. Не случайно легендарный генерал А.А. Брусилов утверждал: «Первой мерой поднятия боеспособности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма». Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего — в верности своему конституционному, воинскому долгу. Что означает понятие «воинский долг»? На чем оно основывается? Как и в чем проявляется в процессе военной службы? Осмысление этих вопросов каждым призывником является чрезвычайно важным и необходимым. В повседневной жизни мы часто говорим о требованиях долга, о чувстве долга, об исполненном долге. Человек живет в обществе и не может быть независим от него. В целях удовлетворения своих повседневных потребностей он пользуется благами, созданными до него старшими поколениями, родителями, обществом. Взамен общество (как и во все предшествующие времена) предъявляет к человеку определенные требования. В том числе оно обязывает его поступать, жить и действовать в соответствии с устоявшимися, проверенными веками нормами и правилами. Часть из них общество силой государственной власти возводит в ранг законов. Другие остаются в памяти народа, передаются от поколения к поколению, и, хотя не облачены в форму государственных правовых документов, они не менее значимы. Это — так называемые нормы морали и нравственности. Правовые и моральные нормы теснейшим образом взаимосвязаны. Подытоживая сказанное, отметим, что долг — это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Человек имеет обязанности перед семьей (семейный долг), коллективом и товарищами (товарищеский долг) и т. д. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека. Воинский долг — это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных Сил. Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно — с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть граждан своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей. Каждому военнослужащему важно понять, что воинский долг — не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином. Воинский долг, в сравнении с другими видами общественного долга, включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных Сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности. По-человечески просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И.Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу и нанести врагу как можно больший урон». Эти слова для каждого призывника, каждого воина должны быть руководством в службе. Испокон веков о человеке судят не потому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий. Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в ФЗ «О статусе военнослужащих» (1998г.). Защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами РФ, отмечается в законе, составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих: 1)быть верными военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество; 2)строго соблюдать Конституцию и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; 3)дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом; 4)совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; 5)быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну; 6)соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу. По-другому быть не может. Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь. В знаменитом телефильме «Семнадцать мгновений весны» звучит песня на стихи Роберта Рождественского «Мгновения». Там есть замечательные, очень точные слова: «А в общем, надо просто помнить долг, от первого мгновенья, до последнего». Это главное. Боевые традиции Вооружённых Сил России. Без того ценного, что накоплено предшествующими поколениями во всех сферах жизни и деятельности, новое поколение обойтись не может. Более того, хорошее знание опыта старших, опора на все лучшее, что в нем есть, использование и развитие, обогащение этого лучшего — обязательное условие преемственности поколений, выполнения молодежью своей миссии продолжателей дела дедов и отцов. Во все времена в жизни каждого народа и его армии важную роль играли традиции — установившиеся определенные действия и отношения (обычаи и правила поведения), соблюдение которых стало общественной потребностью. Этот термин, в переводе с латинского означает «передача», «предание». Традиции представляют собой своеобразный способ хранения и передачи социального опыта из поколения в поколение, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, обычаев и убеждений. Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных. Их содержание определяется историческими условиями, государственным строем, спецификой армии. Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них являются общими для всех ВС РФ, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения» соединения, части, корабля, третьи — для определенной воинской профессии. Условия деятельности воинских коллективов также влияют на формирование и проявление воинских традиций. Обычно воинские традиции подразделяются: 1)по степени общности — на общие (характерные для всех ВС РФ) и частные (характерные для определенного вида ВС, рода войск и т.д.); 2)по степени устойчивости — на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся; 3)по степени общественной значимости — на прогрессивные (позитивные) и реакционные (негативные); 4)по сферам воинской деятельности — на боевые, ратно - трудовые и воинского быта. Наиболее общими и определяющими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым. Боевые традиции - это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением военной службы. Они все время развиваются и обогащаются. Знаменитый педагог А.С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое. А образовались они не сразу и не случайно. