Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекций № 311/10




Теория бухгалтерского учета

 

 

для студентов всех форм обучения

специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Чебоксары, 2011

 

ББК 65.052

Т 33

 

Любовцева Е.Г. Конспект лекций для студентов всех форм обучения специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Теория бухгалтерского учета».

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

 

Доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, к.э.н., Христолюбова В.В.

 

доцент Чебоксарского кооперативного института РУК, к.э.н. Ким Л.И.

 

 

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Филиала ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Чебоксары

Протокол № от 20___ г.

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителем

 

©Филиал ГОУ ВПО СПбГИЭУ в г. Чебоксары,

Ядринское шоссе, д.3

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ    
Тема 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА    
Тема 3. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ    
Тема 4. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ    
Тема 5. ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ ТЕКУЩЕГО УЧЕТА    
Тема 6. БУХГАЛТЕРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ. УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ  
Тема 7. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ    
Тема 8. МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ  
Тема 9. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА    
Тема 10. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА    
Тема 11. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ    
Тема 12. БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРОФЕССИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ    
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

 

 

ТЕМА 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ

 

Функционирование любого предприятия требует организации наблюдения за его хозяйственной деятельностью. Это нужно для контроля над выполнением плановых заданий и обеспечения соответствующих подразделений предприятия необходимыми для принятия управленческих решений данными. Это наблюдение осуществляется при помощи хозяйственного учета. Хозяйственный учет осуществляется по следующим стадиям. Первой стадией является, как было указано выше, наблюдение. Чтобы получать сведения для руководства хозяйственной деятельностью и контроля за ее осуществлением необходимо, однако, не только наблюдение. Сведения, получаемые путем наблюдения, надо еще измерять, то есть выражать в определенных цифровых показателях. Измерение является второй стадией хозяйственного учета. Затем числовые показатели следует зарегистрировать, для того чтобы обеспечить их сохранность и возможность использования для руководства предприятием в любой момент времени. Поэтому третьей стадией хозяйственного учета является регистрация фактов хозяйственной деятельности в соответствующих учетных документах и регистрах. После регистрации экономических фактов данные подвергаются обработке, анализу, вследствие чего принимаются управленческие решения разных уровней. Следовательно, четвертой стадией учета является обработка и анализ данных. Наблюдение, измерение, регистрация, обработка и анализ хозяйственных операций, из которых складывается хозяйственная деятельность предприятия - составляют основное содержание хозяйственного учета. После этого информация, содержащаяся в учетных документах и регистрах, подлежит хранению, что является пятой, завершающей стадией учета.

Хозяйственный учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику хозяйственной деятельности предприятия с целью контроля и управления ею.

В России существует единая система учета, функционирующая в органическом единстве. Это:

1. Оперативный учет - система учета хозяйственных операций на рабочих местах. Отличительный признак этого вида учета - оперативность получения и использования информации о хозяйственных операциях. Оперативный учет ведут мастера, бригадиры, нормировщики структурных подразделений предприятия.

2. Бухгалтерский учет - система сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения и контроля состояния и движения средств предприятия, их источников и хозяйственных процессов. Организуется работниками бухгалтерии, складов, финансовых отделов.

3. Статистический учет (статистика) - наука о массовых общественных явлениях и процессах социально - экономической жизни общества. Отличительный признак этого вида учета - применение в качестве одного из методов организации учета выборочного наблюдения. Это метод, когда при анализе какой-то партии товаров или группы людей производят выборку части целого и по данным судят о группе в целом.

В рамках единого системного бухгалтерского учета выделяют финансовый и управленческий бухгалтерский учет.

Как говорилось выше, деятельность предприятия фиксируется в учете путем их измерения, то есть отражения в определенных числовых величинах. В учете применяются три вида измерителей:

1. Натуральный (количественный) - единицы площади, массы, веса, объема и т.д. Это литры, кубометры, штуки, гектары и т.д. В них можно выразить только однородные активы. Натуральные измерители используют, как правило, для учета товарно-материальных запасов предприятия, выполненные работы.

2. Трудовой - отражает затраты рабочего времени на какой-либо хозяйственный процесс. Это машино-часы, рабочие смены, часы и т.д. Этот измеритель также отражает только однородные активы Трудовой измеритель используют для нормирования труда, учете выработки и начислении заработной платы.

