Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовые способы защиты прав граждан

Ежегодно в государственные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно сгруппировать: по содержанию (пенсионные, налоговые и т.д.); по авторам (индивидуальные, групповые); по форме (устные, письменные); по адресатам (первичные, повторные) и т. д.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения на обращения граждан следует поделить на два типа:

1) административные, т. е. рассматриваемые во вне­судебном порядке, в административном процессе;

2) судебные, рассматриваемые судами в "процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Решения по ним принимаются на основе норм Уголовно-процессуального кодекса Республики) Беларусь или Гражданского про­цессуального кодекса Республики Беларусь.

Порядок рассмотрения обращений первого типа регулируется Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г, № 407-ХШ «Об обращениях граждан» (в ре­дакции Закона от 1 ноября 2004 г. № 340-3), который делит их на три вида: — это

1) предложение – обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов или внесения изменений в действующие акты.;

2) заявление – обращения граждан, направленные на устранение конкретных нарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.

3) жалоба – это обращения граждан, которые содержат требования восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями или бездействиями должностных лиц.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными.

Письменные обращения должны содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, данные о месте жительства, работы, изложенные в сути обращения.

Обращения, по которым не требуется дополнительных проверок, изучения, должны быть рассмотрены не позднее 15 дней. Общий срок рассмотрения – не свыше одного месяца. При необходимости проведения специальных проверок, запроса дополнительных материалов руководитель может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно сообщив об этом заявителю.

 

 

Наряду с гражданами Республики Беларусь на территории республики проживают иностранные граждане и лица без гражданства. Они могут быть субъектами административно-правовых отношений.

Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства закреплен в ст. 11 Кон­ституции Республики Беларусь, в которой установ­лено, что иностранные граждане и лица без граждан­ства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с граж­данами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными догово­рами. Таким образом, данные конституционные поло­жения и нормы и соответствующие международно-правовые акты являются одновременно юридической базой для административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республи­ки Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Иностранные граждане подразделяются на постоянно и временно находящихся на территории республики. В их административно-правовом статусе есть различия, в частности, первым выдается вид на жительство. Среди постоянно проживающих можно выделить политэмигрантов. Временно находящиеся в стране иностранцы делятся на прибывших с деловы­ми целями, туристов, транзитных пассажиров и др.

Особую группу иностранных граждан (лиц без гра­жданства) на территории Республики Беларусь составляют беженцы.:

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории из-за вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования в государстве своей нацио­нальной принадлежности по признаку расы, рели­гии, гражданства, национальности, по принадлежности к определенной социальной группе или по сво­им политическим убеждениям и которое не может либо не желает вследствие таких опасений пользо­ваться защитой этого государства; или лицо, кото­рое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь, вследствие по­добных обстоятельств не может или не желает вернуться в государство своего прежнего места жительст­ва из-за таких опасений.

Рассмотрение ходатайства о признании иностранца беженцем в Республике Беларусь осуществляют тер­риториальные органы по миграции, которые всесторонне оценивают:

1) итоги анкетирования иностранца на основе проведения индивидуальных собеседований;

2) достоверность полученных сведений о данном иностранце и прибывших с ним членах его семьи;

3) обстоятельства прибытия на территорию Республики Беларусь;

4) содержание представленных документов;

5) заключение органов государственной безопас­ности и органов внутренних дел;

6) показания свидетелей, оформленные надлежа­щим образом, если таковые имеются;

7) иные документы.

Рассмотрение ходатайств о признании иностранца беженцем осуществляется в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства территориальным органом по миграции. Решение о признании иностранца беженцем в Республике Беларусь либо об отказе о признании принимается республиканским органом государственного управления по миграции на основании заключения, представленного соответствующим территориальным органом по миграции, с учетом про­веденной процедуры рассмотрения ходатайств и материалов личного дела иностранца.

Иностранные граждане и лица без гражданства независимо от того, проживают они в Республике Беларусь постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам.

Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства несколько уже, чем объем правосубъектности граждан Республики Беларусь. Иностранные граждане могут проживать в Республике Беларусь при наличии разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с белорусским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. Они не могут быть членами политических партий, не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах. На иностранных граждан не распространяется белорусское законодательство о воинской обязанности и военной службе.

На иностранных граждан возлагаются специфические обязанности. Они могут постоянно проживать в Республике Беларусь, если имеют на это разрешение и вид на жительство, выданные уполномоченными органами исполнительной власти. Иностранные граждане, находящиеся в Республике Беларусь на ином законном основании, считаются временно пребывающими в Беларуси. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из Республики Бела­русь по истечении определенного срока пребывания.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут передвигаться по территории Республики Беларусь и избирать место жительства в Беларуси в соответствии с порядком, установленным законодатель­ством. Они обязаны соблюдать правила пребывания иностранных граждан в Беларуси и правила транзит­ного проезда иностранных граждан через территорию Республики Беларусь. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопас­ности. Так, существуют местности, закрытые для по­сещения иностранными гражданами, и въезжать на территорию таких местностей можно только с разре­шения органов внутренних дел.

Иностранному гражданину, нарушающему зако­нодательство о правовом положении иностранных граждан в Республике Беларусь, может быть сокра­щен определенный ему срок пребывания в Республи­ке Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть выдворены за пределы Республики Беларусь, если:

1) их действия противоречат интересам обеспече­ния государственной безопасности или охраны общественного порядка;

2) это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;

3) они грубо нарушили законодательство о право­вом положении иностранных граждан или лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенное, ва­лютное или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности.

Особое правовое положение имеется у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а также у других лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего не подпадают под юрисдикцию Республики Беларусь.

 

 

Литература:

1. Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 года. вступил в силу 01.03.2007г.// Национальный реестр правовых актов РБ – 2003 - №63.

2. Конституция РБ от 15.03.1994г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г.

3. Административное право. курс лекций/ С.М. Забелов, П.С. Забелов». // Акад. упр. при Президенте РБ Минск, 2003г.

4. Гавриленко Д.А. «Административное право Республики Беларусь. Курс лекций», Минск, 2004г.

5. 3акон Республики Беларусь от 22 февраля 1995 г. № 3605-ХП «О беженцах» (в редакции Закона от 4 января 2003 г. № 178-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. -№ 8. - 2/927.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Местные органы исполнительной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.