Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет поступления основных средств

Понятие, классификация основных средств и их оценка

Лекция 6. Учет основных средств

Под основными средствами понимается та часть имущества, которая предназначена для использования в качестве средств труда при производстве продук­ции, выполнении работ или оказании услуг либо для уп­равления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Правила формирования в бухгалтерском учете информа­ции об основных средствах регулируются Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России

№ 26н от 30.03.2001 г.

В организациях применяется единая типовая класси­фикация основных средств, в соответствии с которой ос­новные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, видам, принадлежности, использованию.

Группировка основных средств по отраслевому призна­ку позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По видам основные средства организаций подразделя­ются на следующие группы: здания, сооружения и переда­точные устройства; рабочие и силовые машины и оборудова­ние; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инстру­мент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий и продуктивный скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные до­роги и др. Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.

По степени использова­ния основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации; в запасе; в ремонте; в стадии достройки, до­оборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации; на консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основ­ные средства подразделяются на принадлежащие органи­зации на праве собственности (в том числе сданные в аренду); находящиеся у организации в оперативном управ­лении или хозяйственном ведении; полученные организа­цией в аренду; полученные организацией в безвозмездное пользование; полученные организацией в доверительное управление.

Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию. Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахожде­ния в эксплуатации, запасе или на консервации. Инвен­тарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств. Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее через пять лет после выбытия. Арендованные основные средства могут учитываться у арендатора под инвентарными номе­рами, присвоенными им арендодателем.

Важное место в бухгалтерском учете занимают вопросы оценки основных средств. Различают первоначальную, остаточную и восстанови­тельную стоимость основных средств.

Причем отражаются они, как правило, по первоначальной стоимости,которая опре­деляется для объектов:

— изготовленных на самом предприятии, а также при­обретенных за плату у других организаций и лиц исхо­дя из фактических затрат по возведению или приобре­тению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

— внесенных учредителями в счет их вклада в уставный капитал по договоренности сторон;

— полученных от других организаций и лиц безвозмез­дно, а также неучтенных объектов основных средств по текущей рыночной стоимости на дату оприходо­вания;

— приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами по стоимости ценностей, переданных или подлежа­щих передаче организацией. Стоимость этих ценнос­тей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно оп­ределяет стоимость аналогичных ценностей.

Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств складываются из следую­щих показателей:

— сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором купли-продажи, а также за осуществление работ по договорам, связанных с приобретением объектов основных средств;

— регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением объектов основных средств;

— таможенных пошлин и таможенных сборов;

— невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;

— вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации и иным лицам, через которых при­обретен объект основных средств;

— иных затрат, непосредственно связанных с приобре­тением, сооружением и изготовлением объекта ос­новных средств и затрат по доведению их до состоя­ния, в котором они пригодны к использованию.

Не включаются в фактические затраты на приобрете­ние основных средств общехозяйственные и иные анало­гичные расходы, кроме случаев, когда они непосредствен­но связаны с приобретением основных средств.

Стоимость основных средств, в которых они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежат изменению, кроме слу­чаев, установленных законодательством Российской Фе­дерации. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки со­ответствующих объектов.

Остаточная стоимостьосновных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы начис­ленной амортизации основных средств.

На­чиная с 1 января 1999 г. коммерческие организации могут не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. В результате возникает так называемая восстановительная стоимость.

При переоценке основных средств, осуществляемой в первый раз, сумма дооценки объекта основных средств за­числяется в добавочный капитал организаций:
Дебет 01 «Основные средства» Кредит 83 «Добавочный капитал».

Сумма уценки объекта основных средств относится за счет нераспределенной прибыли (непокрытый убыток):

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль» Кредит 01.

Увеличение суммы амортизации при дооценке основ­ных средств отражается следующим образом:

Дебет 83 Кредит 02 «Амортизация основных средств»

Уменьшение суммы амортизации при уценке основных средств:

Дебет 02 Кредит 84.

При вторичной и последующих переоценках сумма до­оценки объекта у основных средств, равная сумме его уцен­ки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отне­сенной на счет прибылей и убытков, относится за счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве прибы­ли. Сумма дооценки отражается следующим образом:

Дебет 01 Кредит 84.

Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образо­ванного за счет сумм дооценки этого объекта, проведен­ной в предыдущие отчетные периоды:

Дебет 83 Кредит 01.

Превышение суммы уценки объекта над суммой его до­оценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков:

Дебет 84 Кредит 01.

