Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Административно-правовые нормы. Административно-правовые отношения




Лекция №2

Ключевые слова: административно-правовая норма, гипотеза, диспозиция, санкция, административное правоотношение, субъект правоотношения, объект правоотношения, юридические факты.

Дидактические единицы: административно-правовая норма, административное правоотношение, юридические факты.

Введение

Административное право как отрасль права состоит из двух частей, части – из правовых институтов, институты, в свою очередь, – из правовых норм. Таким образом, нормы административного права являются «клеточками» самостоятельной отрасли права. Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предписания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами, называются административно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т.е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами. Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты).

Цель: изучить сущность административной нормы и рассмотреть основания возникновения и виды административных правоотношений.

 

 

План лекции

1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры

2. Административно-правовые отношения.


Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры

Нормы административного права – это устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений в сфере функционирования механизма исполнительной власти (более широко – государственного управления).

Как и нормы других отраслей права нормы административного права состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. Из теории права мы знаем, что гипотеза – это характеристика условий, при которых необходимо руководствоваться требованиями данной нормы права. Диспозиция – формулировка правила должного поведения (непосредственно сами предписание, запрет или дозволение). Санкция – указание на меры, применяемые в случаях нарушения требований, выраженных в диспозиции.

Центральным элементом правовой нормы является диспозиция. В административно-правовых нормах это правило выражено еще более наглядно.

Так, гипотеза в административно-правовых нормах зачастую не применяется ввиду того, что в качестве условия действия правовой нормы всегда подразумевается деятельность органа управления по реализации исполнительной власти. Но в некоторых административно-правовых нормах она все же присутствует (например, по ч. 6 ст. 5 Закона РФ «О милиции» «милиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личности гражданина, порочащие его честь и достоинство, если исполнение обязанностей или правосудия не требует этого»).

Как правило, в административно-правовых нормах нет и такого ее элемента, как санкция. Это обусловлено тем, что административно-правовые нормы регулируют управленческие отношения, и невыполнение предписания субъекта управления влечет дисциплинарную ответственность. Вместе с тем имеются и исключения. Так, в нормах, устанавливающих административную ответственность, санкции имеются, так как эти нормы предусматривают ответственность за нарушение общепринятых правил поведения, и отношений подчиненности между субъектом и объектом управления в данных случаях нет.

Классифицировать нормы административного права на виды можно по различным признакам.

По конкретным субъектам нормы регулируют правовое положение:

а) органов исполнительной власти;

б) предприятий и учреждений;

в) государственных служащих;

г) общественных объединений;

д) граждан.

По целевому назначению они делятся на регулятивные (содержащие правила нормальной деятельности) и охранительные (призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений).

По методу воздействия на поведение субъектов выделяют обязывающие, запрещающие, управомочивающие и поощрительные (стимулирующие). Ю. М. Козлов выдвигает и четвертую категорию – рекомендательные. Отмечая, что по своей природе они не имеют юридически обязательного характера, он приводит пример документа, именуемого «Рекомендации по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушение налогового законодательства» от 6 октября 1993 г. В названном документе по существу содержатся не рекомендации, а прямые предписания. По мнению автора, этот пример свидетельствует о том, что в данном случае мы имеем дело с обязывающими нормами права, а принимать во внимание одно лишь название документа было бы неверным. Кроме того, нормы права иметь рекомендательный характер не могут, поскольку это, по нашему мнению, противоречит их определению.

По содержанию нормы права можно классифицировать на материальные (закрепляют непосредственно комплекс прав и обязанностей) и процессуальные (определяющие порядок, процесс реализации этих прав и обязанностей).

По своему масштабу они подразделяются на общефедеральные и нормы субъектов Федерации.

По объему регулирования – на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые.

По юридической силе – имеющие силу закона и подзаконные акты.

В юридической литературе выделяются четыре формы реализации административно-правовых норм:

1) исполнение (активные действия по выполнению предписания);

2) соблюдение (пассивное поведение по воздержанию от совершения запрещенных действий);

3) использование (субъект сам решает, воспользоваться ли ему нормой права или нет);

4) применение (принятие уполномоченным на то органом юридически властного решения).

