Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2 . Природа, сущность и специфика эстетического

Определение эстетики, которое можно сформулировать в качестве итога 1 лекции – Эстетика – философская наука об общих основаниях и закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком. Сейчас мы начинаем рассматривать первую половину объекта эстетики – эстетическое.

Начнем с проблемы природы эстетического. Несколько замечаний по предмету разговора. Само слово – эстетическое – прилагательное, которое давно стало существительным. Это самая общая и самая фундаментальная категория эстетики, категория, охватывающая все явления эстетической реальности. Сюда включаются: эстетические явления или эстетические свойства действительности или особые качества действительности; но и эстетическое сознание, эстетические переживания включаются в эстетическое; эстетические ценности – те свойства, которые имеют конкретную модификацию. Сам процесс связи человека с миром соприроден этой реальности. Обобщение всех этих объектов – эстетическое. Это означает: 1) особая эстетическая реальность; в этом смысле это онтологическая категория, онтологизированное понятие; 2) особая сущность, свойственная всем явлениям этой реальности; 3) эта категория фиксирует особое качество, которое получают все явления этой реальности. Категория, которая фиксирует и объект, и его сущность, и его специфику. Для человека эта реальность предстает как свойство внешних человеку объектов, тех, которые мы называем эстетическими явлениями.

Эстетика начала с вопроса о природе и сущности эстетических явлений. Эстетика ставит вопрос, что из себя представляет прекрасное ….., какова их природа, каков онтологический статус (реальность). И это является ключевым, базовым вопросом эстетики, поскольку от его решения зависит решение остальных вопросов. Каковы же логические признаки, по которым мы можем сказать, что тут мы имеем дело с эстетическими явлениями? Мы можем назвать 3 эмпирических признака своеобразия эстетического. Какие явления мы можем назвать эстетическими?

1. Эстетические явления обязательно имеют чувственный характер, они не открываются умозрению. Красота открывается при непосредственном контакте. Ни рациональным, ни мистическим (религиозным) умозрением эстетическое не понять. Религия, поэтому, привлекает именно конкретно-чувственным, эстетическим выражением Бога. Молодой Гегель, поэтому, и говорил, что высшая форма познания – эстетическое познание.

2. Это чувственные свойства, которые непременно переживаются; до и после переживания мы не имеем дело с эстетическим явлением. Эстетические явления неразрывны с переживанием, за пределами переживания они становятся абстракцией. Но эстетическое переживание должно быть чувственным и эмоциональным. Нравственные свойства, например, сверхчувственны, добро не увидеть глазами. Но

3. эстетические свойства связаны с переживаниями, которые носят неутилитарный характер. Эти переживания бескорыстны или незаинтересованны, как говорил Кант. Эта тема – проблема ¾ истории мировой эстетики. Мы выделим типологические, концептуальные позиции относительно трактовки природы и сущности эстетических явлений.

4 трактовки эстетического - натуралистическая, объективно-идеалистическая, субъективно-идеалистическая, реляционная.

Человек приходит в мир и фиксирует в нем наличие некоторых особых, эстетических свойств. Вопрос – откуда эти свойства? Позиции в ответе на него:

1. позиция, органичная обыденному сознанию человека, связанная с материалистической традицией в философии. Я бы назвал этот взгляд натуралистическим: эстетические свойства понимаются как материальные свойства мира, т.е. свойства, присущие вещам изначально, от природы, они не зависят от человеческого сознания. Сознание – фиксатор этих свойств. Древнейший и наивный взгляд, имеющий свои основания: эстетические свойства слиты с предметом, предметной сферой. Но и особенности сознания – все, что есть у сознания внутри себя, имеет аналогию в объективном мире – убежденность обыденного сознания. Я вижу, значит, это есть в реальном мире. Я вижу красоту, следовательно, она есть в реальном мире. Это от Демокрита до советских эстетиков. Мир трактуется как гармонический и наивное сознание ищет красоту в природе через симметрию: бабочка красива, а верблюд – нет. Ср. Заболоцкий: «Я не ищу гармонии в природе…». Эта точка зрения безнадежно устарела. Почему?

