Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы исполнительной власти, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях




Органы внутренних дел (милиция) (Ст.23.3 КоАП РФ)

В гл. 27 КоАП РФ непосредственно закреплены полномочия должностных лиц органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России по применению мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В статье 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) определено, что милиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных указанным Законом и другими федеральными законами. Там же установлено, что милиция входит в систему МВД России.

В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона РФ "О милиции" милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить в установленном законодательством об административных правонарушениях порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных средств, с помощью которых были совершены проникновение либо попытка проникновения на охраняемые милицией территории и объекты.

Согласно ст. 7 Закона РФ "О милиции" милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности; в своей деятельности милиция подчиняется МВД России, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.

Как установлено ст. 8 Закона РФ "О милиции", основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ; криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей; криминальная милиция является органом дознания.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ "О милиции" основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности; милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей; милиция общественной безопасности является органом дознания.

Согласно ст. 9 Закона РФ "О милиции" к милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 утверждено Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ.

Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел РФ" утверждено Положение о Министерстве внутренних дел РФ.

Согласно п. 1 указанного Положения МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Там же установлено, что руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.

В соответствии с п. 2 Положения МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).

В подпункте 4 п. 3 Положения в качестве одной из основных задач МВД России указано предупреждение и пресечение административных правонарушений. Согласно подп. 12 п. 8 Положения в полномочия МВД России входит организация производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск.

Назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск МВД России, порядок выполнения ими возложенных задач определены Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ", согласно ст. 1 которого внутренние войска МВД России входят в систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Приказом МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию" утверждены:

Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел РФ, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ (приведен в приложении N 1 к приказу);

Перечень должностных лиц системы Федеральной миграционной службы, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ (приведен в приложении N 2 к приказу);

Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел РФ, уполномоченных осуществлять административное задержание (приведен в приложении N 3 к приказу).

Приведенный в приложении N 1 к приказу МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел РФ, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, включает в себя следующее (табл. 1).

Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы(Ст.23.4 КоАП РФ)

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (здесь и далее в ред. Федеральных законов от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ и от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ)*(69) правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция РФ, указанный Закон и иные нормативные правовые акты РФ, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Минюста России.

В статье 5 указанного Закона определено, что уголовно-исполнительная система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.

Той же статьей предусмотрено, что в уголовно-исполнительную систему, по решению Правительства РФ, могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждениям, исполняющим наказания, наряду с прочим предоставляются права составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях меры.

Согласно ст. 7 этого Закона территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РФ.

Статьей 8 установлено, что положение о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его структура и предельная численность утверждаются Президентом РФ.

Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, в соответствии с п. 1 которого ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. В том же пункте Положения установлено, что ФСИН России подведомственна Минюсту России.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий. В п. 2 указанного Положения установлено, что Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России, Росрегистрации и ФССП России.

В отношении указанных в ч. 2 ст. 23.4 КоАП РФ органов и учреждений уголовно-исполнительной системы следует отметить следующее:

арестный дом, согласно положениям ч. 8 и 14 ст. 16 и ч. 1 ст. 68 УИК РФ, является учреждением уголовно-исполнительной системы, которое исполняет наказания в виде ареста.

виды исправительных учреждений определены в ст. 74 УИК РФ. Таковыми согласно ч. 1 ст. 74 УИК РФ являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения;

в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в ред. Федеральных законов от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ и от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ)*(73) следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, а также следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности (далее следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы создаются, реорганизуются и ликвидируются министром юстиции РФ. Решение о создании, реорганизации и ликвидации следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности принимает Директор ФСБ России;

согласно ст. 9 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ и от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете МВД России. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном МВД России. Изоляторы временного содержания пограничных органов федеральной службы безопасности создаются в пограничных частях, непосредственно осуществляющих охрану Государственной границы РФ, и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете ФСБ России. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Директором ФСБ России.

Приказом Минюста России от 28 июня 2002 г. N 182 утвержден Перечень должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии с приказом ФСИН России от 18 января 2005 г. N 2 "Об организационных вопросах по территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний" осуществлены преобразование и реорганизация территориальных органов ФСИН России. К указанному приказу также приложен перечень территориальных органов ФСИН России.

