Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. Природные пожары

Созидательная деятельность и нрпаправлена на по­лучение энергии, ее накопление и последующее использо­вание. При этом возникают случаи неконтролируемого выхода энергии с переходом с более высокого энергетического потенциала на низший уровень. Этот процесс обус­ловлен физико-химическими превращениями в веществе — потенциальном носителе энергии. В этом случае вся энер­гия или ее часть реализуется в виде пожаров или взрывов. Пожар — неконтролируемое горение, вне установленного очага, причиняющее вред жизни и здоровью людей, нано­сящие материальный ущерб и нарушение состояния окру­жающей среды. Возможности создания условий для воз­никновения пожара или его быстрого развития представ­ляют собой пожарную опасность. Одним из поражающих свойств пожара является теплота горения, т.е. химиче­ские реакции, происходящие при горении, сопровождаю­щиеся выделением большого количества тепловой энер­гии, что способствует быстрому распространению огня на всю массу находящихся рядом веществ. Выделяющееся при горении тепло вызывает повышение температуры окружа­ющей среды, и когда она доходит до критической для ок­ружающих очаг пожара предметов и вещей, загораются и они. Очаг пожара разрастается.

Основными видами пожаров как стихийных бедствий, охватывающих, как правило, обширные территории в не­сколько тысяч и даже миллионов гектар, являются ланд­шафтные пожары — лесные (низовые, верховые, подзем­ные) и степные (полевые).

Лесные пожары по интенсивности подразделяются на слабые, средние и сильные, а по характеру горения* низо­вые и верховые, беглые и устойчивые.

~ Лесные низовые пожары характеризуются горением лес-ной~нвдстилкй,,напочвенного покрова и подлеска без зах­вата крон деревьев. Скорость движения фронта низового I пожара составляет от 0,3-1 м/мин (при слабом пожаре) до 16 м/мин (1 км/час) (при сильном пожаре). Высота пламени - 1-2 м, максимальная температура на кромке пожара составляет 900°.

Лесные верховые пожары развиваются, как правило, из нитвых и характеризуются горением крон деревьев. При ^бегло^ верховом пожаре пламя распространяется глав­ным образом с кроны на крону с большой скоростью, дос­тигающей 8-25 км/час, оставляя иногда целые участки нетронутого огнем леса. При устойчивом верховом пожаре

охвачены огнем не только кроны, но и стволы деревьев. Пламя распространяется со скоростью 5—8 км/ч, охваты­вая весь лес от почвенного покрова и до вершин деревьев. Подземные пожары возникают как продолжение низо­вых или верховых лесных пожаров и распространяются по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью 0,1-0,5 м/мин с выделением боль­шого количества дыма и образованием выгоревших пустот (прогаров). Поэтому подходить к очагу подземного пожа­ра надо с большой осторожностью, постоянно прощупы­вая грунт шестом или щупом. Горение может продолжаться длительное время даже зимой под слоем снега.

Степные (полевые) пожары возникают на открытой ме­стности при наличии сухой травы или созревших хлебов. Они носят сезонный характер и чаще бывают летом по мере созревания трав (хлебов), реже весной и практичес­ки отсутствуют зимой. Скорость их распространения мо­жет достигать 20—30 км/ч.

Основными способами борьбы с лесньши^низовыми пожарами являются захлестывание кромки огня, засыпка его землей, заливка водой (химикатами), создание загра­дительных и минерализованных полос, пуск встречного огня (отжиг). Отжиг чаще применяется при/крупных по­жарах и недостатке сил и средств для пожаротушения. Он начинается с опорной полосы (реки, ручья, дороги, просе­ки), на краю которой, обращенном к пожару, создают вал из горючих материалов (сучьев валежника, сухой травы).Когда начнет ощущаться 'Тяга воздуха» в сторону пожара, вал поджигают вначале напротив центра фронта пожара на участке 20-30 м, а затем после продвижения огня на2—3 м соседние участки. Ширина выжигаемой полосы должна быть не менее 10—20 м, а при сильном низовом пожа­ре — 100 м.

Тушение лесного верхового пожара осуществлять слож­нее. Его тушат путем создания Заградительных полос, при­меняя отжиг и используя воду. При этом ширина загради­тельной полосы должна быть не менее высоты деревьев, а выжигаемой перед фронтом верхового пожара — не менее 150-200 м, перед флангами - не менее 50 м. Степные (по­левые) пожары тушат теми же способами, что и лесные.

Тушение подземных пожаров осуществляется в основ­ном двумя способами. При первом способе вокруг торфя­ного пожара на расстоянии 8—10 м от его кромки роют траншею (канаву) глубиной до минерализованного слоя грун­та или до уровня грунтовых вод и заполняют ее водой.

При тушении пожаров персонал подвергается воздей­ствию дыма, а также оксида углерода. Поэтому при высо­кой концентрации оксида (более 0,02 мг/л, что определя­ется с помощью газосигнализатора), работы должны про­водиться в изолирующих противогазах или фильтрующих с гопкалитовыми патронами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция. Гидрологические и морские опасности | Поражающие факторы пожара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.