Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.2 Профессиональные и этические требования к социальному работнику




3.

2.

1.

Тема 1.1 История становления этических традиций на Руси

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭТИКЕ

Лекция 10.

Лекция 9.

Нравственность перед искушением иномирностью 253

Лекция 8.

Лекция 6.

Лекция 5.

Лекция 4.

Лекция 3.

Лекция 2.

Лекция I.

Введение. Человек как моральное существо 3

Пути уобра и зла........................................... 9

1.Понятия добра. Добро и польза.................. 9

2.Понятие зла. Откуда в мире зло?............... 15

3.Добро и зло

в религиозном и безрелигиозном сознании. 27

4. Диалектика добра и зла............... 33

Человек свободный и ответственный....... 43

1. Сущность свободы.....................................,43

2. Проблемы свободного выбора.................. 51

3. Свобода и ответственность........................ 57

4. Перед кем ответствен человек?

За что ответствен человек?............................ 65

5. Проблема автономии морали.

Как судить о свободно совершенном поступке?.... 73

Между долгом и виной............................... 81

1. Суровый мир долга.................................... 81

2. Совесть — внутренний сторож.................. 92

3. Стыд как страх осуждения......................... 97

4. Вина и раскаяние....................................... 110


Честность и справедливость...................... 117

1.Правда как высшая ценность.................... 117

2.Ложь и обман............................................. 123

3.Честность: слово, дело, самоосознание.... 131

4.Проблема доверия..................................... 140

5.Справедливость: история и виды.............. 144

6.Чувство справедливости и ее созидание... 153

Достоинство человека................................ 159

1. Понятие достоинства................................. 159

2. Как сохранить достоинство?..................... 165

3. Исторические изменения понятия достоинства.. 169

4. Достоинство, гордость, гордыня.............. 176

Влюбленность и любовь............................ 183

1.Магический мир влюбленности................ 183

2.Проблема разочарования......................... 189

3.Любовь как чувство

и деятельная способность............................ 195

5. Противоречия любви................................ 205

6. Эгоизм и «любовь к себе»......................... 217

Лекция Т,

Счастье и смысл жизни............................. 221

1. Три представления о счастье.................... 221

2. Темное и светлое мировосприятие........... 232

3. Счастье и смысл жизни............................. 242

1. Нравственный смысл ориентации на жизнь 253

2. Пути иномирности или метафизический
компромисс?................................................. 260


3. Трансформация сознания

в контексте человеческой морали................ 272

4. Мера и любовь............................ 286

Социально-нравственные добродетели... 291

1.Что является
социально-нравственными добродетелями? 291

2.Трудолюбие против лени.......................... 293

3.Добродетель мужества.............................. 303

4.Патриотизм и гражданственность............ 311

5.Добродетели коммуникации..................... 323

6.Любовь к семье.......................................... 336

Зачем воспитывать человека?.................. 345

1. Какой человек нужен обществу?.............. 345

2. Многоликий воспитатель.......................... 358

3. Самовоспитание и его высшие цели......... 368


Научное издание

 

 

Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна

Редактор Г. И. Медведева Обложка художника С. А. Каштанова

Корректор Г. Ф. Самокиш Оригинал-макет И. В. Нагорновой

Лицензия ЛР № 065194 от 2 июня 1997 г.

Подписано в печать 25.02.99. Формат 84й108/32. Бумага газетная. Печать офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 20,16. Уч.-изд. л. 19,9. Тираж 5 000 экз. Заказ № 49.

Издательство «Феникс»

344007, Ростов-на-Дону,Соборный,17

Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга» 344019, г. Ростов на-Дону, ул. Советская, 57

План:

1. Социальные нормы отношений в первобытном обществе.

2. Религиозные догмы как основы морали человеческих отношений.

3. Развитие светских этических принципов социальной работы.

В любом из периодов общественного развития основными функциями морали являются регулирование и оценка индивидуального поведения людей (они между собой тесно связаны- как?), приведение его в соответствие с теми нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и отражают общественные интересы.

Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения (Например, в ситуациях, которые закон не предусматривает, человек руководствуется своей совестью.)

