Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, источники бюджетного права и бюджетно-правовые отношения




Бюджетное право – это основной раздел Финансового права. Предмет бюджетного права – это общественные отношения возникшие между субъектами по поводу образования, распределения денежных фондов государства и административно-территориальных единиц общего назначения. Специфические черты бюджетного права определяются тем, что:

1) оно регулирует отношения только между государственными органами, предприятиями учреждениями и организациями;

2) бюджетные отношения строго детализируют согласно бюджетной классификации и имеют строгое документальное оформление;

3) формирование бюджетных отношений определяется особенностями функционирующей в Украине бюджетной системы. Исходные положения этих отношений определяет ст. 95Конституции Украины. Они касаются:

а) принципов формирования отношений (справедливости и непризвзятости распределения общественного бргатства).

б) публичности отношений (регул. отчетн. – опубл. о ГБ)

в) экономической основы формирования бюджета (сбалансиров.)

4) Рассматривает организацию бюджетного процесса.

5) Устанавливает порядок организации контроля и исполнения бюджетов.

Все эти группы отношений между собой тесно связаны и по сути являются бюджетными правоотношениями.

Бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, по которым строится и действует бюджетная система государства, опр. компетенция центральных и местных органов государственной власти и государственного управления по состоянию, рассмотрению и исполнению бюджета.

Бюджетные Правоотношения возникают на основе уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета. Они не могут длится больше года и потом снова возобновляются. Отношения строятся согласно бюджетно-правовым нормам, определяют права и обязанности субъектов отношений, указывающих на обязанности субъектов отношений, указывающих на обстоятельства, в соответствии с которыми их учасники становятся носителями конкретных прав и обязанностей; которые предвидят последствия при условии невыполненных их требований.

Бюджетно-правовые нормы имеют материальное обоснование, т.к. они – следствие объективного развития общества. Формой развития бюджетных правоотношений выступают общие правила для действий государственных органов власти.

Материальные нормы устанавливают материальное содержание бюджета, то есть структуру бюджетной системы, перечень доходов и расходов, объем доходов и расходов, разграничение доходов м расходов между отдельными видами бюджетов, реализацию величины государственного долга, размеры резервного фонда.

Так, например:

1) ст. 87 – регламентирует расходы, производимые из государственного бюджета;

2) ст. 90 – определяет положения, которые учитываются при установлении объемов межбюджетных трансфертных платежей.;

3) ст.65 – определяет нормативы отчислений в бюджеты местного самоуправления;

4) ст.24 – определяет цель, условия, величину резервного фонда в Государственного бюджета, полномочия местного бюджета по формированию резервного фонда;

5) ст.25- определяет право Казначейства на бесспорное списание средств со счетов, на которых они учитываются.

Ст.2,7 Конституции Украины, ст.5 бюджетного кодекса закрепляет структуру бюджетной системы государства. Ст. 142 Конституции Украины – устанавливает материальную и финансовую основу местного самоуправления, в том числе доходы местных бюджетов.

 

Основные из материальных бюджетных прав связаны с правом на соответствующий бюджет. Право на бюджет предопределяет комплекс материальных бюджетных прав, принадлежащих соответствующим субъектам. Это право означает права на получение и включение в бюджет определённых доходов, права на использование их в соответствии с потребностями территории, т.е. бюджетными полномочиями (ст. 64).

С этими правами связаны соответствующие обязанности данных субъектов (ст. 22- определяет главных распорядителей бюджетных средств, их права и обязанности).

Реализуются материальные бюджетные права в соответствии с классификацией доходов бюджета, с классификацией расходов бюджета, с классификацией финансирования бюджета, с классификацией долга (ст. 8 бюджетного кодекса).

Кроме материального, бюджетно-правовые нормы имеют процессуальное содержание. Эти нормы играют подчиненную роль по отношению к материальным нормам. Они обеспечивают их правильное применение при составлении, рассмотрении, исполнении, утверждении бюджета, а также при составлении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов. Эти нормы объединены в правовой институт «Бюджетный процесс» (гл.4 бюджетного кодекса). Эти нормы базируются на полномочиях органов государственной власти, определённых ст. 85 Конституции Украины.

