Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение потребителей в рыночной экономике




Поведение разных потребителей неодинаково, даже если они будут одинаковы по некоторым параметрам. Поведение каждого потребителя имеет свои специфические черты и в то же время в этом поведении можно обнаружить нечто общее - это общее и изучает экономическая наука, которая разработала теорию потребительского поведения. Данная теория отвечает на вопрос: чем руководствуется потребитель в совей деятельности? Ведь все потребности разнообразны и не все одинаково влияют на потребителя.

По силе влияния потребности можно поделить на 2 группы:

1. Важнейшие потребности, без удовлетворения которых невозможно само существование потребителя.

2. Менее значимые, их можно не удовлетворять, но без их удовлетворения жизнь будет ущербной.

3. Значимость данных потребностей минимальна. Но если их не удовлетворять, то возможности развития потребителя сокращаются.

Масштабы удовлетворения зависят от размеров дохода, снижение дохода заставляет отказываться от удовлетворения потребностей 3 и 2 группы, сосредотачиваясь на потребностях первой группы.

Но даже при большем доходе потребитель не может удовлетворить все потребности полностью, т.к. они растут безгранично.

Невозможность удовлетворения всех потребностей в полной мере заставляет потребителя выбирать тот круг потребностей, который следует удовлетворить.

Перед потребителем возникает проблема выбора. Анализ этого явления позволил разработать теорию потребительского выбора:

- денежный доход потребителя ограничен;

- равновесная цена не зависит от количества благ, покупаемых отдельными потребителями;

- все покупатель знают, какова предельная полезность всех продуктов;

- потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Выбор потребителя в конечном счете определяется двумя обстоятельствами - величиной его дохода и заботой о собственном благе.

Критерий выбора - максимум пользы при имеющемся доходе или при затратах на получение этой пользы.

Т.к. пользу приносят конкретные блага, они должны обладать полезностью.

Полезность - это способность блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека. У классиков буржуазной науки (Смит, Рикардо) и у марксистов полезность - в потребительской стоимости товара. После классиков полезность стали рассматривать в субъективном плане (буржуазная школа). В этом плане полезность - это удовлетворенность потребителя, а удовлетворенность - явление субъективное, она зависит от особенностей самого человека, от особенностей восприятия им удовлетворенности товаром. Полезность одной и той же вещи неодинакова для разных потребителей.

Самуэльсон: полезность - абстракция, означающая субъективное удовольствие, или польза отдельного предмета. Полезность невозможно измерить. Полезность можно сравнить, соизмерить по отношению к двум благам. Соизмерить - значит зафиксировать отношение, либо предпочтение одного блага другому либо их равноценности или безразличие этих благ. Так как потребитель делит на три группы все блага, которыми он удовлетворяются, их также можно разделить на три категории.

Блага, удовлетворяющие потребности первой группы будут более значимыми чем те, что удовлетворяют потребность 2 и 3-ей групп.

Критерий отбора благ в упорядоченной системе выражается понятиями "больше", "меньше" или "одинаково".

Если удастся классифицировать, упорядочить блага, то становится возможным рациональное поведение потребителя.

Полезности соизмеряются и выстраиваются

?????????????

Такой принцип получил название "ординализма". Если же потребитель в состоянии сказать насколько полезность одного блага больше полезности другого блага или называет величину превышения полезности одного блага над другим, то это направление получило название - "кардинализм".

И ординальное и кардинальное соизмерение полезности измеряется каждым потребителем, оно субъективно, а объективной меры, общей для всех потребителей - нет.

Полезность, содержащаяся во всех благах - общая полезность, она растет по мере роста объема потребления.

Другая картина получается, если рассматривать полезность благ, удовлетворяющих одну и ту же потребность: полезность каждой следующей единицы блага будет уменьшаться и полезность последней единицы блага будет называться предельной полезностью.

Этот термин был впервые употреблен Ф. Визером, отсюда возник маржинализм.

Предельная полезность определяется как изменение во всей полезности, происходящее из-за изменения в количестве потребляемых благ.

 

Предельная полезность (MU) = (прирост полезности(U)/(прирост количества потребленных благ(Q)

 

MU = U/ Q

Полезность - это свойство вещей, единство субъективного и объективного. Теорию MU (marginal utilitar) развивали ученые австрийской школы в второй половине 19 века, они основывались на законах Гессена (открытых в первой половине 19 века).

