Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издержки инфляции

Последствия инфляции.

В соответствии с различиями в последствиях инфляции выделяют:

• ожидаемую (expected) инфляцию;

• непредвиденную (неожиданную) (unexpected) инфляцию.

Общим последствием ожидаемой и непредвиденной инфляции является снижение покупательной способности денег.

Покупательная способность (ценность — value) денег — это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, а это означает, что покупательная способность денег падает.

Чем выше уровень цен (темп инфляции), тем меньше покупательная способность денег. А чем меньше покупательная способность денег, тем меньшее количество наличных денег хотят держать люди на руках. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляции, тем больше инфляционный налог, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый "бегством от денег" ("flight from money"). Все большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги. В своей книге "Монетарная история США" Милтон Фридмен, анализируя гиперинфляцию в Германии октября 1923 г., остроумно описал отличие инфляции от гиперинфляции следующим образом: если человек, который везет тележку, груженную мешками денег, оставляет ее у входа в магазин и, выйдя из магазина, обнаруживает, что тележка на месте, а мешки с деньгами исчезли, то это инфляция, а если он видит, что исчезла тележка, а мешки с деньгами целы, то это гиперинфляция.

Инфляция, независимо от того, ожидаемая она или непредвиденная, имеет серьезные издержки. Их величина определяется темпом инфляции: чем выше темп инфляции, тем издержки инфляции больше.

К издержкам инфляции относятся следующие.

Издержки "стоптанных башмаков" (shoeleather costs).

Издержки "стоптанных башмаков" (shoeleather costs) В данном случае это издержки по получению наличных денег. Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стремясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк на депозит под процент, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. При росте уровня цен, чтобы снять деньги со счета, человек должен чаще ходить в банк, тратиться на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, терять время на стояние в очереди и т.п. Чтобы продать ценные бумаги — акции и облигации — и получить наличные деньги, человек также должен потратить время, найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), заплатить ему комиссионные. И в том, и в другом случае человек сталкивается с трансакционными издержками — издержками по получению наличных денег. Чем выше темп инфляции, тем чаще человек должен проводить подобные трансакции и поэтому тем выше издержки "стоптанных башмаков".

Издержки "меню" (menu costs).

Издержки "меню" (menu costs)— издержки, которые несут фирмы-продавцы. При изменении цен они должны: во-первых, часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что связано с полиграфическими затратами; во-вторых, нести почтовые издержки по их распространению и рекламе новых цен; в-третьих, нести издержки принятия решений относительно самих новых цен. Рост темпа инфляции увеличивает эти издержки.

Издержки на микроэкономическом уровне.

издержки, связанные с изменением относительных цен и снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов (relative-price variability and the misallocation of resources). Экономические решения основываются на относительных ценах, однако в период инфляции изменение относительных цен не отражает действительного различия в эффективности производства разных видов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на товары разными фирмами. В результате ресурсы направляются не в более эффективные отрасли и виды производств, а в те отрасли, где фирмы быстро повышают цены на свои товары, и в те виды производств, которые производят более дорогостоящие товары. В результате размещение ресурсов ухудшается и эффективность экономики снижается.

Издержки, связанные с искажениями в налогообложении.

Издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные инфляцией (inflation-induced tax distortions). Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, таким образом снижая стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшает условия и возможности экономического роста.

Издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции, что порождает путаницу и неудобство (confusion and inconvenience).

Деньги служат единицей счета, с помощью которой измеряется стоимость всех товаров и услуг. С одной стороны, инфляция делает сделки запутанными, а с другой стороны, затрудняет подсчет прибыли фирм и поэтому делает выбор в пользу инвестиций более проблематичным и сложным. Издержки инфляции существуют, даже если инфляция стабильна и предсказуема.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины инфляции. Выделяют две основные причины инфляции: увеличение совокупного спроса и сокращение совокупного предложения | Отличия в последствиях ожидаемой и непредвиденной инфляции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.