Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление культурой

 

Культура как самостоятельная отрасль социально-культурного строительства включает в себя широкий круг государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры. К этой отрасли относятся: театральное, музыкальное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное,.эстрадное и цирковое искусство; концертные организации, музеи, библиотеки, дома культуры и др.; кинематография, телевидение и радиовещание; издательское дело, полиграфия и книготорговля.

Управление культурой заключается в: организации создания, распространения и популяризации произведений литературы и искусства; обеспечении распространения информации и пропаганды достижений культуры; сохранении и использовании культурных ценностей; охране произведений искусства и памятников культуры, повышении культурного уровня населения; руководстве предприятиями, организациями и учреждениями культуры. При этом необходимо иметь в виду, что в буквальном смысле слова «управлять культурой невозможно», государство осуществляет лишь отдельные управленческие функции: например контроль качества образования.

Законодательство Республики Беларусь о культуре регулирует общественные отношения по установлению организационно-правовых и экономических гарантий создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, по сохранению и передаче культурных традиций, по охране исторических и культурных ценностей в целях: возрождения и развития белорусской национальной культуры и культур национальных сообществ Беларуси как составной части общечеловеческой культуры; формирования куль­турной среды, моральных начал, эстетических взглядов и вкусов народа и приобщения его к художественному творчеству, к гуманистическим ценностям культуры.

Основными принципами культурной деятельности в Республике Беларусь являются: свобода творческой деятельности и саморазвитие культурных процессов, плю­рализм направлений и стилей в творчестве, отказ от мо­нополизма в культуре; защита интеллектуальной собственности; общедоступность духовных ценностей; право на беспрепятственную культуротворческую деятельность на территории Республики Беларусь для всех национальных сообществ; приоритет условий для развития белорусской национальной культуры; гуманистическая на­правленность, усиление личного начала в культурной деятельности, ориентация на общечеловеческие ценности, высокоморальный характер культуры; обеспечение связей белорусской национальной культуры с культурами других народов; соединение государственных и общественных начал в организации культурной деятельности; полная самостоятельность культурной деятельности Республики Беларусь.

Государственные органы во взаимодействии с общественными объединениями обязаны обеспечивать разви­тие культуры и несут ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание граждан. Они обязаны совершенствовать систему социальных,: организационно-правовых и экономических гарантий развития искусства и культуры и: создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию; формировать систему предприятий и учреждений искусства и культуры; выделять необходимые материальные и финансовые средства; обеспечивать проведение научных исследований и разработку научных проектов в области культуры, подго­товку квалифицированных кадров; создавать гарантии и стимулы, художественного творчества, сохранения тра­диционной культуры (фольклор, народные промыслы, ремесла), использования достижений культуры; обеспе­чивать формирование и эстетизацию среды обитания человека, защиту интересов народа Беларуси, в области культуры.

В Республике Беларусь гарантируется развитие разнообразных по типам и видам деятельности предпри­ятий, учреждений и организаций культуры: театров, сту­дий, мастерских, кинотеатров, киноустановок, концертных, художественных и других,.театрально-зрелищных и.культурно-просветительных учреждений, внешкольных, учебных, научно-исследовательских и других предпри­ятий, учреждений и организаций культуры с учетом исторических, этнических и географических особенностей местности, образовании (городе, поселке, деревне),создается общественно необходимый комплекс предприятий и учреждений культуры, гарантирующий удовлетворение духовных и эстетических запросов населения. 1

Управленческая деятельность в области культуры осуществляется системой органов исполнительной власти, каждый из которых реализует свою компетенцию на отдельных участках культурного строительства: непосредственно культура, телевидение и радиовещание, кинематография, издательское дело и др.

Систему органов управления культурой составляют: Министерство культуры, управления (отделы) культуры местных исполнительно-распорядительных органов, подведомственные им театры, концертные организации, художественные коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубы и другие театрально-зрелищные предприятия и заведения культуры, специальные учебные заведения культуры и искусств, музыкальные и. художественные школы,

Основными задачами Минкультуры являются: участие в формировании и реализации государственной по­литики в области культуры, искусства, кинематографии, охраны историко-культурных ценностей; разработка государственных программ и обеспечение государственных гарантий развития культуры и искусства, организация выполнения актов законодательства по вопросам культуры; обеспечение сохранения национального культурного наследия, имеющего значение для народа Беларуси, его духовного и морального совершенствования, формирования национального самосознания; развитие и координация сотрудничества с зарубежными странами в области культуры, искусства, сохранения историко-культурного наследия; определение научно обоснованных направлений экономического и производственно-технического развития области, оптимальной политики инвестиций; координация проведения научных, проектных, реставрационных и консервационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия; содействие развитию культур национальных меньшинств Беларуси; подготовка и переподготовка кадров для учреждений культуры, разработка и реализация мер по социально-правовой защите работников области,

В соответствии с возложенными на Минкультуры Республики Беларусь задачами оно разрабатывает и осуществляет государственные программы комплексного развития культуры, приобщение населения Республики Беларусь к национальному и мировому культурному достоянию; организует проведение республиканских и международных конференций, фестивалей, конкурсов, смотров профессионального искусства и народного творчества, праздников, художественных выставок и других мероприятий, связанных с показом и пропагандой достижений культуры и искусства республики и зарубежных стран; осуществляет регулирование деятельности учреждений и предприятий, непосредственно подчиненных Минкультуры, посредством утверждения положений (уставов), заключения контрактов с руководителями, управление имуществом, выработку рекомендационных нормативов по административно-управленческому персоналу; Содействует выполнению подведомственными предприятиями и организациями заказов на работы и услуги, поставку товаров народного потребления и иной продукции для государственных нужд; осуществляет координа­цию деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности в сфере профессионального искусства,

Народного творчества путем использования своих прав, экономических стимулов, через государственный социально-творческий заказ; финансирует в установленном порядке подведомственные учреждения и организации и др.

