Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой статус органов исполнительной власти




Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в РФ, учрежденная самим государством для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности, властных полномочий в отношении других организаций и граждан в целях реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами, положениями об органах.

Орган исполнительной власти является юридическим лицом, имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

Общие признаки органов исполнительной власти:

1) подзаконный характер деятельности;

2) наделение их правами распорядительства, издавать подзаконные юридические акты;

3) подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих;

4) оперативная самостоятельность органов в пределах их компетенции.

Принципы деятельности органов исполнительной власти:

1) государственная и территориальная целостность РФ;

2) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

3) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

4) единство системы государственной власти;

5) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

6) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

7) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий.

Органы исполнительной власти наделены собственной компетенцией, которая включает задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти.

Полномочия органов исполнительной власти:

1) исполнительно-распорядительная деятельность;

2) контрольно-надзорные функции;

3) нормотворческая деятельность;

4) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

Виды органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти можно классифицировать по нескольким признакам.

1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти РФ и по источнику финансирования:

- федеральные;

- органы исполнительной власти субъектов РФ.

2. По основаниям образования:

- органы, образование которых предусмотрено конституциями (президенты и их администрации, правительства);

- создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, федеральные службы).

3. По порядку формирования:

- избираемые населением (Президент РФ);

- назначаемые вышестоящими должностными лицами (министерства, комитеты, департаменты, управления).

4. По организационно-правовым формам:

- правительства;

- министерства;

- государственные комитеты;

- федеральные службы и федеральные агентства;

- администрации;

- мэрии;

- департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (образуются в качестве структурных подразделений как на уровне федеральных органов, так и в субъектах РФ).

5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):

- общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (президент, правительство);

- отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства);

- межотраслевой компетенции, выполняющие специальные функции для всех или большинства отраслей управления (органы статистики, стандартизации, сертификации).

6. По порядку принятия решений:

- коллегиальные органы, разрешающие подведомственные вопросы коллегиально (Правительство РФ);

- единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа (министерства).

Президент РФ

Статус Президента РФ как главы государства определен Конституцией РФ (глава 4). Он осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями власти и не входит в систему ни одной из них.

На должность Президента может быть избран гражданин РФ в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). Президент избирается сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Порядок избрания Президента определяется федеральным законом "О выборах Президента РФ".

Президент РФ наделен широким кругом полномочий, указанных в ст. 83-90 Конституции РФ:

1) определяет внутреннюю и внешнюю политику России;

2) создает органы исполнительной власти;

3) формирует Правительство РФ;

4) издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ;

5) вправе отменять акты Правительства РФ и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае противоречия их действующему законодательству;

6) назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ;

7) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России;

8) в случае агрессии против РФ вводит военное положение, а при определенных обстоятельствах вводит чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Порядок введения чрезвычайного положения установлен в федеральном конституционном законе "О чрезвычайном положении" № 3-ФКЗ от 30.05.2001г (21).

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности (ст. 92 Конституции).

В случае прекращения полномочий Президентом РФ их временно исполняет Председатель Правительства РФ. При этом выборы нового Президента РФ должны состояться в течение трех месяцев.

Порядок отрешения Президента РФ от должности закреплен в ст. 93 Конституции РФ.

Полномочные представители Президента РФ в семи федеральных округах являются должностными лицами, представляющими Президента РФ в пределах соответствующих округов. Они являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента РФ. Их деятельность регулируется Положением о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе (утв. Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г.) Основные задачи – контроль исполнения Конституции РФ, федеральных законов, федеральных целевых программ на территории округа и разрешение споров между органами власти субъектов РФ и территориальными органами федеральной исполнительной власти.

Государственный совет РФ является совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных и региональных органов власти. Он возглавляется Президентом РФ и включает руководителей высших органов исполнительной власти субъектов РФ. Его деятельность регулируется Положением о Государственном совете РФ (утв. Указом президента РФ № 1602 от 1 сентября 2000 г.)

Общественная палата осуществляет общественный контроль за деятельность органов исполнительной власти и обеспечивает общественную экспертизу важнейших законопроектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.