Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фактические

Нормативные;

Понятие административного правонарушения и его признаки

 

В юридической литературе основания административной ответственности подразделяются на два вида:

Отсутствие нормативной основы исключает какую-либо противоправность, наличие самого состава административного проступка. То или иное действие или бездействие становится противоправным лишь тогда, когда оно закреплено нормой права, и таковым оно будет вплоть до полной отмены нормы.

Однако одних нормативных оснований еще недостаточно для того, чтобы возникло конкретное правоотношение ответственности. Нормативные основания предполагают лишь ее возможность. Необходимы еще юридические факты, с которыми в правовой науке и связывается возникновение правоотношений. В реальной действительности таких фактических оснований для возникновения административной ответственно­сти в связи с двусторонним характером как право­отношения необходимо как минимум две группы.

Со стороны) виновного в правонарушении таким юридическим фактом будет противоправное деяние, образующее состав административного правонарушения.

Вторая группа фактических оснований административной ответственности относится к тем юридическим фактам которые характеризуют сущность ответной негативной реакции государства (компетентных органов, должностных лиц) на противоправное поведение виновного. В науке права эта группа фактических оснований именуется индивидуальными актами.

Таким образом, административная ответствен­ность — прежде всего результат взаимодействия ука­занных нормативных и фактических оснований (ее нормативной основы), состава правонарушения и ак­тов о ее применении.

Административное правонарушение (проступок) — это посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Юридическими признаками административного правонарушения являются:

1) общественная опасность деяния;

2) противоправность деяния;

3) виновность;

4) наказуемость деяния.

Понятие «деяние» часто применяется в законодательстве, причем этим понятием охватывается два вида поведения правонарушителя: действие либо бездействие, т.е. такое действие; которое противоречит праву, закону, расходится с ним. Многие административные правонарушения могут совершаться посредством действия, например, мелкие хищения государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и т.д., но немало административных проступков совершается в форме бездействия, например, невыполнение правил пожарной безопасности, проявление неуважения к суду, неисполнение должностным лицом требования работника милиции и т.д.

Реальное деяние только тогда считается административным проступком, когда оно содержит все закрепленные в законе признаки. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие обязательной причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, природной среде и т.д.

Общественная опасность заключается в опасности деяния для общественных отношений, в причинении им вреда либо угрозы его причинения. Общественная опасность характеризуется характером и степенью. Характер — это качественная категория общественной опасности, степень — количественная.

Противоправность означает, что конкретное дея­ние запрещено административно-правовыми норма­ми под страхом ответственности, т. е. определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой пра­ва, или не совершает действия, предписанного правовым актом. Данный признак реализуется в Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, где и перечислены об­щественно опасные деяния, являющиеся в настоящее время противоправными.

Виновность характеризуется тем, что деяние представляет собой; проявление сознания и воли лица, его совершающего. Имеется в виду, что общественно опасное и противоправное действие (бездействие) совершается умышленно либо по неосторожности.

Наказуемость характеризуется применением мер административной ответственности (административных взысканий) за совершение общественно опасного, противоправного, виновного деяния.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава, поскольку в действующем законодательстве Республики Беларусь отсутствует понятие «состав административно­го правонарушения». Это научно-логическая конструкция, вытекающая из содержания норм права об административных правонарушениях.

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, установленный порядок управления и др. Каждый конкретный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство гражда­нина — при мелком хулиганстве; достоинство, здоровье гражданина — при умышленном причинении легкого телесного повреждения или побоев).

Объективная сторона проступка — это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих его проявление — действие либо бездействие. Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь и др.), времени (ночное, запрещенное и т.п.), характера деяния (его систематичность и т.д.).

Субъектом административного проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого име­ется описанный в законе проступок. Все признаки субъекта можно поделить на две группы:

1) общие (их два — достижение 16-летнего возрас­та и вменяемость);

2) специальные (особенности труда, служебное по­ложение, прошлое противоправное поведение, состояние здоровья и иные признаки - военнообязанный, иностранец и др.).

Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья насе­ления и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и за действия подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Только за отдельные составы правонарушений они несут административную ответственность на общих основаниях (нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охо­ты, рыболовства и т.д.). Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подле­жат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.

Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Рес­публики Беларусь иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, разрешаются дипломатическим путем.

Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Действующим законодательством субъектом административной ответственности признаются организации, имеющие статус юридического лица.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Она включает в себя вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.

Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных проступков единого критерия их классификации не существует. В качестве его выступает комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правонарушений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специальные меры пресечения | Обстоятельства, являющиеся основаниями освобождения от административной ответственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.