Аргумент из философии познания: если явление имеет материальную природу, оно может быть зафиксировано и объективно, помимо человеческого сознания, прибором, например. Материальность свойств подтверждается их взаимодействием с другими материальными системами. Тогда как эстетические свойства так не обнаруживаются. Единственный прибор, с помощью которого фиксируются эстетические качества – эстетическое сознание, человеческое сознание.

Аргумент, касающийся самого человеческого сознания: если свойство материально, тогда раскрытие этого свойства сознанием подчинено закону объективной истины (пифагоровы штаны во все стороны равны). Если эстетические свойства материальны, они всеми людьми должны восприниматься одинаково. Между тем, в этой сфере – релятивизм, относительность эстетических свойств. Одни и те же объекты получают разное эстетическое качество. Верблюд прекрасен для кочевников, корова – для индийцев и т.д. У Сократа был нос картошкой и его не считали красивым. Натуралистический взгляд не может объяснить этого релятивизма. Если один и тот же объект воспринимается по-разному, следовательно, субъект тоже имеет отношение к этому качеству. Например, в индийской культуре походка слона и походка девушки одинаковы по ценности, красива. Пример Еремеева, взятый у акад. Баранникова. Пример Эйзенштейна, который воспроизводит Шкловский – восприятие Гамлета в горном ауле. Феномен относительности эстетического – парадокс красоты. И для одного и того же человека один и тот же объект может стать эстетически различным – феномен моды. Заболоцкий «Гроза» - в разных ситуациях - разная оценка, разное эстетически-прекрасное.

2. Другой взгляд на эстетическое – связь эстетических свойств с объектом, но на других основаниях. Эстетические свойства объективны, но их источник, природа – не в самой материи, а то объективное божественное начало, которое в природе материи. Не сами вещи прекрасны, но божественное начало прекрасно. Эстетическое качество – не сущность само по себе. Эстетическое – выражение духовного в материальном. Духовное само в себе и для себя – не духовное и материальное. Эстетическое связано с выразительностью, эстетическая реальность задействует такое важное свойство как выразительность. Лосев – эстетика- наука о выражении, то же – Кроче. Эстетическое – не вещь сама по себе, а одухотворенность вещи. Взгляд, конечно, более тонкий, чем натуралистический. Здесь прочувствовано значение духовности и раскрытие одного через другое.

И этот взгляд трудно принять как окончательный, и здесь действуют те же аргументы: если Бог един, то почему его так по-разному воспринимают; для религиозной философии всегда были проблемой отрицательные качества, откуда берется в мире безобразное? Этого идеалистическая эстетика объяснить не может, прибегая к схоластическим рассуждениям. И 1, и 2 позиции игнорируют субъективное начало в эстетической реальности, они недооценивают роль субъекта и субъективного начала. Эстетические свойства всегда даны нам через переживание.

3. Субъективно-идеалистическая позиция – др. греч. философия, Кант и современная американская эстетика. Эстетическое по своей природе субъективно, субъектно. Да, сознание приписывает эстетические свойства объектам, но объекты сами по себе не являются эстетическими, они получают эстетическое качество в силу активности субъекта. Сознание – призма, которая умеет проецировать на мир эстетические измерения. Кант – вопрос, далее, почему и для чего даны человеку эти субъективные качества? Но – нет объективных эстетических качеств, субъективные эстетические качества как проекция человеческой способности на внешний мир. Именно поэтому важно переживание, т.к. эстетические качества и внешний мир неразрывны. Зачем это нужно? Кант показывает в «Критике способности суждения», что эстетическое отношение человека к миру, от которого производны эстетические свойства действительности, обеспечивает сознанию внутреннее единство и гармонию, компенсацию расхождения внутренних сил. И человек становится свободен посредством своего эстетического значения и своего эстетического переживания. Отсюда – близость этой точки зрения к психологическим аспектам эстетического отношения. Но здесь – полное игнорирование роли объекта эстетической реальности. Почему это неверно? Хотя взгляд Канта обусловлен психологически, естественными науками его времени. Кант пытался, в то же время, избежать голого солипсизма (захочу и создам эстетические свойства). Он пытался показать эстетические свойства как объективную субъектность. Эстетическое свойство обладает необходимостью:

