Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этическая ответственность социальных работников перед клиентами

 

Хотелось бы выделить основные этические стандарты социального работника, которые могут послужить подспорьем каждому занимающемуся социальной работой. У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР. К главным его положениям относятся:

· быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;

· делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;

· уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

· в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

· служить своей профессией на благо окружающим.

К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:

1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.

2. Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника.

3. Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.

4. Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.

5. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.

6. Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления /при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования/.

7. Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.

8. Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.

9. Информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной.

Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:

1 Интересы клиента всегда должны быть на первом месте.

2. Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки.

3. Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды.

4. Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу.

5. Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой.

6. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента.

7. Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.

8. Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения".

9. Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

По-настоящему не существует серьезных социологических или психологических исследований характера отношений "социальный работник – клиент" и основанных на базе этих исследований практических рекомендаций. Однако есть уникальная в своем роде повесть " Тяжелый день", опубликованная на русском языке в журнальном вариантев "Иностранной литературе" N 4/1991. Автор Дердь Конрад – венгерский писатель, много лет проработавший инспектором опекунского ведомства /венгерский вариант социальной службы/ в густонаселенном районе Будапешта и знающий социальную работу "изнутри". Повесть написана от первого лица. Психологические зарисовки, сделанные писателем, способны посрамить некоторые учебные пособия по социальной работе.

"За десять лет я, должно быть, не менее тридцати тысяч раз произнес: "Садитесь, пожалуйста"... Клиенты ко мне приходили по крайней необходимости, ища помощи. У большей части из них беда была тяжелой и плотной, как гранитный валун, всеохватной и неизлечимой – так, во всяком случае, казалось мне в этой комнате, где фразы вроде: "Поверьте, это такая боль", или "Не могу, не могу больше", или "Выхода нет. Погибаю", – так же естественны и повседневны, как пронзительный визг на аттракционе "американские горки". А расспросы мои напоминали скорее тот вариант хирургического вмешательства, когда врач спешит зашить только что вскрытый орган, не трогая опухоли».

К.Дердь от имени своего героя описывает душевные переживания работника, ведет сквозь лабиринт событий, раздумий, уместившихся в один-единственный день. Он заканчивает и повесть, и раздумья длинным монологом, суть которого в последних фразах: "Однако тем временем я жду своих клиентов... пусть приходят те, кто не способен жить с другими людьми в согласии... пусть приходят кто хочет: один из нас будет говорить, другой - молчать; по крайней мере мы будем не одиноки".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровни взаимоотношений социального работника и его клиента | Чертежи разъемных соединений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.