3. Денежный - рубли и копейки. Этот измеритель универсален, так как в нем можно отразить разнородные активы, а значит его можно использовать для обобщения всех показателей.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, капитале, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, документального, непрерывного и взаимосвязанного учета хозяйственных операций. Бухгалтерский учет имеет ряд характерных особенностей.

1. Сплошной характер учета - учету подвергаются все без исключения хозяйственные операции, происходящие на предприятии, имеющие денежную оценку.

2. Непрерывность учета - заключается в том, что учет средств предприятия, их источников и хозяйственных процессов осуществляется без пропусков во времени, ежедневно.

3. Документальность учета - любая хозяйственная операция должна быть оформлена как минимум одним документом.

4. Взаимосвязанный характер учета - любая хозяйственная операция затрагивает два экономических момента, вызывает изменения как минимум двух видов средств предприятия, источников или хозяйственных процессов. Например, при выдаче заработной платы уменьшается количество денег в кассе предприятия, но одновременно уменьшается и задолженность предприятия перед работниками по заработной плате.

Как уже говорилось выше, в рамках единого системного бухгалтерского учета принято выделять финансовый и управленческий бухгалтерский учет.

Финансовый бухгалтерский учет. Этот вид учета обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, ведение сводного учета и составление необходимой финансовой отчетности. Основными задачами финансового бухгалтерского учета являются:

- учет активов предприятия;

- учет источников имущества предприятия;

- учет расчетов с бюджетом;

- составление бухгалтерского баланса, отчета о прибылях (убытках), отчета о капитале собственников предприятия, отчета о движении денежных средств и других форм внешней финансовой отчетности;

- анализ конечных финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и оценка степени его финансовой устойчивости и платежеспособности.

Порядок ведения финансового бухгалтерского учета строго регламентируется специальными общепринятыми принципами, положениями, правилами и стандартами. Соблюдение этих нормативных установок является обязательным требованием при формировании учетной информации в рамках системы финансового бухгалтерского учета. Финансовый учет является внешним учетом, т.к. его данные публикуют для акционеров предприятия, потенциальных инвесторов, банков, налоговых органов и т.д., то есть для внешних пользователей.

Управленческий бухгалтерский учет. При помощи и посредством этого вида учета осуществляется решение задач, связанных с информационным обеспечением процесса принятия управленческих решений. Основными задачами управленческого учета являются:

- учет затрат и калькулирование себестоимости продукции;

- внутрифирменное бухгалтерское планирование на основе использования учетной методологии, принципа двойной запаси и бухгалтерских счетов. Результатом такого планирования является расчет будущих параметров развития предприятия, которые сводятся и обобщаются в виде прогнозного бухгалтерского баланса, прогнозного отчета о прибыли и прогнозного отчета о движении денежных средств;

- составление внутренней отчетности о затратах, объемах производства и реализации продукции, потребленных ресурсах и эффективности работы структурных подразделений предприятия;

- анализ соотношения между издержками, объемами продаж и прибылью предприятия.

Управленческий учет - внутренний учет. Его данные используются только менеджерами разных уровней самого предприятия, то есть он ориентирован на внутренних пользователей.

Центральным методологическим центром, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации, является Министерство финансов РФ. В настоящий момент складывается четырехуровневая система законодательных актов по бухгалтерскому учету.

1-й уровень— Законодательный уровень (Гражданский кодекс РФ, где законодательно закреплены важные вопросы бухгалтерского учета;

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (действует с даты его официального опубликования — 28 ноября 1996 года);

Налоговый кодекс РФ

и другие законы, указы, постановления).

2-й уровень - система национальных бухгалтерских стандартов.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время утверждено и действует 23 ПБУ, регламентирующие отдельные участки бухгалтерского учета.

3-й уровень

Различного рода методические указания, рекомендации в основном Министерства финансов РФ, учитывающие, в том числе и отраслевую специфику.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31 октября 2001г. № 94н,

4-й уровень — внутренние рабочие документы организации.

 

ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Существуют три объекта бухгалтерского учета. Предприятие в своей ежедневной деятельности использует разные виды средств: здания, оборудование, инвентарь, материалы, топливо, энергию, денежные средства и т.д. Все эти средства постоянно меняются при использовании (поступают и расходуются). Их необходимо тщательно учитывать. Поэтому первый объект бухгалтерского учета - средства предприятия. Все средства поступают на предприятие из разных источников: от учредителей, поставщиков, органов страхования и бюджета, за счет кредитов банков и т.д. Все эти источники находятся в постоянном движении (увеличиваются и уменьшаются) и их надо также учитывать. Поэтому второй объект бухгалтерского учета - источники средств предприятия. Средства предприятия используются на разных стадиях кругооборота средств: снабжения, производстве продукции, ее реализации. На каждой стадии происходит ряд затрат, которые надо учитывать. Поэтому третий объект учета - хозяйственные процессы: процесс снабжения, процесс производства и процесс реализации (продажи).