Налоговые органы(Ст.23.5 КоАП РФ)

Согласно ст. 1 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 8 июля 1999 г. N 151-ФЗ и от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ) налоговые органы РФ - это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 8 июля 1999 г. N 151-ФЗ и от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ) единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (в ред. постановления Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 72)*(82), ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

В соответствии с п. 2 указанного Положения ФНС России находится в ведении Минфина России.

Как установлено в п. 4 Положения, ФНС России и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня - составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"*(83) утверждены:

Положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (приложение N 1 к приказу);

Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (приложение N 2 к приказу);

Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (приложение N 3 к Приказу);

Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу (приложение N 4 к приказу);

Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (приложение N 5 к приказу).

Приказом ФНС России от 2 августа 2005 г. N САЭ-3-06/354@*(84) утвержден Перечень должностных лиц налоговых органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере(Ст.23.6 КоАП РФ)

В статье 268 БК РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2004 г. N 182-ФЗ*(85)) установлено следующее в отношении финансового контроля, осуществляемого Федеральной службой финансово-бюджетного надзора:

Росфиннадзор осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов (п. 1 ст. 268 БК РФ);

Росфиннадзор вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств (п. 2 ст. 268 БК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278*(86) утверждено Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, в соответствии с п. 1 которого Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

В пункте 2 Положения установлено, что Росфиннадзор находится в ведении Минфина России.

Согласно п. 4 Положения Росфиннадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В подпункте 5.4 Положения предусмотрено, что Росфиннадзор осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ.

Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 89 утверждены Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и схема их размещения.

Приказом Росфиннадзора от 17 ноября 2004 г. N 102 "О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что правом на составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 28.3 КоАП РФ в Росфиннадзоре обладают следующие должностные лица:

руководитель Росфиннадзора, его заместители;

начальники управлений центрального аппарата Росфиннадзора, их заместители;

руководители территориальных органов Росфиннадзора, их заместители;

начальники отделов управлений центрального аппарата Росфиннадзора, их заместители;

начальники отделов территориальных органов Росфиннадзора, их заместители;

иные должностные лица Росфиннадзора и ее территориальных органов, уполномоченные осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере.

Таможенные органы (ст.23.8 КоАП)

В пункте 1 ст. 401 Таможенного кодекса РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ) таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

В соответствии с п. 1 ст. 402 Таможенного кодекса РФ таможенными органами являются:

1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Как установлено в п. 2 ст. 402 Таможенного кодекса РФ, создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а таможенных постов - федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 "О Федеральной таможенной службе" утверждено Положение о Федеральной таможенной службе, согласно п. 1 которого ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Согласно п. 2 указанного Положения ФТС России находится в ведении Минэкономразвития России.

В пункте 1 приказа ФТС России от 15 марта 2005 г. N 198 "О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание"*(90) установлено, что составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:

а) ч. 1 ст. 7.12, ст. 14.10, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, ст. 15.9, ст. 15.25, ст. 16.1-16.23, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7, ст. 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ, вправе должностные лица таможенных органов РФ, перечень которых приведен в приложении к указанному приказу, при выполнении возложенных на них функций;

б) ст. 17.7, 17.9 КоАП РФ, вправе должностные лица таможенных органов РФ, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях и указанные в приложении к приказу.

Согласно п. 2 этого приказа осуществлять административное задержание при выявлении нарушений таможенных правил в порядке, установленном законодательством РФ, вправе должностные лица таможенных органов РФ, указанные в п. 1 этого же приказа.

В приложении к приказу приведен Перечень должностных лиц таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, и осуществлять административное задержание

В письме ФТС России от 11 апреля 2005 г. N 18-12/11114 "О направлении информации"*(91) обращено внимание на то, что в соответствии с положениями указанного приказа ФТС России от 15 марта 2005 г. N 198 дознаватели, должностные лица авиационных подразделений и сотрудники таможенных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (в том числе начальники оперативно-розыскных подразделений и их заместители), не включены в перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и производить административное задержание. В этой связи, согласно требованиям ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ, данные лица не вправе возбуждать дела об административных правонарушениях. Вместе с тем сотрудники специальных отрядов быстрого реагирования, не занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, включены в перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание.

