Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Додарвиновский период

История эволюционных учений. Додарвиновский период

Лекция 2.

Якутск, 2012

Винокуров В.Н.

Тезисное изложение лекций

 

 

Ведущий преподаватель:

проф. Кафедры общей биологии

 

 

 

 

Историки теории эволюции (Завадский, 1973) выделяют следующие основные этапы развития эволюционной теории:

1. Додарвиновский период

2. Возникновение теории Ч.Дарвина

3. Последарвиновский период развития эволюционной теории:

1 этап. Всеобщего признания эволюционной теории –1859-1864

2 этап. Возникновение эволюционной биологии - 1865-1900

3 этап. Развитие генетического антидарвинизма - 1900-1920

4 этап. Развитие популяционной экологии и систематических исследований микроэволюции - 1930-1940

5 этап. Развитие положений СТЭ - 1940-1955

6 этап. Современный период развития ТЭВ - 1955-1998

 

 

Этот период в качестве одной из основных задач естественной науки занимала проблема объяснения органической целесообразности. Факты целесообразности в строении организмов и всеобщей “гармонии” в их взаимоотношениях с окружающей средой занимали умы человечества с незапямятных времен.

1. Основатель теологии – древнегреческий философ Анаксагор (500 – 428 гг.д.н.э) писал, что всё сущее развилось из первоначального хаоса под управлением высшего разума. Поэтому вся целесообразность организации человека и живой природы создана богом и его творческой силой. Каждый организм имеет в природе определенное место и свою цель сотворения. Взгляды Анаксагора развивал Платон(427-347 гг. д.н.э) -, мыслитель, оставивший глубокий след в философии и науке, который представлял окружающий мир как совершенно не изменяющуюся реальность. Он дал изначальную точку зрения о неизменности окружающего органического мира, о неизменной сущности видов.

В эпохи средневековья и возрождения, вплоть до середины XIX в. Вв естествознании, в том числе и биологии господствовали метафизические воззрения о том, что все предметы и явления природы являются созданными изначально, закончены в совершенстве нематериальными силами. Всякие идеи о развитии отрицались. В биологии первенствовала идея о постоянстве видов. Все особенности строения и функции организмов считались их изначальным свойством, проявлением мудрой предусмотрительности творца.

Крупнейшим достижением этого периода было создание основ современной систематики животных и растений.

Готфрид Лейбниц на основе телеологической концепции ввел в науку принцип: «Природа не делает скачков» и разработал «лестницу существ», согласно которой бог создал организмы согласно вечно существующим ступеням усложнения и расположил по ней всех животных по мере усложнения строения.

Развивались и эмбриологические исследования, в которой преобладали идеи преформизма. Так, Ш. Боннэ утверждал, что первая женщина Ева уже содержала в своих яичниках зачатки всего будущего человечества.

Выдающийся палеонтолог и морфолог XVIII-XIX в. Ж.Кювье для доказательства природы происхождения ископаемых животных создал «теорию катастроф», согласно которой акты творения богом живой природы были неоднократны. Он создал так наз. Принцип условий существования, согласно которому вся организация живых существ создана богом ради этих условий. Поэтому он считал, что целью науки является изучение функций органов, понять для чего данный орган существует и с какой целью он создан. Он также считал, что все органы взаимосвязаны друг с другом, и путе взаимовлияния они образуют единую систему организма для достижения одной конечной цели совершенствования своей структуры.

2. В то же время существовали альтернативные взгляды других древнегреческих философов, которые считали, что бог никак не мог создать бесчисленное разнообразие органических форм. Они писали о том, что все организмы изменяемы, также как и сама природа. Такие взгляды высказывал, например, Гераклит Эфесский (544-483 гг.д.н.э.). Этот ученый ввел в науку стихийно-материалистическое понимание о природе, четкое представление о том. Что в природе всё постоянно изменяется и находится в постоянном движении: «Всё течет и всё изменяется», «всё находится в постоянном возникновении и исчезновении по вечно повторяющемуся замкнутому кругу». Он учил, что всякое изменение есть результат борьбы. «Всё возникает через борьбу и по необходимости».