Предмет бухгалтерского учета - состояние и использование средств предприятия, их источников и хозяйственных процессов в деятельности предприятия.

Процесс снабжения: На этой стадии предприятие заключает договора с поставщиками и подрядчиками на поставку товаров, работ и услуг. Поставщики - юридические и физические лица, которые поставляют Вашему предприятию разные виды материальных ценностей, необходимых для производства. Подрядчики - юридические и физические лица, которые оказывают Вашему предприятию услуги (по транспортировке, связи, консалтингу, аудиту и т.д.) или выполняют какие-либо работы (строительные, монтажные, ремонтные и т.д.). В договорах оговариваются: наименование товаров, работ и услуг, их ассортимент, качество, количество, цены, сроки поставок, штрафные санкции за несоблюдение условий договора. За соблюдением договоров следит отдел снабжения. Определяются источники финансирования закупок условия транспортировки их, перечень лиц, за это ответственных.

Процесс производства: На данной стадии закупленные ранее ОС, ОБС, НМА соединяются с рабочей силой. Результатом этого является создание продукта, который отличается от материалов внешней формой и ценой. В этом процессе участвуют рабочие (основные и вспомогательные), технологи, инженеры. Учет процесса производства - важнейший участок бухгалтерского учета, поскольку на этой стадии подсчитываются все затраты предприятия по изготовлению продукции и в конечном итоге, на этой сумме базируется расчет цены изделий (работ, услуг).

Процесс реализации: Стадия, на которой изготовленная в процессе производства продукция реализуется. Для этого продукцию упаковывают, проводят рекламную компанию, выставки, презентации, заключают договора с покупателями и заказчиками, с торговыми и сбытовыми организациями. Затем, отталкиваясь от полной себестоимости продукции, определяют ее продажную цену.

Все средства, используемые на организации можно подразделить на четыре группы (см. схему в приложении).

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА (ОС) - средства труда и материальные условия труда, составляющие основу производства, без которых оно невозможно. Это: машины, оборудование, передаточные устройства, транспорт (на транспортных организациях), производственный и хозяйственный инвентарь (средства труда), а также здания сооружения, транспорт, многолетние насаждения (материальные условия труда).

-ОС используются много производственных циклов, служат более 12 месяцев

-ОС не меняют при эксплуатации своей внешней формы

- затраты на ОС организации компенсируют путем включения их стоимости частями (амортизационные отчисления) в себестоимость изготавливаемой с их помощью и на них продукции в течении нормативного (планового) срока службы ОС.

ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА (ОБС) - предметы труда, из которых изготавливается продукция, а также которые используются в хозяйственных целях и для ухода за оборудованием. Это:

Сырье - продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности, ранее не подвергавшиеся обработке: яйца, зерно, руда, сырая нефть, хлопок и т.д.

Материалы - продукция ранее подвергшаяся обработке. Они делятся на основные и вспомогательные. Основные - те, которые составляют основу изготавливаемой продукции (например, доски в столе, ткань в диване и т.д.), и без которых невозможно использование готовой продукции по прямому назначению. Вспомогательные материалы делятся на три группы:

1. Те, которые придают основным материалам какие-то свойства и качества (полироль на мебели, краска, лаки, водоотталкивающая пропитка в плаще и т.д.)

2. Те, которые используют в хозяйственных целях (мыло и тряпье для мытья полов, лента для пишущей машинки, картриджи для принтера и т.д.).

3. Те, которые используют для ухода за оборудованием (смазочные масла для станков, обтирочные материалы).

Незавершенное производство (НЗП) - продукция, прошедшая не все стадии обработки или прошедшая все стадии обработки, но не прошедшая ОТК (отдел тех. контроля) или прошедшая все стадии обработки, ОТК, но не сданная на склад до 24 часов 31 числа месяца.

