Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ распределения и использования прибыли




 

Полученная предприятием прибыль до налогообложения (ПБ) долж­на, в первую очередь, покрыть необходимые затраты на выполнение обя­зательств перед бюджетом, а также обеспечить нужды социаль­ного и капитального развития предприятия.

Порядок распределения прибыли до налогообложения и формирова­ния чистой нераспределенной прибыли определяется алгоритмом ее фор­мирования.

Полученная предприятием прибыль подлежит налогообложению в установленном порядке.

Порядок налогооблагаемой базы прибыли определяется законодательством. Основополагающими документами, определяющими распределение прибыли предприятия являются Налоговый кодекс РФ и другие нормативные документы, учредительные документы, учетная и налоговая политика предприятия.

Рассмотрим методику анализа распределения и использования прибыли автора Бороненковой С.А. Методика анализа распределения и использования выключает несколько этапов:

Этап 1.На данном этапе проводится горизонтальный и вертикальный анализ формирования чистой прибыли, в результате анализа дается оценка факторов первичного порядка, определяющих формирование чистой прибыли исходя из методики ее расчета по форме отчетности о прибылях и убытках, а также рассмотрены факторы, влияющие на каждую составляющую чистой прибыли;

Этап 2.На втором этапе автор раскрывает порядок распределения чистой прибыли по следующим направлениям:

1. Выплаты штрафных санкций и возмещения ущерба из чистой прибыли.

2. Отчисления прибыли в фонды предприятия:

а) в резервные фонды в случаях, если их образование оговорено учредительными документами и уставом предприятия;

б) фонд держателей привилегированных акций, облигаций и др. ценных бумаг;

в) в фонды потребления и накопления;

г) отчисления в фонд держателей обычных акций или фонд учредителей.

Решение о распределении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимается предприятием самостоятельно. Основные направления распределения прибыли - это отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и потребления, отвлечения на благотворительные цели.

На данном этапе проводится горизонтальный и вертикальный анализ распределения прибыли. Горизонтальный анализ показывает, как изменилась чистая прибыль в целом и какие в частности, изменения произошли по направлениям ее использования. Вертикальный анализ изучает как изменились фонды накопления и фонд потребления и какова их доля в чистой прибыли, какие виды непроизводительных выплат были осуществлены из чистой прибыли, по каким причинам они возникли.

Для анализа динамики распределения прибыли автор предлагает изучать следующие темпы роста каждого из направления распределения и соотношение темпов роста ее составных элементов.

Сопоставляем:

1.Темпы роста Пб и Пч:

ТрПб ≥ ТрПч, что говорит об увеличившейся налоговой нагрузке предприятия;

Тр Пб ≤ Тр Пч свидетельствует о разумной налоговой политике и уменьшении налоговых платежей;

2. Темпы изменения потребляемой и накопляемой частей прибыли:

Тр накопления ≥ Тр собственного капитала, что говорит о возрастании роли прибыли в формировании собственного капитала.

Анализируя капитализируемую часть прибыли, направленную в фонд накопления, автор определяет коэффициент устойчивости экономического роста (КУСТ) предприятия, который характеризует средний темп увеличения собственного капитала за счет прибыли, т.е. определяет, какая часть прибыли капитализирована:

КУСТ = Чистая прибыль – Сумма выплаченных акционерам дивидендов / средняя сумма собственного капитала

Этап 3.На данном этапе автором раскрывается социальная политика распределения прибыли, которая находит свое отражение в создании стимулирующих фондов и фондов социальной сферы.

Стимулирующие фонды создаются на предприятии с целью поддер­жать и активизировать деятельность работников. Анализируется динамика стимулирующих выплат на одного работника предприятия. Необходимо изучить, в какой мере стимулирующие фонды выполняют функцию поощ­рения или являются прямой дотацией к оплате труда. С этой целью сопос­тавляют темпы роста отчислений в стимулирующие фонды по ряду на­правлений:

Тр капитализированной прибыли ≥ Тр фондов стимулирования;

ТрПч ≥ Тр фондов стимулирования;

ТрВр ≥ Тр фондов стимулирования;

Тр производительности труда ≥ Тр стимулирования на одного работника,

 

Автором Бороненковой С.А. предлагается система коэффициентов эффективности распределения прибыли. Основной целью этой группы коэффициентов является оценка оптимальности распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия:

 

1. К налогообложению прибыли = (103)

 

Этот коэффициент показывает долю налогов в общей сумме прибыли и позволяет судить о распределении прибыли между предприятием и государством, а динамика этого коэффициента говорит о налоговой грузке.

 

2. К чистой прибыли = (104)

 

Показывает долю чистой прибыли предприятия до налогообложения.