Стихийно – материалистическое представления Демокрита во времена метафизического периода развития естественных наук были забыты. И только начиная с конца ХУ111 – начала Х1Х вв. стали развиваться в исследованиях многих естествоиспытателей.

В Х1Х веке в области сравнительной морфологии франц. ученый Э.Ж.Сент-Илер развивал идею трансформизма. Он считал, что организация любого живого существа есть результат его изменений и преобразований. Этот ученый развивал мысли о том, что организмы развиваются по единым планам строения, и это доказывает факт единства их происхождения.

В эмбриологии идеи стихийного материализмы были поддержаны К.Ф.Вольфом, разработавшим теорию эпигенеза.

В систематике начала XIX в. развивалась идея об изменяемости видов.

Важным достижением науки первой половины XIX в являлось создание клеточной теории.

Развитию эволюционных идей способствовали и другие достижения в естествознании, такие как создание первой теории о происхождении Земли и солнечной системы (И.Кант,1755), теории изменяемости земной коры (Ч.Лайель,1831), закон развития человеческого общества (К.Маркс, Ф.Энгельс)

3. Существовало и третье – промежуточное направление, которую придерживался знаменитый философ и ученый Аристотель(384 – 322 гг.д.н.э). Он по своим мировоззрениям был дуалистом. Он признавал, что всё в природе подчинено цели самоусовершенствования, которая была поставлена высшим разумом. Эта цель органически связана с природой и не может существовать вне её. Она является первой причиной всех присходящих в природе явлений. Все организмы в своем развитии стремятся достигнуть эту цель и поэтому идет их неуклонное развитие и совершенствование. Представления Аристотеля имели значение в развитии науки весьма долгое время, примерно до середины Х1Х столетия. В ХУ111 в. одной из центральных фигур был Готфрид Лейбниц – автор известной «лестницы существ». Этот ученый известен тем, что признавал абсолютную непрерывность явлений природы - «Природа не делает скачков», преобразования идут медленно и постепенно согласно предустановленной гармонии, предусмотренной богом при создании мира.

Таких же сходных взглядов с Аристотелем придерживался и создатель первой эволюционной теории Ж.Б.Ламарк, который признавал внутреннюю целеустремленность организмов к самоусовершенствованию и саморазвитию. В результате этого достигается установленная творцом гармония природы – «особый естественный порядок».

 

Материалистические представления могут быть разделены на две группы: механистические и диалектические. Механистическое направление исходит из того, что природа состоит из множества элементов, каждое из которых имеет свое особое качество. При столкновении и взаимоотношениях различных элементов с разными качествами образуются новые формы материи с новыми качествами. Такие взгляды придерживались ряд древнегреческих философов, а также французские философы – материалисты. В биологии особо ярко механистические представления проявились в начале ХХ века в исследованиях ранних генетиков, отрицавших творческое значение отбора, придававших ему роль метла или сита (решета) отсеивающего нежизнеспособные комбинации генов.

Эта проблема нашла свое окончательное разрешение только в середине ХХ столетия с появлением т.наз. синтетической теории эволюции (СТЭ).

 

Основные концепции в естествознании
Теологические Телеологические Материалистические
Механистические Стихийно- материалистические
Анаксагор Аристотель Эмпедокл(485-425 гг.д.н.э.) Тит Лукреций Кар(95-55гг.д.н.э) Гераклит
Платон Ламарк Французские философы –материалисты: Ламетри, Дидро, Бюффон и др. Ж.Сент-Илер
Ж.Кювье   Ч.Дарвин
К.Бэр

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебно-методический комплекс | Измерение информации. Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует ее и выявляет существенные закономерности с помощью мышления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.