1) если все зависит от человека, тогда почему существуют отрицательные эстетические свойства? Безобразное – проявление того, что навязывает нам мир. Не все богатство эстетических ценностей, таким образом, можно объяснить. И с трагическим: зачем человеку трагедия? Не случайно Кант пишет о двух эстетических качествах – прекрасное и возвышенное, в других работах – комическое. Но Кант никогда не писал о трагическом. Для Канта высшая форма искусства – декоративно-прикладное.

2) общезначимость эстетических переживаний: миллионы людей воспринимают трагическое как трагедию, комедию – смехом, т. о. здесь существуют какие-то объективные основания.

3) современная психология – переживание человека, как и все сознание – предметно по своему характеру. Мы переживаем что-то, некий объект и особенности этого объекта сказываются на характере переживания. А.Н. Леонтьев: постулат предметности переживания. Бахтин: сознание предметно и беспредметное сознание такой же нонсенс как и беспредметное существо.

Таким образом, два полюса в эстетике: 1 - акцентируют роль объекта - игнорируют субъекта, 2 – все связано с субъектом, игнорирование объекта. И то, и другое противоречит некоторым фактам и соображениям. Очевидно, что эстетическое – особая реальность, которая связана и с объектом, и с субъектом. Она производна и от того и от другого. Надо предполагать, что эстетическое производно от взаимосвязи субъекта и объекта, и в мире эстетики есть направление, понявшее эту сущность. Эстетическое по природе и сути своей определяет взаимосвязь субъекта и объекта, их соположенность, взаимозависимость, замкнутость. Эстетическое есть отношение между субъектом и объектом. А что такое эстетические свойства тогда? Это особые свойства, которые являются реляционными, т.е. возникающими и существующими только в отношении между субъектом и объектом; за пределами этого отношения эти свойства не существуют.

4. Реляционная теория: взгляд, восходящий к Сократу; затем ХIХ в. – Чернышевский – прекрасное есть жизнь, такая, какой она должна быть по нашим понятиям. Красота – феномен встречи субъекта и объекта, их пересечение, отношение.

 

 

Лекция № 3 – продолжение эстетического.

Эстетическое отношение – ценностное. Эстетические свойства – функциональные свойства, они носят производный характер, включаются в объективные свойства. И здесь вспомним, каковы эстетические свойства?

 

  1. Относительность этих свойств, их изменчивость в зависимости от изменений субъекта и объекта. Диспозиционность свойств.
  2. Эти свойства как-то привязаны к предметности объекта, но это свойство нематериально, невещественно, его нельзя зафиксировать объектом.
  3. Особые свойства, которые реализуются через человеческое восприятие, а не просто связаны с субъективными основаниями. Это свойства всегда переживаемы, вызывают эмоциональную реакцию человека. А где есть эмоции, есть отношения. Эти свойства существуют через отношение к ним человека. Эстетические свойства всегда реализуются через человека. Эмоции возникают там и тогда, где есть восприятие человека, его некоторая отнесенность. Эмоции – механизм оценочной активности. Человеческая психика приспособилась выделять нечто значимое, ценное для субъекта. Там, где нет этой значимости, человеческое отношение нейтрально, там нет эмоции. В эмоции мир, существующий для нас, нечто значащий для нашего отношения. Отношения базовые – ценностные по своему характеру, в которых объекты раскрывают свою значимость для субъекта. А свойства - как особые ценностные свойства или ценности.

Вопросы, возникающие здесь: статус, модальность, онтологическая реальность ценности? Откуда возникает мир ценностных отношений? Это связано с вопросом: зачем нужны эти ценности? Но и – почему существуют ценности, как они могут существовать? Каковы субстанциальные причины возникновения и существования ценностных отношений?

