Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. БЖ - наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания

БЖ - наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания.

Причем скорее не наука, а предмет или дисциплина, причем дисциплина комплексная. Объект изучения науки БЖ – система «Человек-среда обитания»

В основе науки БЖ такие области знаний, как:

 

· экология (включая экологию человека);

 

· физиология человека;

любое воздействие на организм вызывает изменения в функциональном состоянии, а это предмет изучения физиологии человека:

радиация (например, воздействие на живые клетки, на весь организм),

химические вещества и т.д.

 

· психология;

в ЧС лишь

12-25% людей способны действовать адекватно;

50-75% - находятся в состоянии ошеломления и, оставаясь внешне спокойными, они не способны ничего предпринять для собственного спасения;

у 12-25% развиваются истерические реакции и они совершают действия прямо противоположные тем, что необходимо предпринять. Примеры: пожар в Сормовском медицинском училище в декабре 2000 года, трагедия в Минске в мае 1999 года (толпа молодежи спасаясь от грозы бросилась в метро и в давке погибли несколько человек).

Поэтому очевидна необходимость изучения психологических аспектов БЖ.

 

· гигиена;

по определению Покровского гигиена - наука о сохранении здоровья в среде обитания. Среда обитания человека очень разнообразна - отсюда гигиена труда, гигиена ОС, школьная гигиена и др.

 

· ноксология (наука об опасностях)

· гуманитарные науки (социология), в науке БЖ раздел «Опасности социального характера»)

· эргономика и физиология труда;

эргос – труд,

номика – наука (греч.), эргономика – наука о труде. Вопросы сохранения здоровья в процессе труда.

· а также отдельные разделы физики, химии, математики.

Теоретический базис БЖ – экология (экология человека).

Предмет БЖ изучается с 1991 г. в школах, с 1995 г. - в ВУЗах.

Опасности. Угрожали человеку всегда, с момента появления его на Земле.

Опасность (или опасный и вредный фактор) - это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека.

Повышение безопасности своей жизнедеятельности – один из ведущих мотивов деятельности людей с начала развития цивилизации.

 

1) Сначала появились естественные опасности (природные):

дикие и ядовитые животные и растения,

температура,

солнечная радиация,

стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы и т.д.).

 

Примеры: гибель городов Помпеи и Геркуланум в результате извержения Везувия (Брюллов «Последний день Помпеи»). Из Библии – всемирный потоп, Содом и Гоморра, Иерихон (перед землетрясением в Спитаке слышался гул, возможно, что «иерихонские трубы» - тот же гул, предвестник сильного землетрясения, в результате которого и рухнули иерихонские стены).Атлантида и др.

 

 

2) Техногенные опасности. Постепенно в естественной, природной среде возникла новая, особая среда –ТЕХНОСФЕРА – искусственная среда обитания человечества. Человек отгородился от природы, пытаясь защититься от опасностей, но количество опасностей не уменьшилось, а увеличилось. Появились опасности созданные самим человеком, его активной научно-технической деятельностью, т.н. антропогенные опасности (Чернобыль- крупнейшая антропогенная катастрофа в истории планеты).

 

Риск - количественная мера опасности. Можно рассчитать математическим путем какова вероятность того или иного события, связанного с гибелью или болезнью.

 

Риск= Кол-во жертв (чел.) / Кол-во лет (в годах) х численность населения

 

Пример: Количество наркоманов в Н.Н. за десять лет – 180000 чел.

Численность населения в Н.Н. – 1200000 чел.

 

Риск стать наркоманом в Н.Н. равен

180000 чел./ 10 лет х 1200000 чел.= 0,015 х 100% =1,5%

 

Это в среднем, а для отдельных возрастных групп (например от 16 до 26 лет) этот риск значительно выше.

Объект изучения науки БЖ. Это сложная система отношений, включающая в себя следующие элементы: общество, человек, техника, природная среда. Эта система включает в себя несколько сфер: социосфера – социальная сфера общества, биосфера (оболочка Земли, состоящая из совокупности живых организмов, веществ, их составляющих, а также среды их обитания), техносфера (искусственная среда обитания человека).

Классификация негативных факторов в системе «Человек – среда обитания».

- Физические факторы (электромагнитные поля и излучения, электрический ток, шум, вибрация и др.),

- Химические факторы. Могут оказывать на организм:

а) токсическое действие (угарный газ, свинец и др.)

б)раздражающее действие (хлор, аммиак …)

в)сенсибилизирующее действие, то есть вызывают аллергические реакции (формальдегид),

г)канцерогенное действие (бензапирен, содержащийся в выхлопных газах),

д)мутагенное действие (радиоактивные вещества).

- Биологические факторы (воздействие макроорганизмов, например укус собаки, и воздействие микроорганизмов).

- Психофизиологические. Их делят на физические перегрузки и нервно-психические перегрузки.

Физические перегрузки бывают статическими (работа в неудобной позе) и динамическими (подъем и перенос тяжестей). Нервно-психические перегрузки может испытывать человек в процессе трудовой деятельности (труд операторов сложных систем управления).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реляционная модель данных. Ядром любой модели базы данных является модель данных | Виды измерителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.