Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-нравственные добродетели. лизма, противостоящего любому коллективизму, всякой попытке сгладить или нивелировать уникальность лично­сти




лизма, противостоящего любому коллективизму, всякой попытке сгладить или нивелировать уникальность лично­сти. Если необходимо мужество для того, чтобы частич­но отказаться от себя, то не меньше его надо для того, чтобы противостоять внешнему обезличивающему давле­нию. В разные эпохи индивидуализм с его специфичес­ким мужеством принимает разные формы и получает раз­ные экзистенциальные основания. В эпоху Просвеще­ния это рациональное самоутверждение разума перед ли­цом иррациональной стихии, в последующем романтиз­ме и натурализме человек видит себя как уникальный образ вселенной и опирается на это переживание. Перед этим воззрением отступает тревога вины и отсутствия смысла, если человек — центр вселенной, то символы смерти, суда и ада позабыты. В позднем романтизме мужество самоутверждения становится мужеством соб­ственной демонической глубины.

Современная форма мужества быть собой присуща эк­зистенциализму. Это мужество полного одиночества и отчаяния, выдерживание тотального краха смысла. Эк­зистенциалист считает, что человек не обладает сущнос­тной природой, он обладает лишь возможностью сделать из себя то, что захочет. Любое «надо» создает он сам, оказываясь при этом чистой потенциальностью. Однако мужественный одиночка в духе Сартра оказывается пой­ман в сеть случайностей, ибо изначально пустое «я» за­полняется случайным содержанием, притекающим в том числе из подсознания. В своих крайних нигилистичес­ких формах мужество быть собой приходит к саморазру­шению.

Согласно Тиллиху, оба исследованных им вида муже­ства превосходятся (трансцендируются) тем мужеством, которое связано с обращением к трансцендентному, к Богу. Когда грешный человек принят Богом, он должен обладать мужеством принять приятие, согласиться с тем, что Бог принимает его таким, как он есть, во всем его


Лекция 9

несовершенстве. Но корни истинного мужества лежат еще глубже, чем сфера личной встречи с Богом, и даже глуб­же того поистине великого мужества, которое проявляет мистик, когда сталкивается с тотальным отсутствием смысла. Для Тиллиха основы мужества — в самом бы­тии, не равном проявленному Богу, в бытии добожествен-ном и безличном, но проникающим во все и дающим всему жизнь. Это бытие непосредственно говорит в нас, оно помогает выдержать любое отчаяние, оно проявляет­ся через индивидуальное «я», в том числе через его ви­тальность, и показывает нам с полной очевидностью, что небытие, которое тревожит нас, лишь необходимая часть бытия. Мужество быть — быть вопреки любому хаосу и бессмыслице — приобретает статус безусловной веры. Безусловная вера и сила самого бытия питают человечес­кое мужество.

Тиллих в своем исследовании пытался понять, на что опирается человек в самых крайних и тяжелых ситуаци­ях, и, как видим, нашел опору в самих незримых, но могучих основах действительности.

Однако для нашей темы важно не только то, в чем коренится истинное мужество, ро.и то, в чем проявляет­ся оно в повседневной жизни людей. Мужество по сути своей — это единство достоинства и стойкости, это спо­собность быть верным своим нравственным принципам при самых тяжелых испытаниях. Мужество — доброде­тель не только воина или борца, но и самых обычных людей, в чьей жизни и деятельности порой нельзя уви­деть со стороны ничего выдающегося.

Конечно, мужество особенно явно и очевидно, когда личность непосредственно проходит через мощные жиз­ненные испытания, через пограничные ситуации, свя­занные с угрозой жизни, с испытанием болью и страда­ниями. Мужество необходимо бойцу, который идет в атаку или обороняется от врагов, превосходящих его по силе, здесь он каждую минуту сталкивается лицом к лицу





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.