Первый закон Гессена:

В ходе постепенного насыщения потребности полезность вещи уменьшается с увеличением запаса благ.

Второй закон Гессена:

Наиболее рациональные комбинации благ достигаются тогда, когда последняя порция потребленных товаров разного рода оказывается одинаково полезными для человека и ему становится невыгодным изменять структуру потребления.

На основа первого закона: MU имеет тенденцию к уменьшению/убыванию, оно неизбежно и имеет силу закона:

Закон убывающей предельной полезности

По мнению Визера этот закон распространяется на все процессы от "голода до любви".

Маршалл: "Закон убывающей полезности - предельная полезность какой-либо вещи для каждого человека убывает с каждым приростом того ее количества, которым он уже располагает."

Этот закон выводится Маршаллом из природы человека.

Но основе второго закона сформировано правило, которыми должны следовать потребитель при выборе набора продуктов и услуг, которые дают ему максимальную полезность. Это правило - правилом максимизации полезности или максимизации удовлетворения потребности. Это правило называется законом равных, предельных полезностей благ, покупаемых на 1 денежную единицу. Суть закона: каждый товар пользуется повышенным спросом до определенного момента, а именно до тех пор, пока предельная полезность, приходящаяся на одну денежную единицу не станет равной предельной полезности других товаров, также приходящихся на 1 денежную единицу. В этом случае возникает состояние равновесия однодолларовой полезности или достигается потребительское равновесие.

 

MUA/PA = MUB/PB = … = MUN/PN

Действие данного закона можно представить так: предположим, что этого равенства нет и один из товаров имеет повышенную предельную полезность по сравнению с другими. В этом случае к товару, имеющему повышенную предельную полезность отвлекаются деньги от других товаров, т.е. его выгодно приобретать, затем, по отношению к этому товару начинает действовать закон убывающей предельной полезности?????????????.

По другому правилу есть еще такая формула: денежный доход потребителя нужно так распределить на покупку всех товаров потребительской корзины, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продукта приносила бы одинаковую добавочную или предельную полезность. Только в этом случае выбор потребителя будет рациональным.

Добиваясь данного равенства потребитель формирует свое предпочтение.

Изучением данных предпочтений должны заниматься фирмы, т.е. эта задача маркетинговых служб.

Приобретая блага, потребитель сталкивается с определенными ограничениями, это - доход потребителя или его денежные ресурсы.

Любой потребитель должен сбалансировать свои доходы и расходы, а баланс доходов и расходов - это бюджет данного субъекта. Поэтому данное ограничение называют еще бюджетным.

 

S Pi*Qi = J(R)

 

Если формулу упростить, то:

 
 
(1)

PAQA + PBQB = J(R)

 

 
 

B
A
Каждая точка бюджетной линии характеризует различные сочетания потребительских наборов, на приобретение которых полностью потрачен доход потребителя. Бюджетная линия (линия цен, прямая расходов, линия возможности потребителя). Любая точка прямой удовлетворяет уравнению (1).

Эта линия может смещаться в том или ином направлении:

1. Если равновесная цена неизменна, а дозоды растут, то линия сместиться вверх и вправо.

2. Если доход неизменен, а изменяется равновесная цена в одной и той же пропорции, то линия сдвигается вниз и влево.

3. Если равновесная цена уменьшается, то линия сдвигается вверх и вправо.

Линия показывает также и размер дохода.

a
1)

А

       
   
 
 
 

 

 


 

 

 


В

Доход неизменен, цена на продукт А - неизменна, цена на продукт В - изменяется, если она растет, угол наклона тоже растет (1), если она падает, угол наклона также падает (2).

 
 
a
2)

А

 

 

В

Доход неизменен, цена на продукт В - неизменна, цена на продукт А - изменяется; если она растет, то угол уменьшается (3), если падает - то угол увеличивается (4)

Поведение потребителя определяется еще и бюджетным ограничением.

На бюджетной линии необходимо найти точку, в которой набор продуктов А и В дает максимальную полезность. Эта точка находиться в точке касания бюджетной линии с кривой безразличия, которая строится в соответствии с орденалистским методами.

       
   
 
 


А

 

 

 
 

 


В




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.