КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и метод административного права. Особенности административного права как отрасли права
Понятие административного права Республики Беларусь Антимонопольное регулирование Организация управления в особых условиях Понятие и формы управления социальной защитой граждан. Органы, осуществляющие управление социальной защитой граждан Особенности управления в области здравоохранения Особенности управления в области науки Особенности управления в области образования Важным условием развития эффективной системы рыночной экономики является всемерное развитие конкуренции при одновременной борьбе с проявлениями рыночного монополизма и недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция – это действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, и причиняющие убытки другим хозяйствующим субъектам. Монополистическая деятельность – это противоречащее антимонопольному законодательству поведение хозяйствующих субъектов или органов власти, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Органом антимонопольного регулирования на товарных рынках выступают находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ: - Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы. - частично Федеральная служба по тарифам, осуществляющая контроль в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Отрасль права — это круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью. Входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. По предмету правового регулирования в основном и проводится разграничение между различными отраслями права. С этих общетеоретических позиций И; следует подходить к характеристике административного права. Административное право имеет особое значение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления. Исходя из данного определения предмета можно наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование. В зависимости от.субъектов выделяются следующие виды управленческих отношений: 1) между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, т.е. отношения, определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим. 2) между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между различными министерствами); 3) между органами государственного управления и подчиненными, а также не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями; 4) между органами государственного управления и негосударственными объединениями граждан; 5) между органами государственного управления и гражданами. В зависимости от характера (содержания) управленческих отношений можно выделить следующие их виды: 1) связанные с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства деятельностью нижестоящих органов, а также предприятий, организаций и учреждений 2) связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия);
3) связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования или руководства деятельностью негосударственных организаций 4) связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления. Применительно к направлениям административной {деятельности выделяются следующие группы управленческих отношений: 1) связанные с подготовкой, принятием управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления 2) связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т. е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов; 3) связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов; 4) связанные с осуществлением органами государственного управления юрисдикционной деятельности, По областям административной деятельности выделяются управленческие отношения: 1) в области управления хозяйственным комплексом; 2) в области управления социально-культурным строительством; 3) в области управления административно-политическим строительством. Таковы основные виды общественных отношений, составляющих предмет административного права. Их перечень свидетельствует об охвате административно-правовыми средствами регулирования разнообразных широких общественных связей. Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т. е. составляющим предмет административного права, являются следующие: 1) наличие в них соответствующего органа государственного управления или его представителя; 2) связь с исполнительно-распорядительной деятельностью. Итак, административное право представляет собой отрасль права (совокупность правовых норм), призванную регулировать в интересах государства общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфер исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями властных управленческих функций.
Предмет отрасли административного права — это совокупность общественных отношений, складывающихся и функционирующих в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. В самом общем виде можно сказать, что административное право — это управленческое право, т. е. оно регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления. Признаки управленческих отношений: 1) управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и социальных; 2) управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе (оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы); 3) наличие двух элементов — субъекта и объекта управления; 4) управление может быть как внутрисистемным, так и внесистемным. В административном праве и соответственно в управлении (социальном управлении объект воздействия — поведение людей) различают внутри — и внешнеорганизационные отношения; 5) властные полномочия субъекта управления; 6) наличие специального субъекта — органа государства, осуществляющего управленческую деятельность. Предмет правового воздействия определяет специфику метода регулирования. Человек — существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку существует человеческое общество. Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода. Главные признаки метода административного права: 1) юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть: а) линейным (начальник— подчиненный), б) функциональным (инспектор — контролируемый);
2) юридические факты: административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями; 3) права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормами точно определяются права и обязанности сторон; 4) защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права участников, споры между ними решаются в административном (управляющим субъектом) или в судебном порядке. Итак, под методом административно-правового регулирования понимают совокупность приемов и способов, посредством которых административное право воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере, государственного управления, с целью их регуляции и охраны. В отличие от гражданского права, где характерно применение методов диспозитивности, автономии воли сторон, уравновешивающих субъектов имущественных отношений, предоставляющих им возможность самостоятельно устанавливать права и обязанности, административно-правовому регулированию свойствен в основном императивный метод. Он закрепляет юридическое неравенство сторон, субъектов административно-правовых отношений,:что обусловлено необходимостью подчинения одной стороны другой. Однако использование императивного (метода в административном праве не является исключительным, поскольку динамичное развитие данной отрасли позволяет также использовать в регулировании общественных отношений и другие методы, например, метода рекомендаций, согласования, взаимной ответственности. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений: 1) определяют правовое положение граждан в сфере государственного управления; 2) регулируют порядок образования, организации, ликвидации органов государственного управления, их компетенцию, основы взаимоотношений с другими государственными органами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, гражданами; 3) регулируют порядок прохождения государственной службы, закрепляют правовой статус государственных служащих; 4) устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления; 5) определяют способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении; 6) регулируют административно-юрисдикдионную деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) и порядок ее осуществления; 7) регламентируют управление в отраслях и сферах (отраслевое и межотраслевое управление). Нередко одни и те же общественные отношения развиваются под воздействием нескольких отраслей права (особенно в хозяйственной сфере). В связи с этим важное значение имеет метод правового регулирования, представляющий собой юридическое средство воздействия, применяемое государством при правовом регулировании общественных отношений. Следовательно, если предмет позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования. Административно-правовому регулированию свойствен в основном метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. На этой основе отношения управленческого характера, испытывающие на себе воздействие административно-правового метода регулирования, часто называют «властеотношениями», или отношениями власти и подчинения. Следует отметить, что власть и односторонность как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств, Таким образом, административно-правовой метод регулирования общественных отношений находит свое выражение: 1) в установлении определенного порядка действий, несоблюдение которого не влечет за собой юридических последствий; 2) в запрещении определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности); 3) в предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой; 4) в предоставлении возможности действовать (или; не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Однако во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или разрешение).
1.3. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды Административно-правовые нормы являются необходимым и очень важным правовым инструментом в руках государства. Административно-правовое регулирование распространяется на широкий круг отношений, связанных с организацией управления экономикой, социально-культурной и административно-политической деятельностью. Без регулирующей роли административно-правовых норм невозможно представить четкий и объективно правильный процесс управления. Административно-правовая норма — это установленное государством и охраняемое от нарушений принудительной силой государства правило поведения общего характера, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Следовательно, нормы административного права имеют особую сферу своего применения — сферу государственного управления. В этих границах они формируют обязательные предписания должного поведения органов государственного управления, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |