Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Между долгом и виной. теля. Такие люди, как правило, не только бесстыдны, но и бессовестны, г

теля. Такие люди, как правило, не только бесстыдны, но и бессовестны, г. е. аморальны. Они боятся только собственного дискомфорта — голода, боли, лишения сво­боды, ну и смерти, разумеется. Чем больше в обществе бесстыдных людей, тем жестче должны быть законы. И наоборот, чем больше людей стыдливых, считающихся с общественным мнением, тем мягче может быть право: стыдливого можно не сажать в тюрьму и не отправлять на исправительные работы. Ему достаточно объявить обще­ственное порицание или, как это делается в некоторых высокоразвитых странах, символически заключить под стражу на час, и он сам никогда больше не совершит аморального и противоправного поступка.

Стоит заметить, что внешнее бесстыдство не всегда является свидетельством общей аморальности личности. Порой человек не стыдится всего мира, но стыдится сво­их, тех, кто значим и ценен для него. Круг дорогих и важных для него людей очень узок, он склоняется перед мнением тех, кого уважает, их слово является для него и похвалой, и приговором, а по отношению к остальным он испытывает простое равнодушие, и их упреки не дос­тигают его души.

В каких ситуациях человек начинает стыдиться?

1. Человек стыдится, когда переживает и осознает свое несоответствие господствующим в обществе нормам и ценностям. Круг этих норм и ценностей далеко выходит за пределы собственно моральных отношений (впрочем, не стоит забывать, что чисто моральных проблем вообще очень мало, и чаще всего мы говорим о моральных аспек­тах самых различных жизненных коллизий). Так, можно не соответствовать ценностям успешности, материально­го достатка, культуры, образованности.

Типичной ситуацией стыда в этом смысле является пе­реживание своей бедности, нищеты, неграмотности пе­ред лицом богатства, состоятельности и высокого обра­зования. В прошлые эпохи это было также смущение


Лекция 3

простолюдина перед благородными сеньорами, титуло­ванными графами и князьями. В настоящее время для определенных групп людей представляется стыдным быть жителем провинции, в то время как существует столица.

Человек низкого материального достатка нередко ис­пытывает чувство отвергнутости, непризнанности со сто­роны обеспеченной публики, ему стыдно за свою немод­ную и небогатую одежду, узость возможностей, неуме­ние стяжать деньги и славу. Его положение зачастую мало зависит от его собственных усилий, но все равно являет­ся предметом стыда. «Бедность не порок», — говорит один. «Но большое свинство!» — добавляет другой. По­добное положение складывается тогда, когда индивида не устраивает его идентификация с той социальной груп­пой, к которой он объективно принадлежит по образу жизни, уровню доходов и образованию. Он желал бы идентифицировать себя с совсем другими социальными слоями. Стыд за свой социальный статус и свойствен­ные ему черты усиливается презрением, которое могут испытывать к такому человеку люди более состоятельные или грамотные. Кичливость на одной ступени социаль­ной иерархии оборачивается стыдом на другой.

В то же время, если человек не принимает ценность богатства или социального статуса как аксиому, он не станет стыдиться собственного положения. «Кто чест­ной бедности своей боится... тот самый жалкий из лю­дей, трусливый раб», — писал Роберт Берне. Бедный, но честный, бедный, но благородный — эти выражения утверждают собственно моральные ценности, которые, если считать их выше богатства, снимают ситуацию сты­да, а быть может, даже превращают ее в ситуацию мо­рального превосходства.

2. Человек стыдится не только тогда, когда он не со­ответствует почитаемым ценностям, но и когда он не в состоянии воспроизвести должным образом наличные в обществе стандарты. В прежних культурах, да отчасти и


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Между долгом и виной | Между долгом и виной. в нынешней, надо строго следовать обычаю, а иначе окру­жающие тебя не поймут
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.