 

3. Одним из главных показателей распределения прибыли является норма распределения прибыли:

 

Норма распределения прибыли = (105)

Нормальным считается коэффициент в пределах 0,4 − 0,6.

Чем выше коэффициент, тем меньше реинвестированная прибыль и возможности развития предприятия.

Дивидендная политика предприятия характеризуется показателем «коэффициент выплаты дивидендов»

4. Выплаты из прибыли персоналу предприятия характеризуются:

4.1. К стимулирования труда = (106)

за счет прибыли

 

4.2 Средний

уровень
выплат из

прибыли = (107)

персоналу предприятия

за рассматриваемый период

 

6. 6. Анализ показателей прибыльности и рентабельности. Факторные модели рентабельности.

 

Показатели рентабельности представляют собой характеристики факторной среды формирования прибыли и дохо­да предприятия, поэтому они являются обязательными элемента­ми сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Для анализа используют дан­ные бухгалтерской отчетности о финансовых результатах и убытках и бухгалтерского баланса.

Существует множество коэффициентов рентабельности. Их эко­номическое содержание определяется тем, какие показатели использованы в расчетах. Основные показатели рентабельности можно объединить в три группы.

Первая группа. Показатели, формируемые на основе прибыли, или доходов:

 

Рпр1 = ; (108) Рпр2 = ; (109) Рпр3 = (110)

 

где Рпр1, Рпр2, Рпр3 − уровни рентабельности по показателям прибыли, или дохода;

ОР − выручка от реализации;

ВП − валовая прибыль (прибыль от продаж), или доход;

НП − прибыль до налогообложения;

ЧП − чистая прибыль

 

Данные показатели характеризуют прибыльность, или доход­ность продукции.

Вторая группа показателей рентабельности − показатели, фор­мируемые на основе производственных активов.

 

Рпа1 = ; (111) Рпа2 = ; (112) Рпа3 = (113)

 

где Рпа1, Рпа2, Рпа3 − уровни рентабельности к показателям про­изводственных активов;

А − стоимость имущества предприятия;

Ик − инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства);

Ск − собственный (акционерный) капи­тал.

Данные показатели рентабельности отвечают интересам раз­личных участников хозяйственной деятельности предприятия: руководство предприятия интересует, прежде всего отдача (до­ходность) всех производственных активов; потенциальных ин­весторов и кредиторов интересует отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей интересует доходность акций.

Каждый из рассчитанных показателей моделируется по фак­торным зависимостям. Например, рентабельность собственного капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношений собствен­ного и заемного капиталов.

Рентабельность производственных активов (имущества) экономически тесно связана с рентабельностью реализации и ресурсоотдачей, что прямо указывает на пути повышения рентабельности: при низкой прибыли от продаж необходимо стремиться к ускоре­нию оборота производственных активов.

Рентабельность производственных активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше фондоотдача основных средств и скорость оборота оборотных средств, чем ниже затраты на рубль товарной продукции.

Третья группа показателей рентабельности - показатели, рас­считанные на основе потоков наличных денежных средств. Такой способ исчисления рентабельности широко применяется в стра­нах с развитой рыночной экономикой.

Расчет рентабельности на базе притока денежных средств осо­бенно актуален в условиях сегодняшней экономической ситуа­ции в стране, где широкое распространение получил бартер

 

Рдс1 = ; (114) Рдс2 = ; (115) Рдс3 = (116)

 

где Рдс1, Рдс2, Рдс3 − уровни рентабельности по показателю притока денежных средств;

ОР − выручка от реализации продукции (объем продаж);

А − активы предприятия;

Ск − собственный капитал.

Данные показатели рентабельности дают представление о возможности предприятия выполнять обязательства перед кредиторами, акционерами наличными денежными средствами. Рентабельность на базе притока денежных средств является существенным признаком экономического и финансового состояния предприятия.

 

Анализ рентабельности продукции

 

Показатели рентабельности представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и доходности предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Для анализа используют данные бухгалтерской отчетности о прибылях и убытках формы бухгалтерский баланс.

Существует множество коэффициентов рентабельности. Их экономическое содержание определяется тем, какие показатели использованы в расчетах. Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность, или доходность продукции, активов предприятия, собственного капитала и т. д.

На уровень рентабельности продукции, исчисленной как отношение прибыли от продаж к выручке от реализации, влияют изменение цены на продукцию иизменение себестоимости продукции. Методом факторного анализа определяется влияние этих факторов на изменение рентабельности продукции. Для расчета используют модель:

 

Рпр = (117)

 

где ОР – выручка от реализации продукции;

С – полная себестоимость продукции.