Красота есть ценность, особая значимость мира для человека. Трагизм есть ценность. В чем же своеобразие этих ценностей?

Бимодальность (двуполярность) ценностей, положительные и отрицательные ценности. Отрицательная значимость или антиценности.

Оценка – деятельностная форма реакции человека, в которой ценность себя проявляет, это активное отношение, артикулирующее ценность. Варианты отношения субъект- объект – ценности: а) нейтральность: не красивый, не безобразный; б) соотношение, соединение полюсов: драматическое соединение противоположностей. Жизнь как взаимодействие драматических начал. в) напряжение перед еще неизвестной ценностью. Зачем же нужны ценности вообще?

Прежде всего, человек имеет дело с утилитарными ценностями: польза, практическая значимость; польза-вред. Отношения морально-нравственные: добро, зло. Религиозные ценности: безусловно положительное – божественное, антипод – дьявольское, сатанинское, восходящее к онтологическому антиподу – сатане; сакральное (священное) – профанное (обыденное, выходящее за пределы осененности божеством) – та зона, где идет борьба с дьяволом, поэтому в религиозном сознании профанное вызывает напряженное состояние. Мировоззренческие ценности – познавательное отношение к миру соединяется с ценностным отношением. Философия внутренне аксиологична. В качестве ценностей здесь те же предикаты, которые в других отношениях выступают как сущности: свобода-необходимость, гармония-хаос. И в разных культурах эти ценности вызывают разное отношение; например, уход от конфликта к гармонии. Апофеоз этой мировоззренческой системы ценностей – категория смысла существования и антипод – абсурд. Камю: главный вопрос философии – вопрос о самоубийстве, ибо здесь главное – абсурд. Зачем нужны ценности? Почему человек неизбежно приходит к ценностному отношению, ценностному освоению мира? Ценностное освоение – основа ориентации человека в мире, появляется возможность выбора, планирования деятельности, осмысленной ориентации в мире. Язык ценностей особый - это метки, которые зовут меня или предупреждают об опасности и, таким образом, осмысленно включают меня в реальность. Происходит освоение мира, т.е. объект-носитель ценности является опознанным, своим, пережитым. На основе ориентации происходит мотивация, и ее значение в том, что она стимулирует какую-либо деятельность, а это происходит постоянно, благодаря ценностной связи. Постоянный вопрос перед человеком: что такое хорошо, что такое плохо.

Ценностные отношения становятся способом самоутверждения человека в тех связях, в которые он попадает, тем самым он себя выделяет. Основа – субъектное самовыделение человека.

Несколько общих характеристик самих ценностей:1) ценность связана с предметными свойствами, но она не есть предметное свойство. Неокантианцы: ценности значат, но не существуют. По крайней мере, они существуют не так, как вещи. Ценности не натуральны, они сверхнатуральны. Поэтому и материальные ценности не вещественны, их отношение как отношение значения к знаку. Красоту нельзя потрогать руками (но можно прекрасный объект), красота невещественна, она сверхчувственна, сверхнатуральна. Неприродная онтология ценностей, в природе ценностей нет. Они есть там, где есть социокультурная реальность. Ценность – специфическая содержательность социокультурных объектов. Ценность не есть вещество и не есть энергия, но это особая информативность, информация, объект человеческого мироотношения. Информация не о самом по себе объекте или субъекте, но о соотношении субъекта и объекта, о месте объекта в жизни и сознании субъекта. Она может существовать в разных семиотических формах. 2) другая важная онтологическая характеристика ценности. Р.Карнап – понятие диспозиционных свойств, т.е. свойств, существующих во взаимодействии. Ценность – диспозиционное свойство объекта; активную форму бытия ценности получают при активном соотношении субъекта и объекта. И диспозиционный характер ценности позволяет понять реальную динамику ценности. Обоснование ценности: объектные основания – предметные свойства объекта, объективные свойства, но эти свойства тоже получают трансформацию в контексте культуры. Это функциональные свойства – они получают функцию в употреблении. Слово ранит человеческую душу. Субъектные основания – базовые потребности человека и общества. Ценность – та или иная способность объекта удовлетворять ту или иную потребность субъекта. У того, у кого нет потребности, нет вопроса о ценностном отношении. Когда потребность растет, возрастает ценностная захваченность мира. С потребностями связаны и способности субъекта. Способности – субстрат потребности, степень развития способности определяет развитие человека. Но есть и возможности вообще. Отсюда возрастают другие субъектные структуры: интересы – направленность сознания, вытекающая из потребности. Интересы выражают жизненную направленность субъекта. Мотивы связаны с этим же, затем – идеалы. В более широком плане идеал как разновидность нормы: не в любой ситуации может быть удовлетворение потребности. Человек может умереть, но не взять чужого. В Ленинградскую блокаду сохранился фонд Вавилова (зерно). Норма – внутренний закон, который становится призмой, через которую человек относится к миру. На пересечении этих вещей и рождаются различные варианты действительности.

