Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация пространства и времени коммуникативного процесса

4.

3.

2.

1.

Структура общения включает три взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

 

 
 

 

 


Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями или умениями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

В общении выполняются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Конечно, в реальности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других и выделение их возможно лишь для анализа.

Этапы организации общения включают:

1) прогностический этап: моделирование социальным работником общения с клиентом или с группой;

2) начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией или отдельным клиентом;

3) управление общением в развивающемся процессе оказания социальной помощи и поддержки;

4) анализ осуществленной системы общения в предстоящей деятельности.

Первый этап. В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной стороны будущей деятельности соответственно с:

Ø целям и задачам процесса оказания социальной помощи,

Ø общей нравственно-психологической ситуации в общении с клиентом,

Ø творческой индивидуальности социального работника,

Ø индивидуальными особенностями клиента,

Ø предполагаемой системы методов оказания социальной помощи.

Все это вместе взятое представляет собой опережающую стадию общения. Эту стадию нужно хорошо продумать. Методическая и содержательная сторона консультации с клиентом должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создание атмосферы общения.

Второй этап. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с клиентом или аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально- психологического аспекта профессиональной деятельности социального работника. Важными элементами этого этапа являются:

Ø конкретизация спланированной модели общения,

Ø уточнение условий и структуры предстоящего общения,

Ø осуществление изначальной стадии непосредственного общения.

Социальный работник должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории или клиента и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы. Социальный работник часто выступает как инициатор общения. В этом случае, от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить клиента, создать ауру притягательности, ощутить незримые флюиды эмоционального единства? Управление эмоциональным поиском во время консультации осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.

Третий этап. Управление развивающимся процессом общения. Например, если социальный работник выступает перед аудиторией, то здесь к процессу общения со стороны социального работника можно предъявить ряд требований:

§ установление психологического контакта с аудиторией для передачи информации и ее личностного восприятия каждым слушающим;

§ разработка психологически обоснованной партитуры общения, т.е. использование элементов беседы, риторических вопросов, ситуаций размышления, установление определенной логики в чередовании фактов и обобщений, ярких примеров и теоретического материала. Оптимальное сочетание таких приемов обеспечивает психологический контакт;

§ создание через систему психологических средств обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, что особенно важно для решения всех видов проблем;

§ единство делового и личностного аспектов, обеспечивающее не только информационный строй общения, но и самовыражение личности социального работника. Это придает общению мировоззренческую направленность.

Четвертый этап. Социальный работник анализирует использованную им систему общения, уточняя возможные варианты организации общения в данной ситуации, анализирует содержание консультации и тем самым прогнозирует предстоящее общение с клиентом. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков и знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов.

Вербальная коммуникация – использует в качестве знаковой системы человеческую речь, т.е. систему фонетических знаков (звуков). Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации. При характеристике диалога важно иметь ввиду, что его ведут личности, обладающие определенными намерениями (интенциями), т. е. диалог – это двустороннее, активное взаимодействие партнеров. Основное условие диалога: внимание к собеседнику, согласованность скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации - понимание смысла того, что говорит другой. Это означает, что посредством речи не просто движется информация, но участники коммуникации стремятся достичь определенного изменения поведения партнера.

Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению, А. А. Леонтьев предлагал обозначить их как личностно- речевые ориентации (ЛРО) и социально-речевые ориентации (СРО). Первое носит характер манипуляции поведением другого человека, направленное на его самоизменение и саморазвитие, а второе связанно с ориентированием поведения партнера в обществе.

Существует феномен речевого общения – барьер общения. Барьер является выражением сопротивления принятию информации, может выражаться в отключении внимания слушающего; в умышленном снижении авторитета говорящего, умышленное или неумышленное непонимание сообщения (оно может быть в силу специфики фонетики говорящего, стилистики речи, логики построения текста). Следовательно, для социального работника важным является умение вновь включить внимание слушающего, чем – то привлечь его, чем – то подтвердить свой авторитет, совершенствовать манеру передачи информации.

Данный вид коммуникации включает следующие знаковые системы:

Ø оптико-кинетическую;

Ø пара- и экстралингвистическую;

Ø организацию пространства и времени коммуникативного процесса;

Ø визуальный контакт.

Совокупность этих средств, призвана выполнять следующие функции: дополнять речь, замещать речь, выражать эмоциональное состояние партеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Это система воспринимаемых свойств общей моторики различных частей тела: рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику. Первоначальные исследования в этой области были проведены еще Ч. Дарвиным, который изучал выражение эмоций у обезьяны и человека. Общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико - кинетической системы в коммуникации придает им общие нюансы. Но употребление одних и тех же жестов, мимики, поз не однозначно в различных культурах. Н-р, в Болгарии кивок головой вперед – это знак отрицания, а у русских знак согласия. Существует специальная наука, которая изучает эту систему – кинесика. В ней н-р, исследованием Аргайла изучалась частота жестикуляции в разных культурах (в течение часа финны жестикулируют 1 раз, итальянцы – 80, французы – 20, мексиканцы – 180).

 

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плача, смеха, темп речи). В се эти приемы способны изменить значение информации, передаваемой коммуникатором.

Тоже способны изменить смысл и понимание смысла ситуации коммуникации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, а окрик в спину может повредить налаживанию желаемого контакта. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения. Например, в некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные, возможные допуски опозданий с соответствующим им значением. Э. Холл сформулировал нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (расстояние менее вытянутой руки 0-45 см); персональное пространство (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования применяются при организации дискуссий. Например, удобнее всего членов своей группы (одной команды) размещать справа от лидера. Размещение дискутирующих должно быть за круглым столом, чтобы дискуссия не перешла в открытый конфликт.

Визуальный контакт или контакт глаз. В социально- психологических исследованиях изучалась частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание взгляда. Были исследования о роли визуального общения для ребенка. Выявлено, что ребенку свойственно фиксировать внимание, прежде всего на человеческом лице. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога.

Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причем так чтобы система кодификации и декодификации были известны всем участникам коммуникативного процесса. Все невербальные знаковые системы должны способствовать пониманию смысла речи. Но такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кодов.

Ученый Бердвистл создал так называемый "словарь" телодвижений и мимики лица. Все человеческое тело он предлагает делить на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы телодвижений – "кины" – записывались и за ними закреплялись однозначные значения, чтобы в последствии их можно было использовать как код информации. Для выражений лица и мимики также есть свои коды. Известны более 20 000 выражений лица. П. Экман предлагал делить лицо на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб – первая зона; нос и область носа - вторая зона; рот и подбородок – третья зона). Затем выделяется шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление отвращение, страх грусть. Это и есть мимические коды.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную или самостоятельную роль в коммуникативном процессе.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2.3 Организация общения. Этапы организации общения | Тема 2.6. Профессиональные качества, необходимые для общения с аудиторией
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.