Органы экспортного контроля (ст.23.9)

Как установлено в ст. 11 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ) экспортный контроль осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" утверждено Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, в подп. 5 п. 1 которого установлено, что ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам осуществления экспортного контроля.

Согласно п. 2 указанного Положения ФСТЭК России является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

В пункте 3 Положения установлено, что ФСТЭК России подведомственна Минобороны России.

Приказом ФСТЭК России от 11 апреля 2005 г. N 124*(94) утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Как указано в Перечне, в соответствии с ч. 1, п. 13 и 55 ч. 2 и ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ уполномочиваются в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.12, 13.13, 14.20, 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, следующие должностные лица центрального аппарата ФСТЭК России:

директор ФСТЭК России;

заместители директора ФСТЭК России;

начальник 2 управления ФСТЭК России, его заместитель;

начальник 3 управления ФСТЭК России, его заместитель;

начальник 5 управления ФСТЭК России, его заместители;

начальник отдела лицензирования и сертификации 2 управления ФСТЭК России, его заместитель;

начальник инспекционного отдела 3 управления ФСТЭК России, его заместитель;

начальники организационно-методического отдела, отдела контрольно-аналитической работы, отдела работы с участниками внешнеэкономической деятельности 5 управления ФСТЭК России и их заместители;

иные должностные лица центрального аппарата ФСТЭК России, специально уполномоченные осуществлять контроль в пределах компетенции ФСТЭК России.

В Перечне также предусмотрено, что в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 28.3 КоАП РФ уполномочиваются в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.12, 13.13, 14.20, 17.7, 17.9 КоАП РФ, следующие должностные лица управлений ФСТЭК России по федеральным округам:

руководители управлений ФСТЭК России по федеральным округам, их заместители;

иные должностные лица управлений ФСТЭК России по федеральным округам, специально уполномоченные осуществлять контроль в пределах компетенции управлений ФСТЭК России по федеральным округам.

Пограничные органы (ст.23.10)

В статье 27 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ и от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ)*(95) установлено, что федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ специально уполномочен осуществлять государственное управление в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также организацию пограничной службы; пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы, входят в состав Федеральной службы безопасности.

Согласно ст. 30 этого же Закона пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях, как предусмотрено этой же статьей Закона, они наряду с прочим осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством РФ, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним.

В соответствии со ст. 30 Закона пограничные органы в пределах приграничной территории наряду с прочим имеют право:

осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток - с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность; подвергать задержанных личному досмотру, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владении, и документы. О каждом случае административного задержания, личного досмотра задержанного, досмотра и изъятия находившихся при нем вещей составляется протокол (п. 4 ст. 30);

задерживать с санкции прокурора иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых на основаниях, предусмотренных ч. 4 ст. 14 указанного Закона, приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении из пределов РФ либо приняты постановления об административном выдворении из пределов РФ, на время, необходимое для исполнения решения, постановления (п. 5 ст. 30);

содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в помещениях пограничных органов, специально оборудованных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, - в изоляторах временного содержания или в помещениях пограничных органов, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать таких лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально оборудованные помещения органов внутренних дел (п. 6 ст. 30).

Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности РФ" утверждены Положение о Федеральной службе безопасности РФ и структура органов федеральной службы безопасности.

В соответствии с п. 1 указанного Положения ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление. Согласно п. 3 Положения деятельностью ФСБ России руководит Президент РФ.

Структура органов ФСБ России, утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960, включает в себя следующее:

ФСБ России, имеющая в своем составе службы, департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);

другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности);

авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности

В целях реализации положений ст. 27.3, 28.3 КоАП РФ приказом Федеральной пограничной службы РФ (ФПС России Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308*(97) с 1 июля 2003 г. упразднена и ее функции переданы ФСБ России) от 22 июля 2002 г. N 438 "О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в войсках и органах Пограничной службы Российской Федерации"*(98) установлено следующее.