Вопрос: почему должны возникать ценностные отношения вообще и эстетические в частности. Суть человека – активность, которая связана у человека с миром, и ценностные отношения возникают в результате деятельностной жизни человека, которая в основе своей носит практический характер.

Маркс в рамках философии практики объяснил возникновение ценностного отношения. Это вытекает из материально-преобразовательного отношения к миру. Маркс показывает, что в этом процессе формируются все необходимые предпосылки ценностного отношения человека: 1) в процессе предметного преобразования мира человеком формируется особый объект. Человек преобразует объективные свойства вещей; преобразование мира человеком означает и физическое, и онтологическое изменение мира человеком. Очеловеченная природа и есть объект ценностного отношения или очеловеченный мир; это предметная форма бытия человеческой культуры: природа преобразованная, получившая особые свойства, включенная в процесс жизнедеятельности человека. Что включает очеловеченная природа: предметные свойства, но человек меняет их объектно, наделяет их особой формой. Трансформация мира форм задается целью. Целесообразная форма и есть новая, надприродная, культурная форма вещи. Именно эта форма позволяет использовать вещь. Получение новой формы означает обретение функционального содержания. Объект получает функции, которые и включают его в систему человеческой деятельности, функции, закрепленные формой. По сути, вся человеческая деятельность носит дизайнерский характер. Дизайнер же решает задачу соединения функции и формы. В функции, т.е. содержании фиксируется, зреет, концентрируется значимость, которая проявляется через форму, через особую ценность и информативность. Ценностная информативность – особое содержание объекта. Но сама ценностная информативность получает особую форму выражения. На основе ценностного выражения появляются особые смыслы. Это и есть структура любого культурного объекта, в том числе и объекта эстетического отношения. Именно предметная деятельность и создает эти объекты. 2) вторая сторона – в процессе изменения мира человек изменяется сам – возникает богатство субъективной человеческой чувственности или богатство человеческой субъективности. Работая с миром, человек работает сам с собой, он самоформирует свое богатство: интеллект, интеллектуальные способности, способности общения и многое другое. Поскольку эти способности формируются, исходя из потребности ориентации, эти способности принимают разные модификации, в т.ч. и ту, которую мы называем ценностным сознанием. Невозможно ориентироваться в мире, не имея для этого инструмента. Для различения ценностей и смыслов в человеке формируется разное сознание, разные психические механизмы. И субъектом нельзя назвать человека, в котором не формируется ценностное сознание: он не может «читать» мир, декодировать его. Усилием создается мир и создается человек. Мир и мы держится усилием. Культура и есть живая динамическая связь, постоянные живые переходы. Жизнь этой связи и сами связи достигаются усилием. Только тогда культура существует как система смыслов, которая есть реализация системы ценностных отношений.

