Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суровый мир долга

Лекция 3 МЕЖДУ ДОЛГОМ И ВИНОЙ

Человек свободный и ответственный

обратил бы внимания на призывы о помощи. Тонет? Ну и пусть себе! Поэтому поведение, мотивированное ко­рыстью, нельзя считать добром. «Зато человек жив; — может возразить на это прагматик. — С корыстью или без корысти, а лежать бы ему на дне, если бы не наш удалец! Разве не благо — спасенная жизнь? А ваша добрая воля столько в мире напортачила, что и не счесть! Недаром го­ворят, что благими намерениями вымощены дороги в ад».

Что ж, прагматик тоже по-своему прав...

Суть, наверное, в том, что оценивать свободно совер­шенный поступок лучше всего в единстве его мотивов и результатов. Тогда есть возможность учесть и субъективно-нравственную сторону, так сказать, душевное добро, и сто­рону практическую — добро объективное. Лучше всего, когда и стремления были хороши, и дело отлично удалось.

Если же спросить себя, что предпочтительнее, добрые мотивы с плохими следствиями или плохие намерения с добрым результатом, то окажется, что хрен редьки не сла­ще. Впрочем, в нашем посюстороннем эмпирическом мире добрый практический результат, быть может, отча­сти компенсирует дурные мотивы. Предположим, кто-то хотел создать жуткую отраву, а изобрел спасительное лекарство. Согласитесь, это лучше, чем наоборот: желал осчастливить человечество, а создал смертельное оружие. Даже в эзотерике, когда речь идет о пользе, принесенной другим людям, субъект, эту пользу принесший, может рассчитывать на материальную обеспеченность в следую­щем воплощении. Предположим, какой-нибудь богач не по мотивам добра, а ради собственной славы помогает детским домам. Так вот, он, согласно оккультному уче­нию, в следующей жизни не будет знать бедности — он все-таки объективно творил добро. Такая она сложная, наша жизнь — субъективное в ней оборачивается объек­тивным и наоборот, добро — злом, зло — добром...

На этом мы завершаем разговор о свободе и ответствен­ности, хотя тема эта поистине неисчерпаема.


С понятиями свободы и ответственности связано це­лое гнездо этических категорий, выражающих реальные феномены моральной жизни. Важнейшая из них — долг.

Человек не может быть абсолютно свободен в обще­стве, так как он тесно связан с другими людьми и в зна­чительной степени зависит от них. Поэтому он обязан с ними считаться и корректировать свои действия и поступ­ки в соответствии с некими надличностными требовани­ями. Долг это необходимость выполнять свои нрав­ственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем моя собственная.

Поскольку долг — проявление необходимости, по­стольку его выполнение предполагает отказ от собствен­ного выбора, согласие с теми требованиями, которые со­держатся в императивах долга. Долг только тогда стано­вится собственно нравственным феноменом, когда сле­дование его требованиям является добровольным. Нрав­ственный долг — это наше сознательное и свободное под­чинение моральному повелению. Следуя долгу, мы всей душой признаем приоритет более высокого начала, не­жели наши собственные потребности, желания и планы.

Если выражаться высоким стилем, то можно сказать, что целью поведения, сообразного долгу, выступает сама добродетель, а не удовольствие индивида. Выполнять долг


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Человек свободный и ответственный | Лекция 3. хорошо и похвально, хотя далеко не всегда весело и при­ятно
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.