1. Административное задержание физических лиц, совершивших административные правонарушения, рассмотрение дел по которым в соответствии с п. 1 ст. 23.10 КоАП РФ отнесено к ведению Пограничной службы РФ, вправе осуществлять:

1.1) на срок до трех часов - должностные лица войск и органов Пограничной службы РФ, указанные в п. 1-12 ч. 2 ст. 23.10 КоАП РФ, проходящие военную службу по контракту, и другие военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях офицеров, прапорщиков (мичманов), выявившие административные правонарушения при выполнении ими обязанностей в области защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ;

1.2) на срок до сорока восьми часов - должностные лица, указанные в п. 1-4, 6, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 23.10 КоАП РФ, проходящие военную службу по контракту, заместители начальников пограничных отрядов, командиров соединений и воинских частей пограничного контроля, командиров морских соединений и частей, комендантов пограничных комендатур, командиров подразделений пограничного контроля, а также начальники отделений пограничного контроля, оперативно-розыскных отделений.

2. Процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.7-27.10 КоАП РФ, вправе осуществлять должностные лица, указанные выше в п. 1.

3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в п. 1-12 ч. 2 ст. 23.10 КоАП РФ.

 

Военные комиссары(23.11)

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1372 утверждено Положение о военных комиссариатах*(100).

Согласно п. 2 указанного Положения военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов (для военных комиссариатов, находящихся на территории Калининградского особого района, - флота), на территории которых они находятся.

В соответствии с п. 5 Положения Минобороны России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создает:

военные комиссариаты субъектов РФ в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области и автономных округах;

военные комиссариаты районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований.

В отдельных случаях могут создаваться объединенные военные комиссариаты для нескольких муниципальных образований, имеющих общую территорию.

В пункте 13 Положения установлено, что военный комиссар организует служебную деятельность военного комиссариата и руководит его работой.

Согласно п. 14 Положения военный комиссар субъекта РФ подчиняется заместителю начальника штаба по организационно-мобилизационной работе военного округа (флота) и является прямым начальником личного состава военных комиссариатов, находящихся на территории субъекта РФ. Он определяет должностные и специальные обязанности подчиненных военных комиссаров.

В соответствии с п. 15 Положения военный комиссар района, города (без районного деления), административного округа и равного ему административного образования подчиняется военному комиссару субъекта РФ и является прямым начальником личного состава военного комиссариата района, города (без районного деления), административного округа и равного ему административного образования. Он определяет должностные обязанности подчиненного ему личного состава.

В пункте 16 Положения предусмотрено, что военный комиссар наряду с прочим рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством РФ об административных правонарушениях, а при необходимости передает материалы на этих лиц в правоохранительные органы.

Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда (Ст. 23.12 КоАП РФ)

В статье 354 Трудового кодекса РФ установлено, что федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ. Согласно ст. 354 Трудового кодекса РФ руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Согласно пункту 1 ст. 20 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 утверждено Положение о федеральной инспекции труда, которое применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

В пункте 5 Положения установлено следующее:

государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда осуществляют государственные инспектора труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда;

деятельностью федеральной инспекции труда руководит заместитель Министра труда и социального развития РФ - главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ;

руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития РФ является заместителем главного государственного инспектора труда РФ;

заместители руководителя указанного Департамента являются главным государственным правовым инспектором труда РФ и главным государственным инспектором РФ по охране труда;

начальники отделов указанного Департамента и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда;

руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда);

начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда.

Приказом Минтруда России от 13 сентября 2002 г. N 184*(103) утвержден Перечень должностных лиц федеральной инспекции труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Однако необходимо учитывать, что в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство труда и социального развития РФ упразднено, а его функции переданы образованным Минздравсоцразвития России (функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности) и Роструду (правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг).

Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (23.13)

В пункте 2 ст. 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлено, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п. 2 ст. 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ;

территориальные органы, созданные в установленном законодательством РФ порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте;

учреждения, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения;

государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

В пункте 3 ст. 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ, - Главный государственный санитарный врач РФ, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569 утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, в соответствии с п. 3 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ, является Роспотребнадзор и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством РФ порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте.

