Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС 3. Понятие системы автоматизированной обработки экономической информации (САОЭИ)




Информационная система – это совокупность различных средств, предназначенных для сбора, подготовки, передачи, хранения, обработки и выдачи информации в интересах различных пользователей.

ВОПРОС 2. Понятие информационной системы. Типы информационных систем (ИС).

 

Народное хозяйство любой страны в целом, его отрасли и первичные хозяйственные субъекты (предприятия различных организационно-правовых форм) рассматриваются как экономические системы, изучаются их внутренние и внешние связи и, применяя системный подход, обеспечивают их рациональную организацию и функционирование.

Для информационного обслуживания и управления создаются информационные системы.

Среди факторов, определяющих свойства конкретной информационной системы, можно выделить 3 основных:

1) Технический уровень системы

2) Характер обрабатываемой информации

3) Целевые функции (т.е. круг задач, для решения которых данная система предназначена)

1. По техническому уровню информационные системы разделяют на:

- ручные

- механизированные

- автоматизированные

- автоматические

В ручных ИС все процессы обработки информации осуществляются вручную. Для поиска информации в таких системах используются селектирующие приспособления.

В механизированных ИС для обработки и поиска информации использовались счетно-перфорационные машины (эти системы использовались на ранних этапах развития информатизации). Простейшие арифметические и логические операции производились с помощью табулятора и выходные документы получались в виде табуляграмм.

В автоматизированных и автоматических ИС для хранения, обработки и поиска информации используется ЭВМ. Наиболее распространенными являются автоматизированные системы. В зависимости от уровня автоматизации различают частично и полностью автоматизированные ИС. В них на отдельных этапах технологического процесса обработки информации принимает участие человек (например, при сборе информации и подготовки ее ко входу в ЭВМ, процессы обработки, передачи и поиска информации осуществляются ЭВМ).

В автоматических ИС все процессы протекают без участия человека. Входная информация представляется в форме сигналов от различных датчиков, выходная используется в ЭВМ для управления и регулирования.

2. По характеру обрабатываемой информации ИС делятся на:

- документальные

- фактографические.

В документальных ИС объектами обработки, хранения и поиска являются документы и прочие информационные материалы. Обработка информации обычно сводится к тому, что по запросу, сформулированному пользователем, система находит и выдает необходимые документы. В таких системах важное значение приобретают вопросы оценки содержания документа и определения степени соответствия содержания документа содержанию запроса. Для решения этих вопросов используются специальные способы организации информационных массивов и специальные методы поиска.

В фактографических ИС хранимая и обрабатываемая информация представляет собой конкретные сведения и факты. Это могут быть параметры и характеристики объекта, сведения технико-экономического характера, социальная информация, результаты измерений, справочные и статистические данные. Часто эта информация носит оперативный характер, т.е. регулярно обновляется и изменяется.

 

3. Целевые функции определяются назначением данной информационной системы (ИС) различают следующие типы ИС:

- информационно-справочные (ИСС)

- управленческие

- информационно-расчетные

- информационно-логические

От функций, выполняемых системой, зависят форма выходной информации, алгоритмы процессов ее обработки, а также характер, форма и способ общения пользователя с системой.

1) ИСС предназначены для выполнения информационных запросов пользователей. Характерная особенность таких систем – информация, найденная по запросу, непосредственно в системе не используется, а выдается пользователю, который использует эту информацию вне ИС.

Примером таких систем может служить автоматизированное резервирование мест в пассажирском железнодорожном и авиационном транспорте, т.к. поиск для таких систем – одна из основных функций, и являются еще и информационно-поисковыми.

2) Управленческие системы – предназначены для решения различного рода управленческих и технико-экономических задач. С помощью таких систем автоматизируются только информационные операции. Непосредственные функции принятия решений и другие управленческие операции выполняет человек. Поэтому УС ориентированы, как правило, на выдачу различных справок и отчетов отдельным службам и руководству. Следовательно, УС одновременно выполняют еще и функции информационно-справочных систем. Запросы в таких системах обычно носят регулярный или регламентный характер. Реализуя эти запросы, ИС выдает определенный перечень справочных форм по результатам регулярной (ежедневной, еженедельной и т.д.) обработки информации о состоянии контролируемых процессов, а также обслуживает другие запросы.

