Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аксиома 7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности

Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

Уменьшить потоки веществ, энергий или информации в зоне деятельности человека можно, уменьшая эти потоки на выходе из источника опасности или увеличением расстояния от источника до человека. Если это практически неосуществимо, то нужно применять защитные меры: защитную технику, организационные мероприятия и т.п.

Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них, все это требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный – с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

Рассмотрим основополагающие понятия и термины, которые используются при изучении «Безопасность жизнедеятельности» как учебной дисциплины.

Воздействие. Термин «воздействие» в разных научных дисциплинах и практической деятельности имеет разное по полноте толкование, зависящее от состава охраняемых объектов, предмета конкретной научной дисциплины, а иногда и от государственно–административной системы управления воздействием.

Чаще всего ограничиваются рассмотрением техногенных воздействий на человека и из всех воздействий разбирают один частный случай воздействия – загрязнение.

Воздействия можно определить как процессы, отношения, действия, в результате которых изменяются природные и социальные системы.

Под воздействием будем понимать любое событие, приводящее к изменениям в состоянии здоровья населения, природной среды, социальных систем или их элементов.

Воздействие в данном случае можно рассматривать как любой возмущающий фактор для рассматриваемых объектов.

Воздействия можно условно разделить на прямые и непрямые.

Оказывающий вредное воздействие фактор может иметь естественное (например, природные катастрофы), техногенное или антропогенное происхождение (повышение уровня загрязнения окружающей среды в результате производственной деятельности, аварий на производстве и т.д.).

Эти воздействия, как и вызываемые ими эффекты, могут иметь различную продолжительность во времени (разовое воздействие, непрерывное, периодическое и т.п.) и различный пространственный масштаб (локальное, региональное, глобальное).

Экологическое воздействие – воздействие, в результате которого изменяется окружающая человека природная среда.

Как следствие этого могут изменяться условия существования человека и общества.

В этом случае можно говорить об экологическом воздействии на человека и общество, которое проявляется через воздействие на окружающую среду.

Так как изменения в окружающей среде происходят под влиянием хозяйственной деятельности, то необходимо дать определение термина «техногенное воздействие».

Техногенное воздействие – воздействие техногенного производства, непосредственно или опосредованно приводящее к изменениям условий жизнедеятельности человека, общества и окружающей среды.

Строго говоря, принятие таких определений, как экологическое и техногенное воздействие, и построенных на их основе критериев, законов, методов и организации управления обязательно требует создания научных, административных структур, обеспечивающих необходимое единство подходов к обеспечению безопасности человека и окружающей среды.

Отметим некоторые различия в определениях экологического и техногенного воздействий. Когда рассматривается воздействие на человека и общество, то, как видно из определений экологического и техногенного воздействия, одно из различий заключается в том, что экологическое воздействие реализуется через изменение окружающей среды, а техногенное воздействие реализуется как непосредственно, так и через изменение окружающей среды.

В то же время экологическое воздействие может не иметь техногенной природы (стихийные бедствия, природные катастрофы и т.д.).

Безопасность. Самое общее определение термина «безопасность» дано в Законе Российской Федерации «О безопасности».

Под безопасностью РФ понимается качественное состояние общества и государства, при котором обеспечивается защита каждого человека, проживающего на территории РФ, его прав и гражданских свобод, а также надежность существования и устойчивость развития России, защита ее основных ценностей, материальных и духовных источников жизнедеятельности, конституционного строя и государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности от внутренних и внешних врагов.


Из этого общего определения безопасности мы выделим более узкое понятие безопасности, которым будем пользоваться в дальнейшем: безопасность есть состояние защищенности человека, общества и окружающей среды от чрезмерной опасности.

В настоящее время такое определение безопасности используется практически во всех высокоразвитых странах, и можно его рассматривать как общепринятое в анализе безопасности.

Однако, это определение не отражает полного взаимодействия объектов и субъектов безопасности. Если имеется субъект А и объект В, то при воздействии А на В безопасностью А будем считать свойство А выполнять некие функции, не осуществляя вредного воздействия на В. Если рассмотреть обеспечение безопасности со стороны В, то безопасностью В будем считать состояние В (защищенность), при котором В может обеспечить функционирование и противостоять воздействию А.

Исходя из вышеупомянутого, под безопасностью жизнедеятельности (жизни и деятельности) понимается состояние защищенности общества, человека и окружающей среды от чрезмерных опасностей в любых условиях обитания и при любых видах деятельности.

Объектами безопасности являются:

– человек и общество;

– окружающая среда, включающая в себя природную среду и антропогенные объекты.

Субъектами безопасности являются:

– государство;

– юридические лица и организации, обладающие правами и обязанностями по обеспечению безопасности;

– другие государства.

Опасность. Под термином «опасность» понимается любой фактор, воздействие которого может привести к неблагоприятному отклонению здоровьячеловека или состояния окружающей среды от их среднестатистических значений.