Готовая продукция - продукция, прошедшая все стадии обработки, ОТК и сданная на склад до 24 часов 31 числа месяца

Полуфабрикаты - продукция, прошедшая часть стадий обработки и предназначенная для продажи или дальнейшего использования: например фарш, сырые обработанные куры и т.д.

Товары - продукция, предназначенная для продажи у посреднических и торговых организаций.

ОБС имеют следующие отличительные особенности:

1. Они потребляются (используются) в течение одного производственного цикла

2. Они меняют свою внешнюю форму

3. Они переносят свою стоимость на изготавливаемую из них или с их помощью продукцию сразу всю полностью.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ (НМА) - активы организации, имеющие цену, но не имеющие материальной формы. Это: торговая марка, товарный знак, патенты (документы, удостоверяющий право собственности на какое-то изобретение, предмет), лицензия (документ, удостоверяющих разрешение на осуществление какого-то вида деятельности), интеллектуальная собственность, программные продукты, деловая репутация организации, авторские права, технологические разработки, брокерские места и др.

ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ: вложения организации в акции, облигации и займы, в том числе под векселя, денежные средства на срочных депозитных счетах банков и другие финансовые вложения, инвестированные для извлечения дохода в виде процентов, дивидендов или разницы в стоимости ценных бумаг при их перепродаже.

ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА:

1. Касса - предназначена для наличных расчетов внутри организации.

2. Расчетный счет - свободные средства организации, хранимые в банке и предназначенные для безналичных расчетов с юридическими и физическими лицами.

3. Дебиторы предприятия - юридические и физические лица, которые должны организации деньги, т.е. это должники организации а) подотчетные лица - работники организации, получающие деньги на совершение хозяйственных расходов и на командировки. Им надо отчитаться в расходовании этих средства, поэтому такие средства называют подотчетные суммы, а людей - подотчетные лица б) покупатели и заказчики в) прочие дебиторы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Все источники средств предприятия можно подразделить на две группы:

1. ИСТОЧНИКИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

1. Уставный капитал (УК) - совокупность всех видов средств организации, внесенных ее учредителями в момент образования предприятия

2. Прибыль - конечный результат деятельности предприятия, разница между выручкой от реализации продукции, работ и услуг организации и полной ее себестоимостью, включающей в себя затраты по ее производству и реализации.

3. Добавочный капитал - а) разница от переоценки основных средств б) эмиссионный доход в) безвозмездно полученные ценности.

4. Резервный капитал - часть прибыли, предназначенная на выплату дивидендов акционеров в случае нехватки прибыли или при убытках.

5. Бюджетное финансирование - средства, полученные от государства на условиях безвозмездности.

2. ИСТОЧНИКИ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ

1.Кредиты банков (краткосрочные - до 12 месяцев и долгосрочные - свыше 12 месяцев)

 

2.Кредиты (ссуды) прочих физических и юридических лиц (краткосрочные и долгосрочные)

3. Кредиторская задолженность: поставщикам и подрядчикам; персоналу по оплате труда; по страхованию; перед бюджетом; перед учредителям; прочим кредиторам

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Метод бухгалтерского учета - система способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, документальное и взаимосвязанное отражение и контроль средств организации, их источников и хозяйственных процессов.

В этой системе ряд способов, присущих бухгалтерскому учету:

1. Документация – способ первичной регистрации любой хозяйственной операции. Любая хозяйственная операция, имеющая денежную оценку, фиксируется в каком-либо документе.

2. Инвентаризация – способ проверки фактического наличия материальных ценностей на предприятии и сверка их с данными бухгалтерского учета. Пересчет предметов в натуре для приведения в соответствие данных документов с фактическими данными.

3. Оценка – способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета, с помощью которого производится перевод натуральных и трудовых измерителей в денежный. От реальности оценки зависит правильное исчисление себестоимости продукции.

4. Калькуляция - способ денежного определения (подсчета) себестоимости изготовления единицы продукции (выполнения работ, оказания услуг).

5. Бухгалтерские счета – способ вторичной регистрации и группировки объектов учета, с целью текущего контроля за хозяйственными средствами и процессами.

6. Двойная запись – это способ взаимосвязанного отражения хозяйственной операции в одной и той же сумме одновременно на двух счетах по дебету одного счета и кредиту другого.

7. Бухгалтерский баланс – это способ группировки в денежной оценке средств предприятия по видам и источникам образования на определенную дату. Основная форма отчетности организации.

8. Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия; совокупность экономических показателей, характеризующих результаты работы предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.