Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Между долгом и виной. Вина — это переживание несоответствия моральным нормам и невыполнения своего долга перед лицом собствен­ного внутреннего «я» или перед Богом




4. Вина и раскаяние

Вина — это переживание несоответствия моральным нормам и невыполнения своего долга перед лицом собствен­ного внутреннего «я» или перед Богом. Мы чувствуем вину без всякой оглядки на мнения других. Другие могут счи­тать, что мы не виноваты и даже убеждать нас в этом, но если человек ощущает, что виновен, да еще и знает по­чему, посторонние мнения не могут упразднить его внут­реннего переживания. Вина возникает в ситуации, когда человек чувствует личную ответственность за происходя­щее и считает, что именно он сам является причиной чужих страданий или нарушения долга.

Источником чувства вины могут служить внешние со­бытия. Например, некто может считать себя виновным в чужой гибели. Однако вину вызывают и внутренние со­стояния, так,- искренне верующий, поймавший себя на богохульных мыслях или запретных влечениях, будет счи­тать себя виновным перед Богом и станет испытывать угры­зения совести и раскаяние.

Переживание вины вызывается как совершением чего-либо, что дает негативный результат, так и несоверше­нием должного. Если, к примеру, у родителей вырос сын, который совершил преступление, то отец может испы­тывать чувство вины за то, что слишком сурово наказы­вал его и тем самым ожесточил его, а мать за то, что не смогла удержать свое дитя от неверного, порочного ре­шения.

Переживая вину, человек бывает долго озабочен сво­им проступком или ошибкой. Вина тяготит его, парали­зует волю, вызывает самоуничижительные мысли. Не уди­вительно, что люди частенько пытаются избавиться от чувства вины, стараясь психологически переложить ее на других. Однако вина не такая вещь, от которой легко отмахнуться. Самообман далеко не всегда дает эффект, в глубине своей души люди, совершившие тяжелые про-


Лекция 3

ступки, знают, что виноваты именно они, и вина, вы­тесненная в область бессознательного, способна возвра­щаться к ним в самой причудливой форме — от снов до страхов и навязчивостей.

Вина может быть снята, погашена прощением. Хотя вина в отличие от стыда дело сугубо внутреннее, тем не менее, прощение — это прерогатива того, кому нанесено зло. Виновный сожалеет о своей вине, о том, что он нанес другому оскорбление или ущерб и просит простить его, облегчить его душу. Прощение, данное пострадав­шим, как бы символически уничтожает причиненное зло, делает негативные отношения между двумя сторонами снова позитивными, светлыми, свободными от обиды и ненависти. Прощение — всегда акт великодушия, оно диктуется свободной волей пострадавшего.

Справедливость должна карать виновного, а велико­душие способно его прощать. Следует заметить, что про­щение — важный акт не только для того, кто оказался в положении виновного, но и для того, кто обижен. Чув­ство вины и чувство обиды взаимосвязаны, они пред­ставляют собой противоположные личностные полюса в отношении всякого злодеяния. Тот, кто содеял зло, пе­реживает вину, тот, кто подвергся удару — обиду. Одна­ко, как свидетельствуют психологи и эзотерики, ноше­ние в сердце обиды — вещь не безопасная и не невин­ная. Оно мучит обиженного и вызывает у него желание мести — нанесения ответного зла. Обидчивость легко переходит в злопамятность. Обида провоцирует отвечать на зло злом, темное чувство теплится во внутреннем мире и может в любой момент полыхнуть ответной ненавистью. Стойкая обида заставляет уязвить другого, что в резуль­тате способно породить собственное чувство вины. По­тому прощение — вещь неформальная. Только проще­ние оказывается в силах оборвать плетущуюся цепочку взаимного зла, ненависти и сопровождающего их страда­ния. Однако научиться прощать не так-то просто.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.