Относительно происхождения морали имеется две основные точки зрения. Одна из них связывает происхождение морали с первыми формами совместной трудовой деятельности, так как совместная производственная деятельность порождает необходимость нравственной регламентации этой деятельности как обязательного условия ее успешного осуществления и сохранения стабильности социума.

Вторая точка зрения состоит в том, что мораль существовала еще в тот период, когда не существовало общественного разделения труда и когда человек, еще не был человеком, а в качестве полуживотного вел стадный образ жизни.

В первобытном обществе предок человека был жесток, а общество первобытных людей было обществом, где выживали сильнейшие.

Многочисленные работы, посвященные предистории человечества, говорят о том, что убийства детей (в голодные периоды) отказ помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой. Например, задержка в пути, передвижение со скоростью слабых могло вызвать гибель всей орды в результате нападений диких животных. Поэтому первобытное общество- орду – называют обществом без стариков или обществом сильных людей, имея в виду, что слабые погибали очень быстро, не получая помощи и поддержки со стороны своих соплеменников.

Таким образом, моральные ценности первобытного общества ощущались инстинктивно и носили явную биологическую окраску.

Мозг человека в тот период не мог осмыслить такие сложные философские понятия, как «ценности», «благо», «добро». На уровне примитивных, полуживотных ощущений и инстинктов, человек, безусловно, мог дифференцировать вредное для себя и сообщества.

Мораль в первобытном обществе носила ярко выраженный коллективистский характер и подразумевала безоговорочное подчинение более слабых сильнейшему, и этот сильнейший (как правило, становился вожаком) имел неограниченные права, непререкаемый авторитет и абсолютную власть. Суть коллективистического характера морали: жизнь в коллективе и стремление выжить требовали от первобытного человека взаимопомощи при обороне и нападении. Отсюда формула: коллективистический образ жизни мораль выживание человека как вида (Если не будет первого, то не нужно второго и человек бы не выжил).

По мнению историков, относительная «гуманизация» и морализация отношений в первобытном обществе произошла после величайшего события - освоение огня.

Постоянное использование огня сделало возможным переход к оседлому образу жизни - огонь не только делал жилье более уютным и теплым и избавлял от необходимости перекочевывать, но и защищал от опасных животных. Применение огня снизило заболеваемость и смертность от простудных заболеваний. По мере совершенствования орудий труда возникло первое примитивное разделение труда, полезными становятся и слабые дети и старики. Дети – это продолжатели вида, рода, поэтому бережное отношение к ним понятно, а вот тот факт, что в племенах с появлением огня и распределением труда стали оставлять стариков, как биологически отслуживший вид, говорит о том, что общество становилось более гуманным, а человек становится социальным существом.

Постепенное усложнение труда повлекло за собой необходимость обучения подрастающего поколения приемам профессиональной деятельности, передачи трудовых навыков и хитростей охоты, и это стало точкой соприкосновения старых членов общества и детей. Дети учились у стариков, а это в свою очередь повышало значимость для племени детей и стариков.

Наиболее полно и подробно моральные заповеди, впервые нашли свое отражение в священной книге Торы - Исход (священное иудейское писание). В соответствие с данной религией пророк Моисей получил заповеди на горе Синай из уст самого Бога:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Введение на Руси православия в качестве официальной государственной религии и идеологии сделало его догматы основой этических воззрений верующего населения. Наиболее широко известным сводом религиозных норм и правили, является библия. Ветхий Завет регламентирует не только религиозные стороны жизни, но и поведение в мирской, обыденной жизни. Содержаться в нем и этические требования, предписывающие оказывать помощь человеку- соплеменнику и чужеземцу. (Ветхий завет требует и оказания помощи бедным и нуждающимся, причем речь идет как о моральной поддержке, так и материальной помощи: (прочитать) «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей»).

Большое место в христианстве уделяется милостыне, причем милостыня должна быть актом милосердия; и совершаться тайно, без расчета на общественное признание и награду от человека или общества за данный акт милосердия;(только в этом случае, дающий милостыню может получить воздаяние от Бога).

