Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственного управления. Судебный контроль за законностью осуществления

Судебный контроль за законностью осуществления

 

Судебная власть — неотъемлемый элемент право­вого государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них не покушался. Но что не менее значимо, судебная власть — это еще и гарантия осуществления других ветвей власти — законодательной и исполнительной.

Поэтому среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю. Согласно ст. 109 Конституции республики Беларусь судебная власть принадлежит рудам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Субъектами судебного контроля в государственном управлении являются:

1) Конституционный Суд Республики Беларусь;

2) суды общей юрисдикции;

3) хозяйственные суды.

Контрольные полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь в государственном управлении и порядок их осуществления определены Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. №2914-ХН «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Деятельность Конституционного Суда призвана служить укреплению основ конституционного строя Республики Беларусь, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком на­значения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность.

Он разрешает дела о соответствии Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законов, нормативных актов Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, актов любого другого государственного органа.

Поводом к рассмотрению и разрешению в Кон­ституционном Суде Республики Беларусь дел явля­ются предложения о проверке конституционности акта Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания, Совета Республи­ки Национального собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров.

Основанием же к рассмотрению дела является выявленная неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Беларусь закон, иной нормативный акт и т.п.

Акты, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполне­ния на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Формы контроля судов общей юрисдикции в государственном управлении имеют свои особенности.

Суд осуществляет свои задачи путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных, гра­жданских, а также административных дел. Суд использует только ему присущий метод деятельности — разбирательство дел в судебном заседании.

В отличие от прокуратуры никакого систематического наблюдения за деятельностью органов государственного управления суды не осуществляют, опротестовывать незаконные действия и акты этих орга­нон они не вправе.

Суд не пользуется и правом отмены или приостановления актов органов государственного управления.

Однако суд стоит на страже законности в государственном управлении. В строго определенных случаях, специально предусмотренных законом, суд оценивает при рассмотрении конкретных дел правомерность действий должностных лиц органов государственного управления.

Установив при рассмотрении, конкретного дела, что в работе определенного учреждения, предприятия, организации имеются нарушения законности, отсутствует должная борьба с ее нарушителями, с причинами и условиями, способствующими нарушени­ям законности, ущемляются права и законные интересы граждан, т. е. нарушается нормальная работа органов государственного управления, суд вправе вынести частное определение.

Частное определение является формой правового реагирования суда на вскрытые в процессе рассмотрения конкретного дела нарушения законности в работе того или иного органа управления и соответствующих должностных лиц.

Оно выносится в адрес руководителя того органа управления, в котором вскрыты нарушения, либо в адрес вышестоящего органа или руководителя. В частном определении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Указания суда, изложенные в частном определении, обязательны для администрации.

Получив из суда копию частного определения, администрация предприятий, учреждений и организаций обязана в месячный срок сообщить суду о принятых мерах по выполнению указаний суда,

Контрольные функции суда проявляются и в гражданском производстве (исковое производство). Необходимость в осуществлении судебного контроля за деятельностью управленческих органов возникает вследствие того, что в основании отдельных споров лежат акты органов управления.

Исключительно важной здесь является деятельность судов по контролю за соблюдением трудового и жилищного законодательства,

В частности, суды рассматривают споры, возни­кающие из исков на незаконную выдачу ордера на жилплощадь.

Признание судом ордера на жилую площадь, право пользования которой принадлежит другому лицу, недействительным, является судебным исправлением незаконных действий соответствующих органов управления.

Суды осуществляют контроль за администрацией предприятия, учреждения в случаях, когда рассматриваются иски граждан о неправильном их увольнении с работы. Решение суда о признании увольнения противоправным исправляет ошибочное действие администрации.

Суды рассматривают жалобы граждан на постановление соответствующих органов и должностных лиц о наложении административного штрафа. Суд проверяет законность наложения штрафа: наложен ли правомочным органом или должностным лицом; совершил ли оштрафованный нарушения, за которые за­конодательством установлена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в его совершении, не превышает ли штраф установленный предельный раз­мер, учтены ли при наложении штрафа тяжесть со­вершенного проступка, личность виновного, его имущественное положение, не истекли ли сроки давности. Установив, что штраф наложен неправильно, суд выносит определение о его отмене и прекращении производства по делу.

Определение суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Таким образом, содержанием судебного контроля является проверка судом при рассмотрении административных дел и споров соответствия или несоответствия действий и актов органов управления (должностных лиц) требованиям законности.

Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляют хозяйственные суды Республики Беларусь.

Систему хозяйственных судов составляют: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь; хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суда (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Респуб­лики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях зашиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физиче­ских лиц, в т. ч. иностранных.

Хозяйственные суды осуществляют судебную власть при разрешении дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.

К делам по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений и подведомственным хозяйственному суду, относятся:

1) о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта государственного или иного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

2) об обжаловании отказа в государственной регистрации в установленный срок юридического лица или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законодательством Республики Беларусь;

3) о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюд­жетные фонды, штрафов и иных экономических санкций, если законодательством не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;

4) о возврате из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств, списанных в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного акта;

5) о ликвидации, реорганизации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

6) об отказе в выдаче (продлении) лицензии и др. Хозяйственный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта соответствующего государственного либо иного органа Конституции Республики Беларусь или другим законодательным актам, в т. ч. издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с правовыми нормами, имеющими большую юридическую силу, и ставит в установленном порядке вопрос о признании соответствующего нормативного акта неконституционным либо принимает меры по признанию ненормативного акта недействительным.

Хозяйственный суд принимает судебные постановления в форме решений, определений, постановле­ний, приказов.

Вступивший в законную силу судебный акт, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие судебные обращения обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, дру­гих лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Беларусь.

Неисполнение судебных актов, а равно и иное проявление неуважения к хозяйственному суду влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Хозяйственный суд ведет работу по предупреждению нарушений законодательства в хозяйственных (экономических) отношениях при выполнении до­говорных обязательств. В этих целях он:

1) ведет анализ данных и материалов, характеризующих причины нарушения законодательства в хозяйственных (экономических) отношениях, разрабатывает и принимает меры в пределах своей компетенции по их устранению;

2) ведет пропаганду хозяйственного законодательства;

3) информирует в установленном порядке 6 нару­шениях законодательства, допускаемых в хозяйственных (экономических) отношениях, Президента, Национальное Собрание, Совет Министров и другие за­интересованные органы Республики Беларусь.

Если в результате спора будут выявлены наруше­ния закона и иных нормативных правовых актов со стороны органа государственного управления должностного лица, хозяйственный суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих органов, должностных лиц.

Частные определения хозяйственного суда обязательны для исполнения организациями и граждана­ми, которым они направлены. Информация о мерах, принятых по материалам частного определения, направляется в хозяйственный суд не позднее месячного срока с момента поступления сообщения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность административного надзора | Роль юридической службы в укреплении законности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.