Некоторые ученые выделяют лишь две формы реализации административно-правовых норм – исполнение и применение, но, на наш взгляд, такая классификация является неполной.

 

Административно-правовые нормы способствуют решению следующих основных задач:

 

1) упорядочение управленческих отношений и регулирование функций в системе органов исполнительной власти, государственного управления;

 

2) регламентация связей и отношений различных отраслей и сфер отраслевого и межотраслевого управления, координация и взаимодействия государственных органов власти и их обслуживающих аппаратов с юридическими и физическими лицами;

 

3) закрепление научно обоснованных и рациональных отношений между субъектами и объектами управленческой деятельности, с целью их оптимизации и устойчивого динамического развития;

 

4) стимулирование, запретительные меры, определение степени и порядка применения мер административного принуждения, включая применение видов наказания за административные правонарушения или освобождения от наказания.

 

Структура нормы права — это способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.

 

Гипотеза административно-правовой нормы — это управленческие отношения, на которые она призвана при определенных условиях, воздействовать и которые, в свою очередь могут порождать определенные правоотношения. По существу это юридические факты, порождающие административно-правовые отношения. Например, совершение гражданином административного правонарушения. Юридические факты могут быть простыми и сложными. Простой юридический факт — рождение ребенка — требует его регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах). Сложный юридический факт — поступление выпускника средней школы в государственный институт (прохождение медкомиссии, представление аттестата и других требуемых документов, сдача вступительных экзаменов, прохождение по конкурсу и приказ ректора о зачислении студента на первый курс).

 

Диспозиция — есть правило поведения, предписываемое нормой. Она излагается преимущественно в форме осуществления прав, правомочий, дозволения или дается в виде предписаний, обязанностей, в форме запрета и ограничений конкретной деятельности. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов права, как бы она не была сформулирована.

 

Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания (или иной меры принуждения), применяемые к правонарушителю. Санкция всегда предусмотрена административно-правовой нормой в связи с конкретным правонарушением. В отличие от санкции (разрешения), даваемой прокурором, в случаях, предусмотренных законом, последняя мера направлена на обеспечение законности применения мер уголовно-процессуального принуждения к лицу, подозреваемому в совершении преступления.

 

В административной правовой норме вместо санкции в зависимости от содержания нормы и условий ее применения может применяться поощрение.

 

Поощрение как элемент административно-правовой нормы есть публичное признание заслуг физического и юридического лица в выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы.

 

Административно-правовые нормы можно классифицировать по видам:

 

1) по содержанию, т.е. по типу регулируемых однородных отношений;

 

2) по предмету регулирования;

 

3) по методу воздействия;

 

4) по форме предписания;

 

5) по способу действия

Деление административно-правовых норм по правовым институтам (по содержанию) имеет большое значение для изучения очень объемного курса административного права, позволяя при этом большой нормативный материал сгруппировать в определенной последовательности и системно. Рассмотрим виды административно-правовых норм более подробно.

 

1. По содержанию административно-правовые нормы объединяются в правовые институты, с их помощью регулируются родственные по содержанию управленческие правоотношения. Это, прежде всего, следующие группы (виды) норм:

 

1) регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления;

 

2) закрепляющие основные положения организации, функционирования и правовое положение государственных предприятий, учреждений и организаций;

 

3) устанавливающие оптимальные формы и методы реализации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

 

4) закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан и их общественных объединений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

 

5) закрепляющие и регулирующие основные положения, принципы организации и деятельности института государственной службы;

 

6) регламентирующие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

 

7) разрешающие вопросы административной юрисдикции (подведомственность) правового разрешения управленческих споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях и принятия мер административного принуждения, в том числе и мер административного наказания;

 

8) определяющие положения и принципы регулирования отношений между субъектами административного права в экономике, промышленности, аграрном секторе, хозяйственной сфере, социально-культурной и административно-политической сфере и межотраслевом управлении.

 

2. По предмету правового регулирования они делятся на материальные и процессуальные нормы. Нормы, регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий называются материальными.

