Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. справедливости или же конкуренции, единоборства и агрессии




справедливости или же конкуренции, единоборства и агрессии.

Если выйти за рамки непосредственного окружения растущего человека, шагнуть за пределы его семейных и возрастных референтных групп, то мы обнаружим, что в истории человечества значительную воспитательную роль играли представители церкви, духовные учителя и на­ставники. Проповедь, институт исповеди и отпущения грехов несли большой воспитательный заряд, формиро­вали не только религиозные, но прежде всего нравствен­ные качества личности. Там, где пастырь-духовник не был фигурой только официальной, он мог оказывать ог­ромное влияние на становление морального сознания детей, так как высказывал свои суждения не просто от себя лично (как родители или товарищи), но от лица Бога — высшей инстанции, силы, многократно превос­ходящей человека. Кроме того, церковь всегда обладала арсеналом мощных средств воздействия на развивающу­юся человеческую душу: это красивая торжественная об­рядность, возвышенная музыка, само внутрихрамовое сакральное пространство, настраивающее на строгий и почтительный лад и не позволяющее лгать и предавать­ся низменным побуждениям. Однако, на мой взгляд, попытка в полной мере реанимировать воспитательную роль церкви в конце XX в. все-таки несостоятельна. В частности, в нашей стране выросло несколько поколе­ний безрелигиозных людей, и это глубоко сказывается и на массовом сознании, не идущем в восприятии рели­гии дальше внешней обрядности, и на деятельности са­мих отцов церкви.

Интересно, что процесс секуляризации (освобожде­ния сознания от религии), так или иначе прошедший в XX в. в западных странах, сделал важнейшей наставни­ческой фигурой уже не проповедника, а психолога, пси­хотерапевта. Современный психотерапевт во многом при­нял на себя в развитых странах роль педагога, воспитате-


Зачем воспитывать человека?

ля. Примечательно, что это воспитатель и для детей, и для взрослых людей, желающих усовершенствовать свой внутренний мир, сделать его более гармоничным, а так­же наладить добрые морально-психологические отноше­ния с окружающими. В школах и детских садах непре­менно работает психолог. Он не только дает советы вос­питателям и учителям, но и сам активно общается с деть­ми (особенно с наиболее трудными, конфликтными, с теми, кто не вписывается в обычную жизнь), ведет бесе­ды, включает своих подопечных в коллективные психо­логические тренинги, предназначенные для формирова­ния одних свойств личности и преодоления других. Мо­гут ли психологи и психотерапевты нанести вред воспи­танию? Могут в тех случаях, когда личность ребенка слиш­ком подгоняется под жесткие стандарты, когда не учиты­вается его индивидуальность и характер. Однако это опас­ность любого педагогического воздействия — оценивать человека лишь в соответствии со стандартом, а не как оригинальную личность.

Впрочем, психотерапевтическая работа с юными ду­шами порождает две важные проблемы. Первая пробле­ма — утилитарная направленность психотерапии. Офи­циальный воспитатель в детском саду или школе, как пра­вило, по крайней мере на словах, преподает детям уроки высокой морали — учит их доброте, справедливости, ве­ликодушию, строгому выполнению долга. Психотерапевт, выступающий одновременно в роли воспитателя и изба­вителя от проблем, жестко не связан какой-либо мораль­ной установкой. Его дело — позаботиться о благополу­чии клиента. И хотя большинство психотерапевтов при­держиваются моральной и гуманистической позиции, среди них можно встретить не одного и не двух, которые прагматически учат своих подопечных определенным при­емам манипуляции чужим сознанием, что весьма далеко от благоволения к ближнему. Вторая проблема — обра­зование психологической зависимости воспитанника от


Лекция 10

психотерапевта. Психотерапевт может превратиться для ребенка в доброго волшебника, чудесного спасителя, без которого он не может и шага сделать. Возникают отно­шения власти и рабской покорности. Вот почему психо­терапевты не в меньшей степени, чем педагоги-профес­сионалы, должны подвергаться проверке на личностную полноценность и моральность.

Важнейшим воспитателем в современном мире высту­пают средства массовой информации. Влияние их на ста­новление души огромно. Дети проводят у телевизора мно­гие часы, поглощая одну телепередачу за другой. Отдель­ным средством можно считать видеофильмы, да и ком­пьютерные программы в последние десятилетия с пол­ным правом могут претендовать на роль электронного гу­вернера.

То, что видится на экране, воспринимается ребенком как норма жизни, норма человеческих отношений. Реф­лексия и критические способности еще не развиты, и образ мира, подаваемый телевидением, рассматривается не как одна из возможных интерпретаций, а как сам мир. Добро, зло и справедливость в их телеварианте становят­ся матрицей, в соответствии с которой ребенок форми­рует собственное поведение. Вот почему трудно согла­ситься с авторами, полагающими, что регулярный показ насилия на экране — не более чем возможность безболез­ненной разрядки агрессивных эмоций. Убийства, мор­добои и преследования, буквально затопившие наш те­леэфир, делают зло и жестокость обыденными, непод­судными, фактически признанными и одобряемыми.

Велика воспитательная роль не только фильмов, но и монологов и диалогов разных людей, приглашенных в сту­дию. И если фильм во многих случаях только результат погони за коммерческим успехом, финансовая эксплуа­тация низменных человеческих побуждений, то за пере­дачей стоит целенаправленная воля авторов, желающих внушить зрителю определенные взгляды, идеи и принци-


Зачем воспитывать человека?

пы, создать конкретный образ для подражания. Хорошо, если эти взгляды, идеи и принципы благородны, а образ прекрасен. А если нет? Мне трудно забыть сравнение из какой-то статьи в газете: телевизор — это тот же мусоро­провод, только выход его прямо в нашей квартире. За­мечу, что мусор — нравственный, интеллектуальный и эмоциональный — попадает непосредственно в души, причем в первую очередь в детские.

Средства массовой информации — воспитатель искус­ный и ловкий. Они не читают нудных моралей, не за­ставляют проявлять волю, преодолевать себя, а прони­кают в душу через развлечение и игру, влияют автори­тетом всеобщности и публичности (человек, говорящий с экрана, как бы автоматически приобретает более вы­сокую значимость, чем тот, кто вещает из-за учительс­кого стола или даже ораторствует на митинге). К тому же они охватывают одновременно огромные массы лю­дей, порождая у них единое настроение, создавая об­щую установку.

Если воспитательное и манипулятивное влияние средств массовой информации хорошо известно и на За­паде, и у нас, то роль компьютерных игровых программ осмыслена еще не до конца. Основная масса компью­терных игр, на которых сейчас воспитываются наши дети, представляет собой тренинг по прагматическому целедостижению с применением всех форм уничтоже­ния и жестокости. Трудно даже перечислить те вполне садистские приемы, которые ежедневно осваивает под­растающее поколение на своих дисплеях, а о горах ору­жия и реках крови и говорить нечего. Даже развиваю­щие игры вроде «Цивилизации» направлены на посто­янное преследование и уничтожение противника (дру­гих цивилизаций) и завоевание мира. А сказочный за­пас жизней позволяет спокойно относиться и к своей, и к чужой «компьютерной смерти». Формируются глу­бинные антигуманные установки, переплетенные с бы-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.