Минкультуры в пределах своих полномочий и исполнение законодательства Республики Беларусь издает приказы, в случае.необходимости издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления совместные акты. Для согласованного решения вопросов, которые относятся к компетенции Минкультуры, обсуждения наиболее важных направлений его деятельности и развития культуры и искусств создается коллегия, решения которой проводятся в жизнь приказом министра культуры. Для анализа проблем культуры и искусства, координации работы но выполнению программ исследований в области культуры, разработке научных рекомендаций и предложений по основным вопросам развития искусства, культурно-просветительной работы, массового художественного творчества, художественного образования в Минкультуры образуются научный совет, другие консультативные органы. Их состав и положения о них утверждает министр культуры.

Уполномоченным органом управления телевидением, радиовещанием и иными средствами массовой информации является Министерство информации Республики Беларусь. В соответствии с возложенными на него главными задачами и в пределах действующего законодательства оно: разрабатывает и осуществляет общереспубликанские программы по удовлетворению спроса населения на печатные издания, продукцию телевидения и радиовещания; осуществляет аналитическую деятель­ность и сбор статистических данных в сфере массовой информации, книгоиздании, распространения печатной продукции; организует производство бумаги, картона и других материалов для нужд отрасли; организует и совершенствует единую систему охраны государственных. тайн в средствах массовой информации; разрабатывает и в установленном порядке вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения о ставках авторского вознаграждения за литературные, драматические и музыкальные произведения для печати, за литературно-драматические, музыкальные и музыкально-драматические произведения, создаваемые по заказам радио -и телевидения, а также за материалы, передаваемые по телевидению и радио, и др.

Массовая информация - это публично распространяемая печатная и аудиовизуальная информация. Печатными средствами массовой информации являются периодические печатные издания (пресса) — газеты, журна­лы, бюллетени и т.п., а также единичные издания с определенным тиражом. Аудиовизуальными средствами массовой информации выступают: радиовещание, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и т.п.

Правовые основы деятельности печатных средств массовой информации в Республике Беларусь урегулированы Законом «О печати и других средствах массовой информации». Их деятельность регулируется также Законами Республики Беларусь «О рекламе», «Об авторском праве и смежных правах», «О ратификации договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам» и другими законодательными актами. Все средства массовой информации, которые издаются на территории Республики Беларусь, подлежат государственной регистрации в органах исполнительной власти.

Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» урегулированы правовые, орга­низационные, социальные и экономические отношения в сфере охраны культурного наследия с целью его сохранения, использования объектов культурного наследия в общественной жизни, защиты традиционного характера среды и интересах нынешнего и будущих поколений. Историко-культурным наследием является сово­купности отличительных итогов и свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях.

Государственная политика в области учета и охраны историко-культурного наследия определяется в Республике Беларуси Национальным собранием Республики Беларусь и осуществляется Советом Министров Республики Беларусь через Министерству культуры Республики Беларусь и его представителей в местных исполнительных и распорядительных органах.

В компетенцию Министерства культуры Республики Беларусь в области охраны историко-культурного наследия входит решение всего комплекса вопросов, связанных с:

1) сохранением ценностей, их среды и условий существования;

2) недопущением потери отличительных достоинств ценностей, их научно необоснованных изменений,

3) контролем за практическим использованием ценностей;

4) изучением историко-культурного наследия, обнаружением и учетом ценностей;

5) возвращением в Республику Беларусь ценностей Беларуси, оказавшихся за ее пределами.

Объекты культурного наследия, находящиеся на территории Республики Беларусь, охраняются государством.

Общественные отношения в области музейного дела урегулированы Законом Республики Беларусь «О музеях и музейном фонде Республика Беларусь», которым уста­новлены правовые, экономические, социальные основы научного комплектования, изучения, хранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, деятельности музейных заведений.

В Республике Беларусь действует система архивных учреждений, которая осуществляет свои функции в соответствии с Законом Республики Беларусь «О национальном архивном фонде и архивах в Республике, Беларусь. В нее входят: Национальный архивный фонд Республики Беларусь; центральные и отраслевые государственные архивы; местные архивные учреждения; архивные подразделения государственных музеев и библиотек; архивные подразделение органов, предприятий, учреждений, организаций; архивы (архивные подразделения) объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций; научно-исследовательские учреждения в области архивного дела.

Республиканским органом исполнительной власти, который управляет архивным делом и несет ответственность за его состояние и дальнейшее развитие, является Министерству юстиции - департамент по архивам и делопроизводству:

Особое место в сфере культуры и искусства занимают объединения граждан. В Республике Беларусь созданы и действуют творческие союзы писателей, композиторов, художников, театральных деятелей, кинематографистов, журналистов, архитекторов, дизайнеров и др. Правовые, социальные, экономические и организационные принци­пы деятельности творческих союзов в области культуры и искусства регулируются Законом «Об общественных объединениях».

Органы местного управления и самоуправления осуществляют собственные полномочия в отношении: управления учреждениями культуры; создания необходимых условий для воспитания детей, молодежи, развития их способностей; решения вопросов о представлении профессиональным творческим работникам на льготных условиях, использование помещений под мастерские, студии и лаборатории, необходимые для их творческой деятельности; организации медицинского обслуживания и питания в учреждениях культуры, которые принадлежат территориальным громадам либо переданные им; созда­ния условий для развития культуры; содействия возрождению ячеек традиционного народного творчества, национально-культурных традиций населения, художественных промыслов и ремесел; содействия работе творческих союзов, национальноткультурных товариществ, ассоциаций, других общественных и неприбыльных организаций, которые действуют в сфере культуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление наукой | Управление здравоохранением
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.