Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1О. прежде всего родители. Именно они обучают его чело­веческому способу реагирования, предметно-практичес­ким действиям




прежде всего родители. Именно они обучают его чело­веческому способу реагирования, предметно-практичес­ким действиям, речи, представлениям о добре и зле, дол­жном и недолжном. Родители очень долго, иногда всю жизнь, остаются главными воспитателями для индивида и являются личностным критерием правильности его по­ступков: их одобрение и порицание может иметь для че­ловека огромное значение в любом возрасте. То, чему мама в детстве учила, внедряется очень глубоко в созна­ние и подсознание воспитуемого и порой определяет его поведение помимо его собственной воли, минуя рефлек­сивный контроль и рациональные пласты. Традицион­ное общество, о чем я уже говорила, высоко оценивало и всемерно укрепляло родительский авторитет, вменяя даже взрослым детям необходимость подчиняться старшим (эта традиция по сей день существует на Востоке, несмотря на разительность социокультурных перемен). Однако в современных западных странах в связи с резким возрас­танием темпа жизни родительское воспитание перестало быть вечным образцом для подражания, а иногда даже расценивается как тормоз на пути самоизменения и са­мовоспитания индивида, родительские стереотипы уста­ревают быстро.

Воспитание ребенка родителями — далеко не всегда сознательный процесс. Оно происходит прежде всего че­рез копирование, подражание, непосредственное усвое­ние ребенком родительского поведения и взглядов. То, что исходит от родителей, воспринимается малышом как единственно возможный способ действия и как норма. Ближайшее окружение, микрогруппа, в которой вырас­тает индивид, определяет его первичное отношение к дей­ствительности и другим людям, хотя впоследствии эти изначальные стереотипы могут быть критически пересмот­рены. Известная поговорка «яблоко от яблоньки недале­ко падает» подчеркивает глубокую зависимость юного «яблочка» от своих родителей.


Зачем воспитывать человека?

Внушая своему отпрыску определенные культурные нормы, высокогуманные и нравственные идеи, родите­ли действуют на рациональном, сознательном уровне. Но в то же время они способны неосознанно внедрить в душу ребенка жестокие конфликты, создать скрытую раз­рушительную программу поведения, влекущую за собой драматические последствия. Именно такому родительс­кому программированию посвящены работы американ­ского психолога Эрика Берна, о которых я уже говрила. Он показывает, что даже весьма заботливые родители порой закладывают в собственных детей программу не­удачника («лягушки») или дают им установку на столь жесткую самокритичность и требовательность к себе, что она превосходит всякие разумные пределы. Голос пер­вого воспитателя звучит в душе ребенка всегда, даже если он сумел преодолеть поработившую его программу.

Второй важный воспитатель подрастающего человека — это круг его товарищей. Если родители пользуются преимущественным влиянием в первые семь лет жизни человека, то, начиная со школьного возраста, на пер­вый план выдвигаются друзья, особенно старшие. В подростковом периоде «плохая» или «хорошая» компа­ния имеет решающее слово в формировании личности. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», — гла­сит народная мудрость. Подростковый максимализм воздвигает стену между детьми и родителями, возника­ют секреты и тайны, которыми, как правило, не делят­ся со старшей родней (осудят, запретят), но ими можно и должно делиться с друзьями, получая их совет и под­держку, находя взаимное понимание. В этом смысле подростки воспитывают друг друга, хотя, конечно, нельзя сбросить со счетов влияние родителей, учителей и других взрослых. Товарищеский круг практически все­гда имеет одного-двух лидеров, более старших, чем ос­тальные. Установка лидеров и определяет микроклимат в коллективе: микроклимат высокой морали, дружбы и





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.