Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самовоспитание и его высшие цели

Лекция 1О

способен вести его. Он не может говорить один (гово­рить не только словами, но поступками, всем своим по­ведением, обликом, образом жизни). Ему необходима обратная связь, ответ, понимание, лишь тогда возникает продуктивное взаимодействие старшего и младшего, ве­дущего и ведомого. Кроме того, он способен слушать и слышать своих воспитанников, поистине внимать им, проникая в суть чужих проблем, желаний, стремлений. Такой диалог предполагает открытость педагога. Это не значит, что учитель и ученик оказываются полностью на равных (в подобном случае воспитание не смогло бы со­стояться), но дистанция, отделяющая старшего от млад­шего, не должна быть слишком большой и строгой. От­крытость воспитателя означает достаточную степень от­кровенности, отсутствие Лицемерия, отсутствие страха показаться несовершенным. Педагог не бастион из нра­воучений и норм, он противоречив, как всякий другой, и не должен делать из этого тайну.

4. Воспитательное воздействие включает в себя ува­жение к ученику, признание его индивидуальных спо­собностей и права на свой жизненный выбор и жизнен­ный путь. Настоящий педагог никого не «ломает через колено», и если он стремится исправить человеческую душу, то делает это, опираясь на естественные качества воспитанника, которые уже ему присущи. Найти лучшее в человеке и сделать это лучшее базой для дальнейшего совершенствования — вот величайшее достоинство вос­питателя.

Завершая наш разговор о профессиональном воспита­теле, хочется подчеркнуть, что истинный Педагог — че­ловек высокой ответственности. Он чувствует, что при-частен ко всему, что происходит с его детьми, глубоко осознает свою роль в формировании их внутреннего мира и поведения в обществе.


Зачем воспитывать человека?

До сих пор мы размышляли о воспитании, которое дается человеку обществом, о тех морально-психологи­ческих маяках, на которые нас призывает равняться эпо­ха, а также о многообразных субъектах, берущих на себя роль педагога. Но как бы ни старались окружающие люди, как бы ни складывались обстоятельства, после­днее слово в формировании собственного сознания и поведения остается за самим человеком. В конечном счете, он сам себе первейший воспитатель, учитель и педагог. Никто не в силах влезть в чужую душу и вста­вить другому свой ум, и Сартр совершенно прав, утвер­ждая, что человек в любой ситуации может сказать «нет». Впрочем, точно так же он может сказать «да»: да — чес­тности, стойкости, доброте, которым отнюдь не всегда благоприятствует внешняя действительность в лице дру­гих людей и событий.

Разумеется, маленький ребенок еще не умеет воспи­тывать себя, для этого ему нужно подрасти, развить са­мосознание, почерпнуть из общения и культуры некие идеалы и образцы, которым хочется следовать, но уже с подросткового возраста — 12—14 лет — каждый в силах влиять на свой характер, культивировать одни качества и отвергать другие, выбирать, к чему стремиться. Само­воспитание — неустранимый компонент жизни всякого думающего самостоятельного человека.

В современной психологии существует представле­ние о «я-концепции». Это целостный образ себя, вклю­чающий те черты личности, которые устойчиво прояв­ляются в разное время и при разных обстоятельствах. Например: я — гордый, я — смелый, я — трудолюби­вый. Или наоборот: я — закомплексованный, я — трус, я — лентяй. От характера «я-концепции» зависит и са­мочувствие, и поведение индивида, а складывается она


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1О. тийным легкомыслием. Таков воспитательный заряд большинства компьютерных игр | Лекция 1О. при активном участии самой личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.