Расчет влияния факторов определяется методом цепных под­становок

Влияние изменения цены на продукцию составит:


Рц = (118)

 

где Рц − изменение рентабельности под влиянием изменения цен на продукцию;

ОР1 , ОР0 − выручка от реализации продукции соответственно отчетного и предшествующего года;

С1, С0 − се­бестоимость продукции соответственно отчетного и предшеству­ющего года.

2) Влияние изменения себестоимости составит;

 

Рс/с = (119)

 

где Рс/с − изменение рентабельности под влиянием изменения себестоимости продукции.

 

Анализ рентабельности производственных средств

 

Для анализа рентабельности производственных средств (об­щей рентабельности производства) применяется формула

 

К общ. рент = НП / (ОСср + МОср), (120)

 

где К общ. рент − коэффициент общей рентабельности;

НП − прибыль до налогообложения;

ОСср − среднегодовая стоимость основных средств;

М0ср − среднегодовая стоимость материаль­ных оборотных средств.

Для проведения факторного анализа следует разложить ис­ходную формулу, разделив числитель и знаменатель на выручку от реализации. Она примет следующий вид:

 

К общ. рент = (121)

 

где Рпр − прибыль до налогообложения на 1 рубль реализован­ной продукции (рентабельность продаж);

Кф/емк − коэффициент фондоемкости;

Кзакр − коэффициент закрепления материальных оборотных средств.

Оценка влияния отдельных факторов на уровень общей рента­бельности (рентабельности производства) определяется методом цепных подстановок

0) К общ. рент0 = (122)

1) К общ. рентусл1 = (123)

 

2) К общ. рентусл2 = (124)

 

3) К общ. рент1 = (125)

 

1) Влияниеизменения рентабельности продаж составит

К общ. рентусл1 − К общ. рент0.

2) Влияние изменения коэффициента фондоемкости составит

К общ. рентусл2 − К общ. рентусл1

3) Влияние изменения коэффициента закрепления материаль­ных оборотных средств составит

К общ. рент1 − К общ. рентусл2

 

Анализ рентабельности вложений (активов)

 

В мировой практике для характеристик использования финансовых ресурсов используют показатель рентабельности вложений (активов).

Рентабельность вложений в предприятие в общем виде определяется по стоимости всех активов, имеющихся у предприятия. Рентабельность производственных активов (доходов) экономически связана с рентабельностью реализации и ресурсоотдачей, что прямо указывает на пути повышения рентабельности: при низкой прибыли от продаж необходимо стремиться к ускорению оборотапроизводственных активов.

Для факторного анализа рентабельности активов (этот показа­тель, также называют рентабельностью вложений) используют формулу:

Ракт = НП / А (126)

где Ракт − рентабельность активов (вложений);

НП − прибыль до налогообложения;

А − среднегодовая стоимость всех производ­ственных активов (итог баланса).

Источник информации для анализа бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Для проведения фактор­ного анализа некоторые авторы вместо прибыли до налогооб­ложения рекомендуют использовать чистую прибыль.

Рентабельность активов характеризует прибыльность активов предприятия, которая обусловлена его ценовой политикой и уров­нем затрат на производство продукции. Через этот показатель можно также оценить деловую активность предприятия. На рен­табельность активов влияют рентабельность продаж и оборачива­емость активов, что видно из следующей формулы:

 

Ракт = (127)

 

где НП/ОР − рентабельность продаж (Рпр);

ОР/А − оборачива­емость активов (Какт). Влияние факторов на уровень рентабельно­сти активов рассчитывается цепными подстановками или методом абсолютных разниц.

1) ∆Рпр × Какт0 = ∆Рактпрод − влияние изменения рентабельности продаж.

2) Рпр1 × ∆Какт = ∆Рактоб − влияние изменения оборачиваемос­ти активов.

Совокупное влияние факторов составит

Рактпроб + ∆Рактоб = Ракт1 − Ракт0 (128)

 

Анализ рентабельности собственного капитала

 

В западной учетно-аналитической практике широко применя­ется факторный анализ рентабельности собственного капитала (Рcк). Для расчета влияния факторов применяют модифициро­ванную модель фирмы «DuPont»

Обычно строят трехфакторную модель:

 

Рск = (129)

где ЧП − чистая прибыль;

А − среднегодовая стоимость активов предприятия;

Ск − среднегодовая стоимость собственного капитала.

Таким образом, рентабельность собственного капитала форми­руется тремя факторами: рентабельностью реализации (оборота), ресурсоотдачей и структурой авансированного капитала, то есть коэффициентом финансовой зависимости. Эти три фактора обоб­щают основные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а именно: финансовые результаты деятельности, актив баланса, пассив баланса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.