При выбытии объекта основных средств сумма его до­оценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль:

Дебет 83 Кредит 84.

 

Основные средства поступают в организацию по следующим причинам:

— приобретение объектов за плату;

— строительство объектов (подрядным или хозяйственным способом);

— вклад учредителей в уставный капитал организации;

— безвозмездное получение или дарение;

— выявление как неучтенных по материалам инвента­ризации;

— получение в хозяйственное ведение или оперативное управление;

— в порядке товарообменных операций;

— по другим причинам.

Принимаются к бухгалтерскому учету основные средства по первоначальной стоимости, причем признается ей сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Приобретение и постановка на учет основных средств отражается следующей проводкой:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

—приобретен за плату объект основных средств.

Дебет 01 Кредит 08

— введен в эксплуатацию приобретенный объект основ­ных средств.

Для зачисления в состав основных средств отдельных объектов составляется акт приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). В процессе организации анали­тического учета в пообъектом разрезе и в случае группо­вого учета однотипных объектов основных средств на ос­новании информации, содержащейся в акте и технической документации, приложений к нему в бухгалтерии откры­вается инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6).

Основные средства могут быть получены в качестве вклада в уставный капитал организации. В этом случае их поступление отражается по дебету счета 08 «Вложение во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями» субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал».

В этом случае первоначальная стоимость основных средств, внесен­ных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями организации.

Дебет 75 «Расчеты с учредителями» Кредит 80 «Уставный капитал»

—образование уставного капитала;

Дебет 08 Кредит 75

—внесение в качестве вклада в уставный капитал объек­та основных средств;

Дебет 01 Кредит 08

— принятие к учету объекта основных средств.

Основные средства могут быть также получены по до­говору дарения (безвозмездно). Такие активы принимают­ся к учету по первоначальной стоимости, которая опреде­ляется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Имущество, полученное организацией безвозмездно, считается прочим доходом этой организации. Получе­ние имущества безвозмездно отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов», к которому реко­мендуется открыть субсчет «Безвозмездные поступления».

Дебет 08 Кредит 98 «Доходы будущих периодов»

— отражен безвозмездно полученный объект основных средств;

Дебет 01 Кредит 08

— введен в эксплуатацию полученный объект основных средств;

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02

—начислена амортизация по полученному объекту;

Дебет 98 Кредит 91

—отнесена сумма начисленной амортизации от безвоз­мездно полученного объекта основных средств на уве­личение прочих доходов организации.

Приобретение основных средств в обмен на другое имущество — это не что иное, как покупка имущества за плату с изменением формы платежа. Первоначальная сто­имость имущества, полученного по договору мены, включа­ет в себя договорную стоимость обмениваемого имущества а также все затраты по доставке, установке и государствен­ной регистрации.

При приобретении основных средств путем строитель­ства (здания, сооружения, передаточные устройства и т. п.) учет ведется в зависимости от способа строительства: под­рядного или хозяйственного. При подрядном способе строительства строительные работы выполняются сторонней организацией-подрядчи­ком и по их окончании принимаются у подрядчика. Сто­имость строительных работ определяется в соответствии с договором подряда и может рассчитываться следующими способами:

— на основе стоимости, определяемой в соответствии с проектом, с учетом оговорок в договоре на строи­тельство, касающихся порядка их изменения;

— на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оценен­ных в текущих ценах, плюс согласованная договором на строительство прибыль подрядчика.

Затраты застройщика по принятым к оплате или опла­ченным подрядным работам, выполненным подрядчиками на законченных строительством объектах, до их ввода в эксплуатацию учитываются в составе незавершенного строительства по стоимости, включающей в себя сто­имость работ:

Дебет 08 Кредит 60

— отражена задолженность перед подрядчиком по опла­те выполненных работ;

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость» Кредит 60

—НДС по подрядным работам;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19

— НДС, предъявленный подрядчиком по выполненным под­рядным работам, включается в состав налоговых вы­четов.

По завершении строительства объекта застройщик опре­деляет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксп­луатацию объекта основных средств, которая складывается из всех фактически произведенных расходов и включает в себя суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда, а также прочие затраты, непосредственно связанные с приобрете­нием основных средств путем строительства.

После передачи документов на государственную регис­трацию объект включается в состав основных средств организации на специальный субсчет к счету 01 «Основ­ные средства, документы по которым переданы на госу­дарственную регистрацию»:

Дебет 01 Кредит 08

субсчет «Основные средства, документы

по которым переданы на государственную регистрацию»

 

— принят к учету объект основных средств, право соб­ственности на которое не зарегистрировано;

После завершения государственной регистрации объект
переводится на счет 01 «Основные средства»:

Дебет 01 Кредит 01

субсчет «Основные средства, документы

по которым переданы на государственную

регистрацию»

— объект основных средств учтен в составе основных средств.