В гл. 6 Бюджетного кодекса, ст. 32,33,37 определяют полномочия по составлению проекта Государственного бюджета, и организац. основы Кабинета Министров.

Положения ст. 32,34,35,36,37 определяют организационные положения по составлению проекта бюджета Министерством Финансов Украины.

Таким образом, бюджетно-процессуальные нормы устанавливают организационно-правовые формы реализации материальных бюджетных прав субъектов бюджетного права, согласно которым субъекты бюджетного права становятся участниками бюджетных правоотношений.

Таким образом, специфическая особенность бюджетных правоотношений находит закрепление в правовых нормах, которые придают им:

1) официальный характер;

2) устанавливают правила поведения для особого круга людей;

3) носят периодический характер;

4) обладают большой детализированностью (так как связаны с финансовыми ресурсами).

Бюджетные правоотношения регулируются бюджетно-правовыми нормами, имеющими различный период действия.

Различают:

1. Постоянно-действующие нормы (не ограничены периодом времени); они действуют до тех пор, пока субъекты правоотношений сохраняют свою правомочность. 1) ст. 25 – определяет право Казначейства на бесспорное списание средств со счетов, на которых они учитываются.

2. ст. 27 Бюджетного кодекса предусматривает:

каждый законопроект, вносимый в Верховную Раду в течении 7 дней подается Комитету Верховной Рады по вопросам бюджета для проведения экспертизы влияния его на доходную или расходную части бюджетов в текущем периоде. Законопроекты, не влияющие на доходы и расходы рассматриваются в общем порядке, а влияющие – в течении 3-х дней должны быть переданы Министерству Финансов для экспертного вывода о целесообразности принятия сроков введения. Министерство Финансов в течении 2-х недель обязано подготовить выводы в рамках вопроса;

- в течении 2-х недель Комитет Верховной Рады обязан подготовить экспертный вывод о влиянии документа на доходы и расходы бюджета;

- если принимаемый законопроект проводит к повышению расходов или уменьшению доходов, то субъекты законодательной инициативы должны определить источники покрытия увеличивающихся расходов, источников дополнительных доходов;

- ни одно из изменений по доходам и расходам не должны вести к повышению государственного долга и государственных гарантий;

- Законы Украины, которые влияют на формирование доходных и расходных частей бюджетов, должны быть официально обнародованы до 15 августа года, предшествующего плановому. В противном случае, соответствующие Законы Украины могут быть введены не ранее начала следующего бюджетного периода.

3. Периодические – вступают в силу ежегодно после их утверждения или с наступлением нового бюджетного года.

Такое разграничение норм по периоду действия в значительной степени определено и связано с источниками бюджетного права, содержащими нормы бюджетных правоотношений.

Основными источниками бюджетного права является:

- Конституция Украины; (ст.2,7 – закрепляет структуру бюджетной системы государства; ст.142 – устанавливает материальную финансовую основу местного самоуправления, в том числе доходы местных бюджетов).

- бюджетное законодательство (оно построено на принципе верховенства закона, независимости звеньев бюджетной системы).

- социальные нормативные акты, устанавливающие полномочия государственной и исполнительной властей; (Закон Украины «О местном самоуправлении»).

Особо следует обратить внимание на положение о том, что реалиция бюджетного процесса на основе норм бюджетного права применяется в той части, которая не противоречит Положениям Конституции Украины и Бюджетного кодекса.

Наиболее совершенной формой систематизации норм правовых актов, определяющих бюджетное отношение, является кодификация.

В рамках бюджетного права попытка кодификации норм находит выражение в создании и принятии бюджетного кодекса (налогового кодекса, финансового кодекса).

Кодекс позволяет систематизировать нормативный материал, согласовывать нормы разных законов (Кодекс – это не собрание действующих законов).

Любой кодекс состоит из общей и особенной частей.

Общая часть – это юридическое обоснование, содержащее общее понятие, юридические дефиниции, которые можно толковать одинакого, независимо от уровня органа государственной власти и применять на этой основе статьи особой части кодекса.

Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001г. включает 2 части; 6 разделов и 18 глав.

Общая часть закрепляет категориальный аппарат, понятие бюджетной системы, бюджетного процесса и определяет основные положения их функционирования.

Особая часть формирует нормы реализации государственного бюджета и институтов доходов и расходов местных бюджетов: межбюджетные отношения и контроль.

С принятием БКУ бюджетное право обновилось, что связано с экономическими и политическими переменами, в частности:

1. Изменились принципы построения бюджета (вместо совокупного – бюджет консолидированный);

2. Расширились принципы функционирования бюджетной системы (6-11);

3. Местные бюджеты наделены большей самостоятельностью и функционируют на основе местного самоуправления;

4. Четко определены принципы бюджетного устройства;

5. Утверждена новая структура бюджетной классификации;

6. Определен принцип специализации показателей доходов и расходов (размеры доходов – по источникам, а по расходам в зависимости от направлений);

7. Законодательно закреплены негативные явления в бюджете, свойственные данному периоду (бюджетный дефицит, государственный долг).

Кроме БКУ источником бюджетного права является и другие нормативные акты, которые регулируют отношения в сфере накопления и использования бюджетных средств.

Виды бюджетных документов:

Плановые: - проект бюджета; росписи соотв. бюджета, сметы бюджетных учреждений

Оперативные: - поручение финансовых средств о перечислении средств из бюджета на регистрационные счета распорядителей бюджетных средств.

Отчетные: - отчеты бюджетных учреждений, финансовых и кредитных учреждений об исполнении бюджетов.

3. Субъекты бюджетного права и их бюджетные полномочия в Украине.

Носители юридических прав и обязанностей, связанные с формированием, распределением и использованием бюджетов всех уровней называются субъектами бюджетного права.

К ним относят:

1. государство:

1.1 государственные и административно-территориальные образования

1.2 субъекты государственных и административно-территориальных образований области

1.3 местные административно-территориальные образования

2. государственные и местные органы власти

2.1 представительские органы государственной власти и местного самоуправления;

2.2 исполнительные органы власти и местного самоуправления.

Вступая в общественные отношения по реализации своих прав и обязанностей, они становятся участниками бюджетных правоотношений. Этим отношениям свойственны особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава:

а) они возникают в связи с механизмом образования, распределения и использования централизованного государственного (местного) денежного фонда соответствующей территории.

б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета.

в) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государственные или административно-территориальные образования, или соответствующие государственные (местные) органы власти, выражающие их интересы.

На этой основе формируются бюджетные полномочия.

Бюджетные полномочия- совокупность прав и обязанностей в области бюджетной деятельности.

В соответствии со структурой и полномочиями органов законодательной и исполнительной власти, можно разделить на 3 группы:

1. Права и обязанности субъектов, представляющих государство в целом.

2. Права и обязанности субъектов по отношению к Государственному бюджету.

3. Права и обязанности по отношению к местным бюджетам.

Бюджетные полномочия:

1. Определяются нормами конст. – ст.85,92,95,96,97,98,116 п.6,142

2. Детализируются: регламентом ВР (р.9 – опр. полномочия в обл. ГБ и квалиф.их как исключит.); З.У. «ОКМУ» - определяет полномочия правительства в области гос. бюджета. З.У. «О местном самоуправлении» - определяют полномочия на собственную финансовую базу.

3. Особым нормативным документом, регламентирующем права и обязанности субъектов бюджетного права, является Бюджетный кодекс Украины. Нормы Бюджетного Кодекса, как и Конституции Украины и Закона Украины «О Государственном бюджете», - является общеобязательными и квалифицируются как исключительные.

Бюджетные полномочия Украины (государства).

Бюджетные полномочия государства, порядок их реализации в бюджетном процессе отражаются в бюджетном законодательстве.

1. Содержание бюджетных прав Украины обусловлено суверенитетом, распространяющимся на всю территорию Украины, что придаёт бюджетным полномочиям особый характер и отличает эти полномочия от прав других субъектов.

2. Бюджетные полномочия государства позволяет выполнять международные обязательства.

3. К области регулирования бюджетных правоотношений, находящихся в ведении Украины относятся:

1) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы;

2) разграничение полномочий по осуществлению расходов;

3) установление порядка предоставления финансовой помощи и бюджетных сумм;

4) установление порядка осуществления заимствований и управление долгом;

5) разграничение налогов и других доходов между бюджетами различных уровней;

6) установление минимальным государственных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу представляемых государством услуг;

7) утверждение бюджетной классификации;

8) определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов;

9) установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

4. В соответствии с действующим законодательством ним выделяют 3 группы Бюджетных полномочий Украины:

Первая группа охватывает полномочия государства Украины по осуществлению правового регулирования в области бюджета.

Вторая группа связана с полномочиями по установлению налогов и обязательных платежей, их распределению между Государственным бюджетов и местными бюджетами высшего уровня, а также по определению направлений расходования средств бюджета.

Третья группа полномочия Украины по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета и отчета по его исполнению.

5. Значение бюджетных полномочий государства заключаются в том, что они обеспечивают создание финансовой базы без которой не возможно осуществление государственного суверенитета и компетенции государства.

Бюджетные права позволяют проводить единую бюджетную политику, вытекающую из финансирования на территории всего государства и, в конечном счете, единую социально- экономическую политику.

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления и их исполнительных органов.

Эти полномочия закреплены статьями 140, 143 Конституции Украины; ст.63 З.У. «О местном самоуправлении»; ст.15 З.У. «О системе налогообложения».

Согласно этим документам низовые звенья органов местного самоуправления руководствуются также решениями соответствующих вышестоящих органов местного самоуправления по вопросам бюджета.

Бюджетно-правовой статус местных муниципальных образований включают следующие права:

- органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты, осуществляют контроль за их исполнением;

- в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы, штрафы, отчисления от государственным налогам по нормативам определенных законов;

- органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов, а суммы превышения доходов над расходами по результатам отчетного года не подлежат изъятию;

- органы государственной власти обеспечивают муниципальным образованием минимальные местные бюджеты на основе закрепления доходных источников для покрытия минимальных необходимых расходов местных бюджетов;

- имеют право установить местные налоги и сборы.

Значение бюджетных полномочий состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления своих социально-экономических и других вопросов местного самоуправления.

Бюджетные права обеспечивают возможность органами местного самоуправления в пределах их компетенции регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.

Основная проблема состоит в том, что действующие нормы финансового права еще недостаточны для материального наполнения делегируемых государством местным органам власти полномочий.

 

Тема: Правовое регулирование банковского счета и денежного оборота.

1.Правовое регулирование денежного оборота.

2.Правовое регламентирование института банковского счета.

3.Виды банковских счетов.

4.Правовое регулирование наличного оборота и безналичных расчетов.

5.Ответственность за нарушение выполнения денежных обязательств.

 

Литература:

Конституция.

З.У. «О НБУ»

Гражданский Кодекс.

З.У «О банках и банковской деятельности»

З.У «О вексельном обращении» от 5.04.2001г.

З.У «О платежных системах и переводу денег в Украине»

З.У «Об использовании электронно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг для расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг».

 

Инструкция «Об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины» от 19.02.2001.

«Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине» от 19.02.2001

«О предпринимательстве в Украине»

Инструкция «О безналичных расчетах в Украине в национальной валюте»

- Положение о порядке осуществления бухгалтерских операций с банковскими платежными карточками национальной системы.

- Положение о введении платежных карточек международных платежных систем в расчетах за товары, услуги и при выдаче наличности»

- Положение «Об эмиссии платежных карточках и осуществлении операции с их использованием»

- Положение «О межбанковских расчетах в Украине» от 08.10.1998г.

- Положение «Об операциях банков с векселями» от 28.05.1999г.

- Указ президента «Об использовании штрафных санкций за нарушение норм, регулирующих оборот наличных денежных средств»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.