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. Они выковывались в тяжелом ратном труде, на полях сражений. Какую бы страницу военной истории Отечества мы ни открыли, обязательно увидим яркие картины доблести русской армии, примеры верности боевым традициям. Важнейшими, боевыми традициями ВС РФ являются: 1)беззаветная преданность своей Родине и постоянная готовность к ее защите; 2)презрение к предателям, ненависть и непримиримость к врагам Отчизны; 3)самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; 4)массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества; 5)воинская доблесть и уверенность в победе; 6)верность военной присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы; 7)любовь к своей части, кораблю, воинской специальности; 8)верность Боевому Знамени части, Военно-морскому флагу корабля; 9)войсковое товарищество и коллективизм; 10)уважение к командиру и защита его в бою; 11)отдание воинских почестей погибшим в бою; 12)гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным. Рассмотрим эти важнейшие боевые традиции армии и флота подробнее. В тяжелых испытаниях родилась и крепла замечательная, основополагающая боевая традиция — любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту. На эти отличительные черты русского человека неоднократно указывали наши великие полководцы и военачальники. В частности, известный военный теоретик и педагог генерал М.И.Драгомиров отмечал, что «русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью России». Благодаря этому российская армия всегда имела подготовленные резервы и надежный тыл, а с объявлением войны быстро превращалась в массовую. Широкое добровольческое движение обеспечивало формирование новых частей регулярной армии и позволяло создать многочисленное ополчение. На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей. Закономерно, что когда просторы Родины топчут сапоги иностранных завоевателей, то их шаги болью и ненавистью отдаются в сердце каждого патриота. Поэтому понятная строки Михаила Светлова, написанные в суровом 1943 году: Я не дам свою Родину вывезти За простор чужеземных морей! Я стреляю — и нет справедливости Справедливее пули моей! Любить Родину — значит быть непримиримым к ее врагам. Эта истина пронесена через века. Измена Родине — преступление, которое никогда не может быть искуплено. В людской памяти навсегда остается презрение к предателю. А его родные и близкие, даже если и не виноваты, покрываются позором этого преступления. Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется, прежде всего, в верности присяге и своему воинскому долгу, в храбрости и массовом героизме в бою. Эти явления стали знаменательными боевыми традициями. Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина — храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписаным правилом. Каждый воин знал: лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам. Никогда русский народ не вставал на колени, никогда не была сломлена его воля. Так, навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска. На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости. Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины остались верны боевым традициям предков. Традиция любви к своей части, кораблю, воинской специальности имеет давнюю историю. В начале XVI в. утвердилась система поселенных, или поместных войск, называвшихся строго по пунктам их формирования — «туляне», «смоляне», «володимирцы» и т. д. С петровской эпохи принцип наименования полков по месту их формирования или длительной дислокации становится твердым правилом. Эти названия, освященные огнем боев, со временем стали символами воинской славы и чести. Воины гордились принадлежностью к прославленному подразделению. Они были верны закону — умрем, но не уроним чести своего полка. Новейшая История знает массу примеров, когда военнослужащие после ранения, из госпиталя стремились вернуться в свою часть (корабль), в свою боевую семью. Это не случайно, ведь в части ждала встреча с боевыми товарищами и друзьями. Исключительно важными традициями армии и флота являются войсковое товарищество и коллективизм. Еще со времен Суворова заповедью русского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы — она самая крепкая. В этом сумело убедиться не одно поколение российских воинов. Защита командира в боювсегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. История свидетельствует: русские воины всегда стремились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1707 г. в сражении под Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь Суворову, прикрыв его своим телом. А сколько таких случаев было «период Великой Отечественной войны, в Афганистане, Чечне... Но не только подчиненные, защищая командира, погибали в бою. Офицеры также в критическую минуту сознательно жертвовали собой, чтобы спасти вверенных им подчиненных. Так, поступил гвардии старший лейтенант Владимир Задорожный во время атаки противника в Афганистане. Когда душманская граната упала среди солдат, он, не раздумывая, накрыл ее своим телом. За этот подвиг мужественному офицеру присвоено звание Героя Советского Союза. К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. Знамя издавна олицетворяло собой веру, преданность царю и Отечеству. Оно объединяло и вдохновляло воинов, придавало им организованность и силу. В старой воинской памятке было сказано: «Знамя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя — слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю». Традицию поклонения и верности Боевому Знамени русские воины свято пронесли через века. И сегодня новое поколение защитников Отечества остается верным ей. Еще в старой русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А, начиная с 1840 г. воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении». Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова его имя было навечно зачислено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта прекрасная традиция продолжается и в Российских Вооруженных Силах. В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны. Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому не случайно, что многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными. Что же означает для каждого солдата и матроса быть верным славным боевым традициям? Это, прежде всего: 1)точно соблюдать требования законов, военной присяги, уставов, приказов и распоряжений; 2)быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг; 3)настойчиво совершенствовать свое боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой; 4)по-боевому действовать на учениях и маневрах, в полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений; 5)строго хранить военную и государственную тайну, проявлять бдительность; 6)дорожить дружбой и войсковым товариществом; 7)помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива. Проходят годы и десятилетия, сменяются поколения воинов, меняются оружие и боевая техника, но неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу и славным боевым традициям.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |