Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и метод административного права. Особенности административного права как отрасли права

Понятие административного права Республики Беларусь

Антимонопольное регулирование

Организация управления в особых условиях

Понятие и формы управления социальной защитой граждан. Органы, осуществляющие управление социальной защитой граждан

Особенности управления в области здравоохранения

Особенности управления в области науки

Особенности управления в области образования

Важным условием развития эффективной системы рыночной экономики является всемерное развитие конкуренции при одновременной борьбе с проявлениями рыночного монополизма и недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция – это действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ

в предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, и причиняющие убытки другим хозяйствующим субъектам. Монополистическая деятельность – это противоречащее антимонопольному законодательству поведение хозяйствующих субъектов или органов власти, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Органом антимонопольного регулирования на товарных рынках выступают находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ:

- Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая функции по контролю

и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

- частично Федеральная служба по тарифам, осуществляющая контроль в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

 

 

Отрасль права — это круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью. Входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. По предмету правового регулирования в основном и проводится разграничение между различными отраслями права. С этих общетеоретических позиций И; следует подходить к характеристике административного права.

Административное право имеет особое значение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления. Исходя из данного определения предмета можно наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование.

В зависимости от.субъектов выделяются следую­щие виды управленческих отношений:

1) между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, т.е. отношения, определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим.

2) между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между различными министерствами);

3) между органами государственного управления и подчиненными, а также не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями;

4) между органами государственного управления и негосударственными объединениями граждан;

5) между органами государственного управления и гражданами.

В зависимости от характера (содержания) управленческих отношений можно выделить следующие их виды:

1) связанные с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства деятельностью нижестоящих органов, а также предприятий, организаций и учреждений

2) связанные с осуществлением органами государ­ственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия);

3) связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования или руководства деятельностью негосударственных организаций

4) связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

Применительно к направлениям административной {деятельности выделяются следующие группы управленческих отношений:

1) связанные с подготовкой, принятием управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления

2) связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т. е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;

3) связанные с осуществлением контроля и над­зора за исполнением решений (актов), за оператив­ной деятельностью подчиненных или подконтроль­ных объектов;

4) связанные с осуществлением органами государственного управления юрисдикционной деятельности,

По областям административной деятельности вы­деляются управленческие отношения:

1) в области управления хозяйственным комплексом;

2) в области управления социально-культурным строительством;

3) в области управления административно-политическим строительством.

Таковы основные виды общественных отношений, составляющих предмет административного права. Их перечень свидетельствует об охвате административ­но-правовыми средствами регулирования разнообраз­ных широких общественных связей.

Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т. е. составляющим предмет административного права, являются следующие:

1) наличие в них соответствующего органа государственного управления или его представителя;

2) связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.

Итак, административное право представляет собой отрасль права (совокупность правовых норм), призванную регулировать в интересах государства обще­ственные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфер исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управле­ния, во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями властных управленческих функций.

 

 

 

Предмет отрасли административного права — это совокупность общественных отношений, складываю­щихся и функционирующих в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. В самом общем виде можно сказать, что административное право — это управленческое право, т. е. оно регули­рует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления.

Признаки управленческих отношений:

1) управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и социальных;

2) управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе (оказывает упорядочивающее воз­действие на эти элементы);

3) наличие двух элементов — субъекта и объекта управления;

4) управление может быть как внутрисистемным, так и внесистемным. В административном праве и соответственно в управлении (социальном управлении объект воздействия — поведение людей) различают внутри — и внешнеорганизационные отношения;

5) властные полномочия субъекта управления;

6) наличие специального субъекта — органа государства, осуществляющего управленческую деятельность.

Предмет правового воздействия определяет специфику метода регулирования. Человек — существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку существует человеческое общество. Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчине­ние одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода.

Главные признаки метода административного права:

1) юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть: а) линейным (началь­ник— подчиненный), б) функциональным (инспектор — контролируемый);

2) юридические факты: административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями;

3) права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормами точно определяются права и обязанности сторон;

4) защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права участников, споры между ними решаются в административном (управляющим субъектом) или в судебном порядке.

Итак, под методом административно-правового регулирования понимают совокупность приемов и способов, посредством которых административное право воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере, государственного управления, с целью их регуляции и охраны.

В отличие от гражданского права, где характерно применение методов диспозитивности, автономии воли сторон, уравновешивающих субъектов имущественных отношений, предоставляющих им возможность самостоятельно устанавливать права и обязанности, административно-правовому регулированию свойствен в основном императивный метод. Он закрепляет юридическое неравенство сторон, субъектов административно-правовых отношений,:что обусловлено необходимостью подчинения одной стороны другой. Однако использование императивного (метода в административном праве не является исключительным, поскольку динамичное развитие данной отрасли позволяет также использовать в регулировании общественных отношений и другие методы, например, метода рекомендаций, согла­сования, взаимной ответственности.

Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

1) определяют правовое положение граждан в сфере государственного управления;

2) регулируют порядок образования, организации, ликвидации органов государственного управления, их компетенцию, основы взаимоотношений с другими государственными органами, общественными объе­динениями и иными негосударственными организа­циями, гражданами;

3) регулируют порядок прохождения государственной службы, закрепляют правовой статус государственных служащих;

4) устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;

5) определяют способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

6) регулируют административно-юрисдикдионную деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) и порядок ее осуществления;

7) регламентируют управление в отраслях и сферах (отраслевое и межотраслевое управление).

Нередко одни и те же общественные отношения развиваются под воздействием нескольких отраслей права (особенно в хозяйственной сфере). В связи с этим важное значение имеет метод правового регулирова­ния, представляющий собой юридическое средство воздействия, применяемое государством при право­вом регулировании общественных отношений.

Следовательно, если предмет позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования.

Административно-правовому регулированию свойствен в основном метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отно­шений, то в отношениях, регулируемых администра­тивным правом, налицо неравенство сторон.

На этой основе отношения управленческого характера, испытывающие на себе воздействие административно-правового метода регулирования, часто называют «властеотношениями», или отношениями власти и подчинения. Следует отметить, что власть и односторонность как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств,

Таким образом, административно-правовой метод регулирования общественных отношений находит свое выражение:

1) в установлении определенного порядка действий, несоблюдение которого не влечет за собой юридических последствий;

2) в запрещении определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);

3) в предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой;

4) в предоставлении возможности действовать (или; не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях.

Однако во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или разрешение).

 

1.3. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды

Административно-правовые нормы являются необходимым и очень важным правовым инструментом в руках государства. Административно-правовое регулирование распространяется на широкий круг отношений, связанных с организацией управления экономикой, социально-культурной и административно-политической деятельностью. Без регулирующей роли административно-правовых норм невозможно предста­вить четкий и объективно правильный процесс управ­ления.

Административно-правовая норма — это установленное государством и охраняемое от нарушений принудительной силой государства правило поведения общего характера, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

Следовательно, нормы административного права имеют особую сферу своего применения — сферу государственного управления. В этих границах они формируют обязательные предписания должного поведения органов государственного управления, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности антимонопольного государственного регулирования. Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти | Структуру административно-правовой нормы составляют гипотеза, диспозиция и санкция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.