Согласно п. 4 Положения МВД России, Минобороны России, ФСИН России, ГУСП, Управление делами Президента РФ, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России и ФМБА России осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор, соответственно, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор (ст.23.14)

Как определено в ст. 8 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ)*(112), государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ о ветеринарии.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ "О ветеринарии" система государственной ветеринарной службы РФ включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии;

федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и подведомственные ему организации;

федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы;

ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

в субъектах РФ - уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения.

Согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ "О ветеринарии" Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ; главные государственные ветеринарные инспекторы субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Главным государственным ветеринарным инспектором РФ.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 706*(113) утверждено Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, в п. 2 которого указано, что органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы РФ:

Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ с непосредственно ему подчиненными Всероссийским научно-исследовательским институтом контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов, центральными научно-производственной и радиологической лабораториями, зональными управлениями государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте;

управления ветеринарии в составе органов исполнительной власти субъектов РФ;

управления (отделы) ветеринарии в составе администраций районов и городов;

станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные лаборатории субъектов РФ, районов и городов;

участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки, пункты;

пограничные и транспортные ветеринарные контрольные пункты, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства.

Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль (ст.23.15)

Как определено в ст. 2 Федерального закона от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений", государственный карантинный фитосанитарный контроль - это мероприятия по выявлению карантинных объектов, установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, осуществлению государственного карантинного фитосанитарного надзора за соблюдением законодательства РФ в области обеспечения карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О карантине растений" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обеспечению карантина растений.

В статье 15 этого Закона установлено, что государственная служба карантина растений РФ является единой федеральной централизованной системой государственных органов и организаций, обеспечивающих карантин растений.

Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1992 г. N 268*(117) утверждено Положение о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации, согласно п. 1 которого Государственная служба по карантину растений в Российской Федерации осуществляет охрану территории России от проникновения из зарубежных стран карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и семян сорняков, которые могут нанести значительный ущерб народному хозяйству.

В соответствии с п. 2 Положения (в ред. постановления Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1143 в состав Государственной службы по карантину растений входят:

Государственная инспекция по карантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

Всероссийский научно-исследовательский институт карантина растений с его периферийной сетью;

пограничные государственные и государственные инспекции по карантину растений в республиках, краях, областях, автономных образованиях, карантинные лаборатории, фумигационные отряды, экспедиции, государственные городские и межрайонные инспекции по карантину растений, пограничные пункты по карантину растений в морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях, в аэропортах, на почтамтах и шоссейных дорогах, районные и межрайонные пункты по карантину растений.

Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений (Ст. 23.16)

В целях усиления государственного контроля в области защиты растений и безопасного обращения со средствами защиты растений постановлением Правительства РФ от 9 октября 2000 г. N 756 утверждено Положение о Государственной службе защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Как указано в п. 1 Положения, Государственная служба защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации образована в целях осуществления государственного контроля и надзора за выполнением нормативных правовых актов и проведением мероприятий по защите растений и сельскохозяйственной продукции от болезней, вредителей и сорняков, безопасным обращением со средствами защиты растений и организацией проведения фитосанитарного мониторинга и научно обоснованных методов выявления и устранения зараженности посевов, почвы, складских помещений и сельскохозяйственной продукции болезнями и вредителями, засоренности почвы сорными растениями.

Согласно п. 2 Положения Государственная служба защиты растений состоит из структурного подразделения центрального аппарата Министерства сельского хозяйства РФ, осуществляющего функции по обеспечению государственного контроля и надзора за выполнением нормативных правовых актов и проведением мероприятий по защите растений и безопасным обращением со средствами защиты растений, федеральных государственных учреждений: Российской станции защиты растений, Российской лаборатории диагностики и прогнозов появления и развития вредителей, болезней сельскохозяйственных растений и сорняков, Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений Министерства сельского хозяйства РФ, центров биологической защиты растений, федеральных государственных территориальных станций (центров) защиты растений в субъектах РФ, их лабораторий и пунктов (контрольно-токсикологических, биологических методов борьбы с вредными организмами, диагностики и прогнозов появления и развития вредных организмов), а также федеральных государственных унитарных предприятий - резервных баз средств защиты растений.

Органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве (ст. 23.17)

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327, является Россельхознадзор.

Органы, осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки (ст.23.18)

В пункте 1 ст. 4 Федерального закона от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" установлено, что государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки (Россельхознадзор).

В соответствии с п. 2 ст. 13 указанного Закона штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки в пределах установленных законодательством РФ полномочий.

Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2005 г. N 491 также внесены изменения в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327, в соответствии с которыми Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения качества и безопасности зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна.

Государственные семенные инспекции(ст.23.19)

В соответствии с подп. 5.5.3 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327, решения о проведении сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений принимает Россельхознадзор.

Организацию проведения сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений согласно подп. 5.3.4 Положения о Федеральном агентстве по сельскому хозяйству, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 328 осуществляет Россельхоз.

Приказом Россельхознадзора от 12 апреля 2005 г. N 138 утвержден Перечень должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В приказе Россельхознадзора от 12 апреля 2005 г. N 138 также указано, что перечисленные должностные лица в пределах компетенции Россельхознадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.12-10.14, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в пределах компетенции органов, осуществляющих государственный семенной контроль.

Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области мелиорации земель (ст. 23.20)

Основы государственного управления в области мелиорации земель закреплены в ст. 17 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ):

государственное управление в области мелиорации земель осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель;

положение о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, утверждается Правительством РФ.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327, Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения плодородия почв. Исходя из этого представляется, что указанным в ст. 23.20 КоАП РФ органом является именно Россельхознадзор. Следует, однако, отметить, что в приказе Россельхознадзора от 12 апреля 2005 г. N 138, которым утвержден Перечень должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, соответствующего указания не содержится.

Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель(ст. 23.21)

В соответствии с ЗК РФ постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833 "О государственном земельном контроле" утверждено Положение о государственном земельном контроле.

В соответствии с п. 2 указанного Положения государственный земельный контроль осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы совместно с Министерством природных ресурсов РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (в пределах их компетенции) и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.

Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418*(127) утверждено Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, согласно п. 1 которого Роснедвижимость является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Согласно п. 2 указанного Положения Роснедвижимость находится в ведении Минэкономразвития России.

Приказом Роснедвижимости от 31 декабря 2004 г. N П/123 утверждены формы (бланки) документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля.

Органы, осуществляющие государственный геологический контроль(ст. 23.22)

Как установлено в п. 16 ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (здесь и далее в ред. федеральных законов от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ и от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ)*(129), к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения. Согласно п. 14 ст. 4 этого закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством РФ порядком.

Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293 утверждено Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

В пункте 3 указанного Положения установлено, что государственный геологический контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ:

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), являющейся органом государственного геологического контроля, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), являющейся органом государственного горного надзора, и их территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами;

органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400. Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Согласно п. 2 указанного Положения Росприроднадзор находится в ведении МПР России.

Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов(ст. 23.23 КоАП РФ)

Согласно ст. 81 Водного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

В соответствии с Водным кодексом РФ постановлением Правительства от 16 июня 1997 г. N 716*(133) утверждено Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов.

Как установлено в п. 3 указанного Положения, государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, МПР России, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции.

Согласно п. 4 Положения МПР России осуществляет государственный контроль за использованием и охраной водных объектов непосредственно либо через свои структурные подразделения: подразделение центрального аппарата Министерства, ведающее вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов; отделы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов территориальных органов (бассейновых органов, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов в пределах бассейна водного объекта, и органов управления, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующего субъекта РФ) МПР России.

Приказом МПР России от 29 апреля 2005 г. N 115 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях

Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда(ст. 23.24 КоАП РФ)

Статьей 76 Лесного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ установлено, что государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальными органами, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

В соответствии с Лесным кодексом РФ постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 544 утвержден Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

Согласно п. 2 указанного Порядка полномочиями по осуществлению государственного контроля наделяются руководители и специалисты Федеральной службы лесного хозяйства России и ее территориальных органов, являющиеся в соответствии с указанным Порядком по должности одновременно государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере при




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.203 сек.