3) В информационно-расчетных системах информация используется для решения задач, связанных с различными расчетными операциями: задачи статистического учета и анализа, прогнозы состояния финансовых рынков, диагностика в медицине, технике и т.д.

Все разновидности ИС, рассмотренные выше, обеспечивают пользователя информацией, которая когда-либо была введена в систему или получена на основании расчетов. В отличие от них, 4 ) информационно-логические системы способны выдавать информацию, сгенерированную на основании логического анализа, обобщения и переработки сведений, хранящихся в информационных массивах системы. Такие системы могут решать научно-исследовательские задачи, в определенной степени заменяя человека. Их также можно назвать интеллектуальными ИС, т.к. при их разработке используются положения теории искусственного интеллекта.

 

 

Понятие САОЭИ тесно связано с понятием автоматизированной ИС (АИС).

Под АИС будем понимать такую ИС, в составе которой функционирует ЭВМ. Наиболее распространенной разновидностью АИС являются САОЭИ организационно-экономического направления, часто называют системой обработки данных (СОД)

САОЭИ объединяют, как правило, следующие основные составляющие:

1) Лингвистические средства и правила, используемые для отбора и подготовки информации в ЭВМ для отображения картины реального мира в модели данных, для работы пользователя с системой и для предоставления пользователям выдаваемой системой информации.

2) Информационный фонд системы, представляющий собой совокупность всей информации, функционирующей в системе.

3) Способы и методы организации информации и всех методов и процессов ее обработки.

4) Алгоритмы функционирования системы (всех процедур по получению, обработке и выдаче информации).

5) Программное обеспечение системы.

6) Комплекс технических средств, функционирующих в системе.

7) Персонал, обслуживающий систему.

 

Создание САОЭИ требует серьезной подготовки и организации, а эффективность разработанной САОЭИ во многом определяется научно обоснованными методами ее создания.

Для более детального анализа выделяют следующие типы:

1 – САОЭИ может быть как автономной системой, предназначенной для компьютеризации отдельных функций информационно-управленческого процесса, так и работать в составе более крупной системы и обмениваться информацией с другими подсистемами.

2 – С позиции технологического функционирования САОЭИ, различают 2 формы:

- централизованную и

- сочетающую централизацию с децентрализацией

В первом случае информационные задачи решаются непосредственно на вычислительном центре предприятия, а во втором – организуются автоматизированные рабочие места (АРМ),соединенные сетью как между собой, так и с центральным компьютером. Переход к сетям АРМ означает переход к распределенной обработки информации.

3 – С позиции иерархической соподчиненности и территориального деления экономических объектов, выделяют САОЭИ отдельных предприятий, объединений, отраслей и государственные (межотраслевые), территориальные САОЭИ регионов, областей, районов.

4 – По функциональному технологическому составу и по принципу обеспечения ресурсами, САОЭИ разделяют по составу решаемых задач. Например, возможна автоматизация мест по прогнозированию, планированию, оперативному управлению, анализу, бух. учету и т.д.

При этом основная цель – это охватить компьютеризацией полный набор задач в пределах каждой функционально-различной работы.

5 - По принципу обеспечения ресурсами можно выделить такие виды обеспечения, как информационное, программное, техническое, математическое и организационно-правовое.

Информационное обеспечение – это взаимосвязанный комплекс информационных массивов, систем кодирования информации, а также документация для организации информационного фонда систем.

ПО представляет собой комплекс программных средств для реализации автоматизированных задач.

Техническое обеспечение – это комплекс всех технических средств как компьютеров, так и периферийного оборудования для организации информационного процесса.

Математическое обеспечение – это комплекс математических методов, моделей и алгоритмов реализации автоматизированных задач.

Организационно-правовое обеспечение – это совокупность действующих в данной системе нормативных документов, определяющих и регламентирующих деятельность персонала при решении задач в условиях функционирования САОЭИ.

Главным для функционирования САОЭИ является комплексная взаимосвязь всех вопросов, связанных с обеспечением конкретных САОЭИ необходимыми ресурсами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.