Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия на пути к интеграции




Интеграционные процессы начались в России лишь в 90-е гг. XX в. благодаря ее вхождению в мировое информационное и образовательное пространство. Сегодня специальное образование в нашей стране пока еще не соответствует общепринятым международным нормам в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Для нашей страны задача интегрированного обучения требует своего решения на государственном уровне.

О возможности реализации интеграционных процессов заявлено, но система образования не имеет при этом ни экономической поддержки, ни необходимой готовности массового образования к их осуществлению. Не хватает квалифицированных кадров, нет духовно-нравственной основы для такого образования, не знают чему и как учить таких учеников.

В свое время насильственное насаждение интеграции, сделало свое дело. Были закрыты специальные (коррекционные) образовательные учреждения (школы, детские сады) для ускорения этого процесса и экономии средств. В результате мы потеряли хороших специалистов, материальную базу школ, и не еще приобрели ничего нового.

В настоящее время в массовых общеобразовательных школах России находится много детей с проблемами в развитии. Это вынужденная интеграция (псевдоинтеграция). Ее причинами являются:

─ отсутствие специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

─ их удаленность от места проживания ребенка и его семьи;

─ нежелание родителей обучать ребенка в специальном учреждении;

─ волевое решение органов управления образованием без одновременного создания соответствующей инфраструктуры в массовой школе.

Проблема интегрированного обучения является в настоящее время дискуссионной, так как интеграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Хорошо, что дети с особыми образовательными потребностями не будут изолированы от общества, но плохо, что в массовых школах возможности специального интегрированного обучения ограничены.

В настоящее время в России развиваются две формы интеграции: интернальная и экстернальная (см. рис. 2)

Интернальная интеграция - это интеграция внутри системы специального образования. Например, слабослышащие дети и дети с тяжелыми нарушениями речи могут обслуживаться практически одним составом специалистов. Зарубежная практика свидетельствует о целесообразности такой интеграции при условии расположения той и другой категории детей в разных, но находящихся поблизости учебных корпусах. Дети с нарушениями интеллекта, имеющие дополнительные нарушения (например, нарушения сенсорной сферы), интегрированы в соответствующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения для глухих (слабослышащих) или слепых (слабовидящих) детей, где обучаются в отдельных классах.

Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие специального и массового образования.

В последние годы в Москве, С.-Петербурге и некоторых других крупных городах России началась работа по изучению и практическому психолого-педагогическому сопровождению детей с сенсорными и двигательными нарушениями в массовой школе, чему способствует и положительный зарубежный опыт, о котором мы поговорим на практическом занятии.

Однако если коротко сказать, то суть системы сопровождения интегрированного учащегося сводится к различным формам поддержки учителей, родителей, школы и самого ученика с трудностями в обучении. Так в Нидерландах сопровождение интегрированных учащихся в общеобразовательной школе обеспечивается коррекционными педагогами, приходящими из специальных школ. Они же консультируют педагогов и администрацию общеобразовательных учебных заведений. Педагоги специальных школ, призываемые в обычную школу, помогают учителям в разработке учебных планов для интегрированных учащихся, обеспечивают их дополнительными учебными материалами, а также индивидуально занимаются с учениками, имеющими те или иные нарушения.

В Норвегии сопровождение обеспечивается Образовательной психологической службой (EPS), сотрудники которой оказывают консультативные услуги учебным заведениям и родителям. В случае, когда сотрудникам EPS не хватает специфических знаний, они могут обратиться за помощью в один из национальных ресурсных центров. Эти центры также организуют краткосрочные курсы повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ.

Учитель несет ответственность за всех учащихся своего класса, при этом имеет специального ассистента, помогающего работать с интегрированными детьми. При этом специальный учитель-ассистент может привлекаться на неполный рабочий день. В его обязанности может входить присутствие на уроках и/или физическое сопровождение ученика на переменах.

Рис. 2. Схема интегрального образования в России

Этот вариант развития системы социального образования (ССО) является незавершенным. В настоящее время разрабатывается национальный вариант модели образовательной интеграции, которая бы обеспечила реальное взаимодействие структур массового и специального образования. Обеспечить истинную образовательную интеграцию большей части детей с ограниченными возможностями здоровья способно экономически процветающее гражданское общество.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.