Смыслы – форма обладания миром, это субъективированная ценность, субъектно присвоенная ценность, ценность, получившая субъективную форму существования. 3) но не только объект и субъект создаются на практике. Система человеческой деятельности создается на практике, система ценностных отношений создается человеком. Такой подход позволяет объяснить происхождение и историческую динамику ценностных отношений. Переоценка ценностей – это этапы развития культуры. И мы можем понять и социальную дифференциацию ценностей. Жизненный мир у разных субъектов культуры – разный. Именно по различию социальной онтологии субъекта различают и системы их ценностных отношений (простолюдин и аристократ, городской и сельский житель).

 

 

Лекция 4 – продолжение темы.

 

Возникает особая реальность ценностных отношений, в рамках которой только и существуют особые ценностные смыслы, возникают особые ценностные чувства.

Вся эта система создает возможность и действительность эстетических ценностных отношений, которые становятся параметром мира человеческой культуры. Это становится способом самореализации, утверждения человека в очеловеченном мире.

Мы подходим к вопросу о специфике эстетического отношения.

Для эстетики это главный и, одновременно, больной вопрос. Здесь мы имеем дело со встречей двух разноприродных явлений. Категорией эстетическое обозначается и особая реальность в пространственно-временной и смысловой характеристиках, но эстетическое обозначает и особое качество этой реальности, особую информацию, которая начинает функционировать, обращаться между миром и человеком. Эта информация открывается адекватно и существует аутентично только для особого сознания – эстетического сознания. Эстетика же форма рационального сознания, она имеет дело с тенью реальной эстетической ткани (толкует о комплексе неполноценности у эстетиков, которые не могут выразить в полной степени исследуемую ткань).

Специфика эстетического отношения связана с пониманием того, что это не единственное и не первое ценностное отношение в системе человеческой культуры. Эстетическому отношению человека к миру и эстетическим ценностям предшествует другой, более фундаментальный тип ценностных отношений, которые являются условием, основанием и материалом для эстетического отношения и эти ценности получили название утилитарных ценностей; отношения, которые связаны с практической жизнью человека и общества.

Почему первичны утилитарные отношения? Это определяется самой их сутью, это отношения, в основе которых лежат материальные потребности. Общество, прежде всего, материальная система, в основе которой практические отношения. Утилитарные ценности – значение неких объектов для удовлетворения материальных потребностей системы. Логика утилитарных отношений гораздо более проста, чем у эстетических и нравственных, ибо материальный мир устроен проще, чем духовный. Мир утилитарных отношений – 2 ценности- польза и вред. Но на деле есть и другие, разнохарактерные отношения, прежде всего, витальные, биологические отношения, базирующиеся на биологическом воспроизводстве (сексуальные отношения), потребность в безопасности. Но, это не чисто природный материал, это уже окультуренная реальность (человек не может есть и пить из лужи). Сама потребность обладает культурным качеством, напр., потребность в еде. Рядом с витальными – утилитарно-функциональные отношения, возникающие в самой системе человеческой деятельности. Это потребности, связанные не с выживанием, а с деятельностью, которой человек себя в данный момент осуществляет. Это потребности технико-технологические. Но не менее важны и другие утилитарные отношения: мы - части коллективного субъекта, который нуждается в социальной организации, социальноорганизационная потребность. Здесь такие социальные институты как государство. Это огромный пласт ценностей, которые утилитарно-функциональны по своему содержанию. Политические ценности тоже утилитарны, поэтому политик не может быть порядочным, «чистыми» руками политика не делается. Власть как предмет вожделения человека, жажда власти. Инструмент превращается в объект потребности. Потребность во власти ненасытна. Нормальный политик всегда властолюбец.

