Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоинство человека

одобрения. Достоинство — переживание более внутрен­нее, интимное, оно далеко не всегда нуждается, в демон­страции и нередко является просто состоянием души, не требующим броского поведения.

В идеале обладание достоинством включает в себя все перечисленные нами понимания: это и чувство безуслов­ной собственной ценности, и обладание совокупностью позитивных нравственных качеств, и умение подняться над желаниями и обстоятельствами, и уважение обще­ства, связанное с умением заслужить хорошую репута­цию и поддержать свою честь. Исходным и фундамен­тальным моментом является, конечно, первое качество — ощущение себя личностью, субъектом размышления, воли и выбора. Собственно, все конкретные толкования достоинства основаны на наличии именно этого момен­та: если человек не уважает себя как личность, он не может быть ни нравственным, ни стойким, ни почитаемым со стороны других. Только безусловное самоуважение и при­нятие себя служит основой роста во всех других сферах человеческих отношений.

Хотя достоинство является неотъемлемой «родовой чер­той» людей, его можно потерять, и многие люди его те­ряют. Утратить достоинство — значит уподобить себя вещи, сделаться средством в руках других людей, причем сделаться им добровольно. И. Кант с гневом и пафосом протестует против подобного поведения. Он учит своих читателей не раболепствовать, не холопствовать, не по­падать в долговую зависимость, которая может привести их к роли разменной монеты в чужой игре. Человек, счи­тает Кант, не должен стать предметом продажи ни за ка­кую цену. «Не будьте прихлебателями и льстецами! Не допускайте попрания своих прав другими!» — взывает ве­ликий моралист. Глубоко почитая достоинство в челове­ке, Кант утверждает, что человек ни перед кем не дол­жен падать ниц, даже перед самим Богом. Когда вы па­даете ниц, вы поклоняетесь уже не идеалу, а идолу.


______________ Лекция 5

2. Как сохранить достоинство?

Возможно ли, однако, сохранить собственное досто­инство — т. е. самоуважение и почтительное отношение к самому себе, когда мы выходим из сферы высоких фи­лософских размышлений в реальный мир, полный не­взгод, грязи, крови, насилия и унижений? Есть ли усло­вия, препятствующие и способствующие сохранению до­стоинства? Рассмотрим коротко эти вопросы.

Разумеется, существует множество обстоятельств, при которых человеческое достоинство подвергается униже­нию и уничтожению. Прежде всего следует сказать об условиях материальных. Когда человек беден, когда он не в состоянии заработать себе на достойную жизнь, со­ответствующую общепринятым стандартам, а то и вовсе лишен куска хлеба, очень трудно говорить о сохранении им достоинства. Достоинство предполагает самостоятель­ность, независимость, способность обеспечить себя, и если некто находится в положении, когда он должен пользоваться милостями благодетелей, ему трудно ува­жать и ценить себя. В современном рыночном обществе есть целые слои людей, которые с рождения и до смерти находятся в положении социальных изгоев. У их родите­лей нет работы, и сами они проживают жизнь безработ­ными, промышляя чем придется и образуя общественное дно. Эти люди в силу безысходной нищеты изначально лишены возможности ощущать свое достоинство, и от­сутствие этого важнейшего компонента личности компен­сируется у них агрессией и жестокостью, стремлением разрушать унижающий их сытый и самодовольный мир. Тот, чье достоинство перечеркнуто, неизбежно делается социально опасен, он мстит всем без разбора за «невы­полненность» своей жизни и попранное «я».

В нашей стране за годы крутых социальных перемен незаслуженной бедностью оказалось униженным достоин­ство многих и многих людей: интеллигенции, крестьян,


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Достоинство человека. себе. Дух и разум — те внутренние инстанции, благодаря которым мы достойны лучшей судьбы, чем судьба кам­ня | Лекция 5. Достоинство человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.