Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция. Конкуренция - это соревнование, в котором каждый участник стремится опередить соперников в достижении одинаковой для них цели - прибыли




Конкуренция - это соревнование, в котором каждый участник стремится опередить соперников в достижении одинаковой для них цели - прибыли. На Западе конкуренцию, как соревнование ради прибыли не признают. Обычно считается, что конкуренция - участь предпринимателей, но на деле она захватывает всех участников рыночной экономике. Одни охвачены прямо, другие опосредовано.

Конкуренция создает механизм стимулирования, который называется механизмом кнута и пряника. Общество дразнит предпринимателя прибылью. Идет борьба между рабочими и предпринимателями в том, что предприниматели стремятся сохранить себя как предпринимателей, а рабочие стремятся их вытеснить и самому стать предпринимателями. В поведение каждого борца есть две составляющие или противоположные стороны: 1) борец старается максимально эффективно использовать ресурсы, чтобы победить; 2) действия борца, которыми он старается не допустить соперника до финиша или оттеснить конкурента. Первая составляющая - положительная сторона, вторая - отрицательная. Эти стороны есть в каждом виде конкуренции, но доля их различна. Можно обнаружить их взаимопревращение. Сущность конкуренции проявляется в разных формах. Виды конкуренции различают по разным признакам. Если принять во внимание характер борьбы или преобладание какой-то стороны, то различают совершенную и несовершенную конкуренции (у Маркса свободная и монополистическая). В совершенной конкуренции - положительная сторона преобладает, в несовершенной - отрицательная. Для совершенной конкуренции характерно - относительно независимое поведение конкурентов, размеры капиталов примерно одинаковы, в любую отрасль доступ свободный, влияние отдельных предпринимателей на рыночную ситуацию незначительно, максимальная мобильность ресурсов создает удобные предпосылки для превращения предпринимателей в рабочих и наоборот.

Несовершенная конкуренция предполагает отрицательную сторону, то есть создание препятствий различными способами. Различают несколько видов несовершенной конкуренции: монополию, олигополию, монопольную конкуренцию.

Монополия - это, по сути, захват рынка одним производителем. Если монополия охватывает весь рынок, то есть 100%, то конкуренция исчезает, если только отрасль или отдельный рынок, то она сохраняется. Монополия создает препятствия для конкурентов. Монополия обладает различными патентами, лицензиями на производство и никто другой не имеет права производить тот же товар, что и она. Монополия контролирует источники сырья, применяет приемы нечестной борьбы.

Олигополия - присутствие на рынке немногочисленных крупных фирм. Как вид конкурентной борьбы предполагает всеобщую взаимозависимость. Каждый предприниматель действует в зависимости от действий соперника.

В условиях олигополии цены утрачивают гибкость, но и никто не рискнет произвольно устанавливать цены. Олигополия предполагает замену открытой борьбы соглашением, в рамках которого каждый предприниматель пристально следит за соперником. Одно из проявлений соглашения - лидерство в ценах. Формально не сговариваясь, фирмы изменяют цены, подстраиваясь под цены лидера, где лидер - самая крупная фирма.

Монополистическая конкуренция - появилась в связи с появлением понятия монополия - это не единственная фирма, а любой производитель, если он создает продукт, хоть чем-то отличающийся от аналогичного продукта других фирм. Монополистическая конкуренция охватывает не всех производителей, а только относительно большое число небольших производителей. Под относительно большим числом понимают от 25 до 70 (Макконел и Брю). Монополистическую конкуренцию характеризует: 1) каждая фирма обладает сравнительно небольшой долей всего рынка, следовательно, ее контроль над ценами ограничен, 2) сравнительно большое число фирм не позволяет согласовывать действия, 3) в отрасли нет взаимозависимости между фирмами.

Конкуренция делится на ценовую и неценовую конкуренции (в зависимости от приемов борьбы). Если используются экономические методы, манипулируя ценами - то это ценовая конкуренция, если неэкономические методы - то неценовая. Ценовая конкуренция проявляется также в скрытом изменении цен (например, если качество продукции повышается, а цена остается неизменной, то это, по сути, означает понижение цены).

Можно разделить конкуренцию по сфере действия. По этому признаку различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции. Внутриотраслевая - это борьба между фирмами одной отрасли, межотраслевая - между всеми фирмами. В результате второго вида конкуренции идет усреднение технического уровня производства в отрасли, следовательно издержки производства становятся примерно одинаковыми у всех фирм, и, следовательно, усредняются цены. В результате межотраслевой конкуренции в масштабах всего хозяйства идет усреднение нормы прибыли и каждый владелец получает одинаковую прибыль на равновеликий капитал.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.