Самым главным этически принципом в православии, является следующий:

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки». Этот величайший, нравственный закон, регулирующий человеческие взаимоотношения во всех областях совместной деятельности людей и есть «золотое правило этики». Он применим во всех сферах человеческой жизнедеятельности и поэтому, встречается практически у всех народов в той или иной формулировке (Есть этот закон и в Конфуцианстве «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим»).

На Руси развитие этика благотворительности началось с введения православия великим киевский князем Владимиром. Он заботился о том, чтобы православие стало в кратчайшие сроки государственной религией, завоевав себе народное признание (1 этап). С 996 года князь Владимир поручил православной церкви заботу о нуждающихся и определил средства на их содержание и поддержку. На эти цели отчислялась десятая часть прибыли от торговли, судопроизводства, доходов с сельского хозяйства («церковная десятина») (2 этап).

Затем на Руси распространились традиции частной благотворительности, осуществляющейся людьми по мере возможности, вне зависимости от их социального и экономического статуса (3 этап). (Нищелюбцы, в числе которых были и князья, и представители духовенства, и купцы, и простые крестьяне, кормили нищих, подавали милостыню деньгами, продуктами, одеждой, давали временный приют.)

Позднее традиции христианской этики благотворительности поддерживали и лучшие представители духовенства (4 этап). Например, Преподобный Сергей Радонежский, основав монастырь, оставил заветы милосердия: просто помогать нуждающимся, подавать им милостыню и призревать, любить их как братьев.

Преподобный Иосиф Волоцкий призывал к милостыне князей и бояр. Он убеждает их оказывать помощь подвластным им людям хотя бы в собственных интересах- обнищавший пахарь не сможет платить дань и кормить свою семью.

Старец Серафим Саровский призывал делать добро, считая это важнейшим средством достижения цели истинного христианина – обретения Царствия Небесного.

Следующим этапом распространения религиозных догм на Руси становится в 16 веке «Домострой» затрагивает вопросы нравственности личности и содержит определенные требования, в том числе и требования участвовать в благотворительности. Человек должен не только соблюдать основные заповеди христианской религии, т.е. не красть, не клеветать, не лгать, но и быть милосердным. Моральные нормы домостроя заимствованы из Нового Завета, «Поучений Владимира Мономаха».

В годы реформ Петра 1 и позднее выходит в свет большое количество светских кодексов поведения, которые содержат нормы, как этики, так и этикета (5 этап). Большинство изложенных в них правил относится не к какой- либо определенной категории лиц (например, к друзьям, родственникам), а ко всем людям независимо от их сословия и носит всеобщий характер.

Так, например, «Юности честное зерцало», требует от молодого человека скромности, учтивости, вежливости, свидетельствующих о проявлении уважения к другому человеку. А благородным девицам следует «стараться находить в людях больше хороших качеств и поступков, чем дурных, быть терпимыми и снисходительными».

В советский период взгляды на общество и социальную работу потерпели изменения.

Считалось, что в советском государстве все граждане в достаточной мере, социально защищены, вследствие чего дополнительных мер, таких, например, как система благотворительности, не требовалось.

Вопрос обеспечения отдельных граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя содержать, государство полностью взяло на себя. В связи с этим благотворительная деятельность частных лиц с точки зрения государства была излишней и унижающей достоинство человека. Но благотворительность не исчезла полностью. Широко распространялась шефская благотворительность, оказываемая главным образом небольшими организациями и учреждениями - детским садом, школами, лечебными учреждениями и т.д.

Существовала в эти годы и частная благотворительность: считалось нормальным помогать престарелым соседям, инвалидам, больным людям.

В Конституции РФ главной ценностью провозглашается человек, государство, являясь основным субъектом социальной работы, берет на себя главную ответственность за благополучие каждого гражданина, предоставляя ему определенные права и декларируя их осуществление, но оно теперь поощряет и благотворительную деятельность граждан и организаций, направленную на оказание всесторонней помощи нуждающимся, поскольку благо каждого человека - это забота государства, и самого человека, и его окружения.

 

План:

1. Сущность профессиональной деятельности социального работника

2. Функции социального работника.

3. Условия осуществления профессиональных функций.

4. Профессионально- этические основы в социальной работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.