Еще одна важная разновидность утилитарных ценностей, ее суть утилитарно-материальна, порождается психо-утилитарными отношениями. По своей информационной ткани психика не материальна, но по своему функциональному механизму, определенному психическому аппарату – да. Определенные отделы мозга отвечают за то или иное состояние. Психо-физиологические вещи – яркий свет, темнота, громкость – реакция на них материальна. Это чисто психо-утилитарные ценности. Прикоснуться рукой, например, к лягушке. Видимо так определила история человеческого рода. Основа отношений такого рода – психофизиологическая. Неприятен, поэтому, лук из супа или какой-либо запах. Это психоутилитарные отношения. Все эти ценности – тоже ценности. В аксиологии есть традиция выводить утилитарное за пределы ценностного (от идеализма). У Кагана: утилитарное и ценностное. Но это тоже ценностное. Из утилитарных отношений возникает целый спектр ценностей и они – духовные, из отношений, имеющих другие основания – в субъекте. Это морально-нравственные ценности, это религиозные ценности, мировоззренческие, эстетические, их возникновение – длительный исторический процесс. Огромный исторический период, когда утилитарное и эстетическое были связаны и, по сути, совпадали. Даже сознание древнего грека совмещает эстетическое и утилитарное. Еще Сократ настаивал, что вещь прекрасна, потому, что полезна. Сократ открыл ценностную природу эстетического отношения, но он не различал эти вещи. О том, что это не так удостоверяет не разум, а наше эмоциональное переживание. Вопрос о красоте, это не вопрос счета, абстрактного размышления, а переживания, голоса интуиции и чувства.

Возникая из утилитарного, эстетическое к утилитарному не сводимо. Платон говорит о любви к прекрасному. И в этом ценностная диалектика: с одной стороны, прекрасное производно от полезного, с другой стороны, нетождественно, несводимо к полезному. Красота – превращенная форма пользы, новое ценностное качество. Качественно иное и смысмысловое наполнение, и совершенно иное качество переживания и иное качество мотивации. Время видеть нельзя, оно сверхчувственно. Любовь тоже видеть нельзя, она сверхчувственна.

Скачки, переводы с одного языка на другой, трансформации с одной ценности на другую – дизайнер – создает эстетическое качество утилитарно значимому объекту. Дизайнер создает единство утилитарных и эстетических объектов. Эта профессия требует божественной интуиции, чувствования приводных нитей, которые переводят прекрасное в пользу. И художник держит нити двух разных систем отсчета.

Есть в культуре механизмы, которые закрепляют эту специфику, делают эту специфику объективной даже. Есть что-то в объекте, начало, свойства, которые приспосабливаются культурой, чтобы закреплять и хранить эстетическую информацию. Есть предметные основания эстетической специфики. Это мир выразительных предметных форм, что и закрепляет эстетическую специфику.

Субъектные основания – особая эстетическая психика человека, сформированные культурой механизмы, посредством которых реализуется эстетическая информация. Сформированность этих механизмов определяет нашу причастность к эстетической специфике: эстетическая психика и эстетическое сознание. Здесь же особая активность человека. Люди, не умеющие совершать такую активность, никакого отношения к эстетической информации не имеют. Общий закон культуры: перенесение с индивидуального на надиндивидуальный уровень многих вещей, с которыми человек живет. На самом глубоком уровне культура – механизм, программирующий сохранение определенного качества через время. В данном случае надо говорить об особой эстетической культуре – это особые «скрепы» в пространстве и во времени. Это, прежде всего, традиция – механизмы, которые незримо сохраняются не только в пространстве, но и во времени. Исходное начало в этих механизмах – эстетическое.

Процесс развития эстетического отношения – течение реки, снизу питаемой родниками- токи жизни, которые формируют новое эстетическое отношение, и эти родники, в т.ч. утилитарное. Это русло в т.ч. семантика эстетической культуры – любовь к определенным орнаментальным решениям, выразительность определенных природных форм. Эти традиции и являются мостами, пространством, эфиром - всего, что сохраняет эстетическое. Но возникает определенная ситуация, при которой традиция может разрушаться. И там, где разрушается целостность национальной культуры, там и эстетическая культура начинает разрушаться, разлагаться.

Итак, эстетическое качество живет через систему: 1) объект эстетического отношения, 2)активность субъекта в отношении к объекту, способ связи субъекта с объектом и та ценность, которая в нем, это эстетическое освоение.3) субъект как условие эстетического.

Далее – о специфике эстетического отношения: 3 звена этой специфики.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекции по эстетике Л.А. Закса | Лекция 5 Специфика эстетической ценности и эстетического объекта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.