 

Нормы, регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения, регламентируются и охраняются административно-процессуальными нормами.

 

3. По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений.

 

Они могут быть:

 

1) обязывающими — содержать юридическое предписание действовать так, как предусмотрено нормой (например, ст. 1.6. Кодекса РФ об АП). Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением;

 

2) уполномочивающими; например, в главе 23 Кодекса РФ об АП перечислены субъекты права, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях;

 

3) запрещающими вмешиваться в работу избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.2. Кодекса РФ об АП);

 

4) стимулирующие; создавать условия должного поведения в сфере управленческих отношений или наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 4.2.), также косвенно стимулируют законопослушность граждан;

 

5) согласительные административные процедуры также широко используются в регулировании управленческих отношений.

 

4. По форме предписания административно-правовые нормы бывают:

 

1) категорические (императивные);

 

2) рекомендательные (решения научно-консультативных советов при органах исполнительной власти, научно-методических семинаров, обмен опытом и др.);

 

3) диспозиционные (регулируемые права и обязанности в рамках или диапазоне, предоставленных нормой права).

 

5. По способу действия (в пространстве, по времени и субъектам регулирования):

 

1) в пространстве — общероссийские, в пределах субъекта Российской Федерации, местные правовые акты и др.;

 

2) по времени — с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия;

 

3) по субъектам регулирования — в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.

 

Классификация позволяет выявить однородный круг отношений субъектов, на который распространяется действие административно-правовых норм и оптимизировать их воздействие с целью совершенствования управленческих отношений. Важным средством в совершенствовании механизма административно-правового регулирования управленческих отношений являются формы реализации административно-правовых норм.

 

Реализация административно-правовых норм, также как и норм других отраслей, представляет собой процесс практического осуществления или выражения воли субъектов управленческих отношений, регулируемой административно-правовыми нормами, выраженных в рамках закона или подзаконного акта.

 

В теории права обычно различаются четыре формы реализации административно-правовых норм: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3)использование; 4) применение.

 

1) наиболее широко используемая форма реализации — это соблюдение права, то есть добровольное исполнение объектом и субъектом управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой. То есть в этой ситуации как бы действует метод убеждения, который считается, основным методом государственного управления, так как если методы принуждения у государства будут преобладать, то оно вообще может прекратить выполнение своих функций и задач ввиду недостаточности ресурсов для этих целей. 2) исполнение права, в отличие от соблюдения, заключается в активных правомерных и позитивных действиях, как субъектов, так и объектов управленческих отношений по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное поведение субъекта управления может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность. Например, ненадлежащее исполнение должностным лицом своих функций и задач может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности.

 

3) использование права есть активное и добровольное совершение субъектами и объектами управленческих отношений правомерных действий, которые связаны с реализацией субъективных прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, их должностных лиц. Например, использование научных методов в анализе информации, поступающей в органы исполнительной власти, государственного управления. В отличие от первых двух форм реализации, субъект или объект управленческих отношений сам решает, как и в какой форме воспользоваться этим правом, предоставляемым правовой нормой. Использование этих прав направлено на повышение эффективности управленческой деятельности.

 

Поэтому в административно-правовом регулировании управленческих отношений действует не только принцип «на основании закона» (т. е. требование подзаконное™ акта управления), но принцип «во исполнение закона» (то есть акт управления должен «работать» на цель, заложенную в законе), а это и есть принцип целесообразности акта управления. Анализ правоприменительной практики актов управления позволяет выявлять объективные тенденции такой целесообразности актов управления с целью их совершенствования, то есть внесение изменений и дополнений, позволяющих в дальнейшем повысить эффективность достижения целей, сформулированных в законах. Такому же анализу должны подвергаться и сами федеральные законы для их дальнейшего совершенствования.

 

4) применение права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченными должностными лицами в установленном законом порядке. Например, в Типовом положении о субъекте органа исполнительной власти следует предусмотреть процессуальные нормы применения количественных методов в обосновании и принятии управленческого решения.

 

Следовало бы разработать и принять Служебно-процессуальный Кодекс РФ, регламентирующий порядок и процедуру управленческой деятельности государственных служащих, порядок выработки, научного обоснования и принятия управленческих решении органами исполнительной власти, государственного управления и их должностными лицами, предусматривающий юридическую ответственность за негативные результаты, полученные в процессе реализации функций и задач государственного управления и правового регулирования.

 

Подобная классификация норм административного права позволяет быстрее выявлять субъектов и круг их отношений с целью совершенствования управленческих отношений.

 

Учитывая важность и творческий характер применения норм административного права, при этой форме реализации норм к ним предъявляется ряд основных требований (которые следовало закрепить в предлагаемом выше Кодексе) таких как:

 

1. Соблюдение законности в процессе административного нормотворчества и правоприменительной практики в сфере управленческой деятельности, является обязанностью органов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц по предметам ведения и в объеме компетенции, особенно если это касается защиты прав и свобод человека и гражданина. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ).

 

Примером нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина может служить постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ».

 

Образец бланка и описание паспорта гражданина РФ не содержит графы «национальность», что противоречит пункту 1, ст. 26 Конституции РФ «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность». Право «определять» предоставлено всем гражданам, а вот право «указывать» только предоставлено тем, кто не желает указывать свою национальность, так как нет графы «национальность» в бланке — описании паспорта гражданина РФ. Следовательно, гражданин, желающий осуществить свое конституционное право «указать» свою национальность не может реализовать свое право, так отсутствует графа «национальность». В соответствии с ст. 26 Конституции РФ в бланке описания паспорта должна быть графа «национальность (заполняется по желанию)».

 

2. Оптимальность применения нормы в соответствии с целью, сформулированной в норме закона и в связи с конкретными условиями реализации нормы акта управления субъект и объекты управления осуществляют государственные функции и задачи с минимально возможными затратами финансового, временного, экономического, кадрового, материально-технического, информационного и иного ресурса.

 

Субъект управления, контролируя объекты управления, в объеме своих полномочий оказывает правовое воздействие на них не только за невыполнение государственных функций и задач, но и за ненадлежащее или неоптимальное решение.

 

Оптимальность в смысле целесообразности также отражена в пункте 2 ст. 4.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях «Судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или законах субъектов РФ об административных правонарушениях».

 

3. Обоснованность применения нормы на основе достоверных фактов. Субъект управленческих отношений в объеме своих полномочий контролирует обоснованность применения административно-правовых норм уполномоченными на то объектами управления (представителями государственной власти), например, в процессе осуществления последними функций государственного контроля или административного надзора. Всесторонность проверки достоверности фактов и обстоятельств дела, их обоснованность — это требование тесно связано с законностью рассмотрения дел об административных правонарушениях (ст. 1.6).

4. Научная организация правоприменительной деятельности выражена:

 

а) оптимизацией процесса применения административно-правовых норм;

 

б) рациональным разделением труда между субъектами отношений;

 

г) обоснованным распределением полномочий и компетенции между субъектами административно-правовых отношений;

 

д) использованием количественных методов, современных компьютерных средств и новых информационных технологий;

 

е) использованием передового опыта.

 

5. Целесообразность применения норм административного права объясняется творческим характером деятельности органов исполнительной власти, государственного управления на основании закона и во исполнение закона, то есть акт управления должен работать на цель, заложенную в законе, в этом его основное предназначение как основного элемента механизма правового регулирования управленческих отношений.

 

6. Стабилизация управленческих отношений является одной из основных целей административно-правового регулирования деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. В этих условиях каждый субъект административно-правовых отношений имеет наибольшую вероятность и возможность реализовать свои права, свободы, законные интересы, знания, опыт в любой не запрещенной сфере деятельности.

 

Позитивные результаты в управленческой деятельности могут быть только тогда, когда каждый гражданин России, независимо от национальности, вероисповедания реально будет равноправным, иметь равный доступ к государственной службе, когда прием будет осуществляться в форме открытых конкурсных экзаменов, принимаемых квалифицированным жюри, а основным критерием будут только профессиональные знания, опыт работы, уровень квалификации, исполнения своих гражданских обязанностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.