Расчеты между застройщиком и подрядчиком ведутся в соответствии с договором на строительство и могут осуще­ствляться:

— в форме авансов:

Дебет 60 Кредит 51 «Расчетные счета»

субсчет «Расчеты по авансам выданным»

— в форме промежуточных платежей за выполненные подрядчиком работы на этапах:

Дебет 08 Кредит 60

Дебет 60 Кредит 51

- после завершения всех работ на объекте строитель­ства:

Дебет 08 Кредит 60

Дебет 60 Кредит 51.

Если ранее были выставлены авансы, то осуществляет­ся их зачет:

Дебет 60 Кредит 60,

субсчет «Расчеты по авансам

выданным».

При строительстве объекта хозяйственным способом строительные работы ведутся собственными силами и в бухгалтерском учете отражаются фактически произведен­ные затраты, связанные с их осуществлением, включая расходы материальных и трудовых ресурсов; расходы, связанные с использованием основных средств и немате­риальных активов и др. НДС, предъявленный поставщи­ками по приобретенным для строительства хозяйственным способом материалам, оказанным услугам, включается в состав налоговых вычетов при оприходовании материалов, выполненных работ и услуг.

Фактические затраты застройщика учитываются в составе незавершенного строительства:

Дебет 08 Кредит 02, 05, 10, 70, 69...

— отражена сумма затрат застройщика при выполнении работ хозяй­ственным способом.

Ежемесячно на сумму фактических затрат по строи­тельству объекта, собранных на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», начисляется НДС. После оплаты в бюджет НДС, начисленного по строительным работам, выполненным хозяйственным способом, данный НДС включается в состав налоговых вычетов.

После завершения строительства документы по объекту передаются на государственную регистрацию. В организа­ции определяется инвентарная стоимость объекта и офор­мляется акт ввода в эксплуатацию. Введенный в эксплуа­тацию объект зачисляется в состав основных средств на специальном субсчете к счету 01 «Основные средства, документы по которым переданы на государственную регистрацию»:

Дебет 01 Кредит 08

субсчет «Основные средства, документы

по которым переданы на государственную регистрацию»

 

— принят к учету объект основных средств, право соб­ственности на которое не зарегистрировано;

После завершения государственной регистрации объект
переводится на счет 01 «Основные средства»:

Дебет 01 Кредит 01

субсчет «Основные средства, документы по

которым переданы на государственную регистрацию»

 

— объект основных средств учтен в составе основных средств.

 

При приобретении оборудования, требующего монта­жа, фактические расходы, связанные с его приобретением, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные акти­вы» с момента сдачи его в монтаж. До этого момента учет наличия и движения оборудования, требующего монтажа, ведется на счете 07 «Оборудование к установке».

Фактические затраты по приобретению оборудования, требующего монтажа, отражаются следующим образом:

Дебет 07 «Оборудование, требующее монтажа» Кредит 60

—оприходовано оборудование, требующее монтажа;

Дебет 19 Кредит 60

— отражен НДС, по приобретенному оборудованию, тре­бующего монтажа.

НДС, предъявленный поставщиками, включается в со­став вычетов после принятия оборудования на учет:

Дебет 68 Кредит 19.

Оборудование для монтажа передается в сумме факти­ческих затрат:

Дебет 08 Кредит 07.

На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» обо­рудование, требующее монтажа, отражается по фактичес­ким расходам, связанным с его приобретением, начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации. Расходы по доставке оборудования до склада включаются в состав затрат на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по расчету пропорционально стоимости отпущенного для монтажа оборудования.

Затраты по монтажу оборудования отражаются аналогич­но затратам по строительным работам в зависимости от спо­соба выполнения работ: подрядного или хозяйственного.

При перемещении внутри организации объектов, не требующих монтажа, затраты по перемещению включаются в общехозяйственные расходы:

Дебет сч.26 «Общехозяйственные расходы» Кредит счетов 23 «Вспомогательные производства», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

Затраты по монтажу перемещенных объектов и устройству фундамента на новом месте их эксплуатации включаются в первоначальную стоимость таких объектов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учетная политика предприятия | Учет амортизации и ремонта основных средств. Основные средства в процессе производства постепен­но изнашиваются, а их стоимость уменьшается и переносится на готовую продукцию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.