Природа этих факторов связана как с причинами естественного, природного характера (с природными катастрофами, недостаточными уровнями питания, здравоохранения, образования и т.д.), так и с причинами техногенного характера (с повышенным уровнем загрязнения окружающей среды в результате производственной деятельности, с авариями на производстве и т.д.).

Техногенная опасность – любой фактор техногенного воздействия, который может привести к нарушению жизнедеятельности человека, общества и окружающей среды.

Экологическая опасность – любой фактор экологического воздействия, в результате которого могут произойти изменения в окружающей среде и вследствие этого измениться условия существования человека и общества.

В общем смысле, под чрезмерными опасностями понимают такие уровни воздействия, при которых нарушается состояние среды обитания человека, которое может привести к тяжелым заболеваниям или его гибели, а также к нанесению невосполнимого ущерба окружающей природной среде.

По мнению многих специалистов, с накоплением в 80 –е годы критической массы нового знания, интеллектуального ресурса мир совершил фазовый переход от разумных форм человеческой цивилизации к интеллектуальной революции. При этом появились возможности посредством применения искусственно созданных систем и технологий, получения и использования знаний о высших психических свойствах человека входить в его духовные, интеллектуальные сферы, оказывая позитивное или негативное воздействие.

Человеческий интеллект создал новый, никогда ранее не существовавший на Земле мир радио и телевидения, компьютеров, сверхчистых материалов, лекарств, продуктов. Стало ярко проявляться уникальное свойство интеллекта – чем больше он используется, тем больше воспроизводится.

Наступило время, когда невозможно развиваться дальше, исходя из существующих морально–нравственных ценностей, критериев выживания и способов жизнедеятельности людей, основанных на потреблении материальных благ. Определяющее значение приобретает способность людей производить, накапливать и использовать новые знания. Отсюда резко возрастает внимание к интеллектуальной и психологической безопасности.

С одной стороны, знания, мысль и слово остаются самые взрывоопасным веществом, а с другой – есть немалые опасения в отношении того, что наступающие неконтролируемые изменения в мозговой системе человека могут вызвать потерю психологического равновесия, а также потерю разума и вследствие этого привести к возвращению его на уровень животного.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость перехода с уровня устоявшихся охранительных представлений о безопасности на уровень ее интеллектуального обеспечения. Одной из основных задач такого обеспечения является подготовка другого общества через совершенствование личности, формирование человека безопасного типа, через подготовку компетентного в вопросах безопасности гражданина. Речь идет об изменении сознания, а значит, об изменении общества через системное образование людей в сфере безопасности. Фундаментальное базирование на интеллектуальном ресурсе обосновывается также и тем, что человечество вступает в эпоху новых типов войн: информационных, психологических, концептуальных, смысловых, ресурсных (в том числе интеллектуальных ресурсов).


Учитывая сложные взаимодействия современного мира с его рас-ширившимся спектром опасностей, можно сделать вывод, что безопас-ность жизнедеятельности как учебная дисциплина должна охватывать все стороны жизни и деятельности не только отдельного человека, но и группы людей, объединенных совместной деятельностью.

В нашем университете дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» читается на всех факультетах и всем специальностям.

Основными целями дисциплины являются:

– сформировать у выпускников научное понимание основ обеспечения безопасности жизнедеятельности личного состава и понимание роли человека как основного объекта в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности;

– заложить выпускникам основы знаний и практических навыков, необходимых для успешного решения задач по предупреждению несчастных случаев, поломок, аварий, катастроф и бытового травматизма;

– воспитать у выпускников чувство личной ответственности за обеспечение безопасных условий работы личного состава на боевых постах и рабочих местах, сохранения здоровья и недопущения травм, увечий и гибели подчиненных при несении боевого дежурства, гарнизонной и караульной службы, в процессе эксплуатации вооружения и техники, при проведении хозяйственных работ, спортивных и культурно–массовых мероприятий, занятий по боевой подготовке и в свободное от службы время.

– расширить знания о характере опасных и вредных эксплуатационных факторов и о поражающих факторах при эксплуатации средств электроснабжения, их классификации, об основах обеспечения безопасности технологических и эксплуатационных процессов.

В результате изучения дисциплины выпускник должен быть подготовлен к решению следующих задач:

– подготовка подчиненного личного состава к самостоятельной работе на закрепленных военно–технических средствах и средствах электроснабжения;

– осуществление мероприятий по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний;

– предотвращение поломок, аварий и катастроф на военно–техничес-ких средствах, нанесения ущерба окружающей среде;

– руководство действиями подчиненных в чрезвычайных ситуациях и при эксплуатации средств электроснабжения;

– строгое и точное соблюдение правил и мер безопасности на службе и в быту.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно | Для выполнения указанных задач выпускник должен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.