Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема лекции: Административное право РК (предмет, метод, источники, понятие административно-правовых отношений, их виды и особенности)




1. Административное право Республики Казахстан.

2. Организация государственного управления.

3. Административная ответственность.

4. Административные правонарушения, его отличие, меры административного принуждения, пресечения.

Административное право - это отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Субъекты административного права – органы исполнительной власти и их должностные лица: а также граждане и организации, поведение и деятельность которых является объектом административно-управленческого воздействия.

Административное право, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом, относится к наиболее фундаментальным отраслям права. Слово «администрация» на латинском языке означает управление. Поэтому административное право нередко определяют как право управления, или управленческое право.

Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право как самостоятельная отрасль правовой системы Республики Казахстан призвано регулировать особую группу общественных отношений. Административно-правовое регулирование теснее всего связано с активным государственным вмешательством в общественную жизнь. Главная особенность этих отношений состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, те есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти РК. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права. В условиях реформирования казахстанского общества методы административного, командного властвования все больше уступают гражданско-правовым средством. Вместе с тем предполагается, что административно-управленческий подход и впредь останется доминирующим во внутренней сфере командно-правовых отношений. Но и здесь он будет претерпевать изменения даже уступая некоторые свои позиции по мере углубления процессов демократизации общества.

Административное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в процессе организации и функционирования исполнительной власти, в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Наука административного права выявляет и изучает общие закономерности административно-правового регулирования общественных отношений, раскрывает их сущность, обобщает и распространяет практику применения норм административного права. Она также изучает правовой статус субъектов и объектов государственного управления, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, сущность административного процесса, разрабатывает научные проблемы, связанные с совершенствованием отдельных административно- правовых проступков, споров, общего, отраслевого и межотраслевого управления.

Источники административного права – это правовые формы выражения норм права, регулирующих общественные отношения, которые складываются в сфере исполнительно-распорядительной деятельности субъектов административного права.

Наиболее важными из них являются Конституция РК; Закон от 10 декабря 1993 г. «О Местных представительных органах РК»; Указ Президента от 9 июня 1993 г. «Об упорядочении системы центральных органов исполнительной власти; Указ Президента, имеющий силу конституционного закона от 18 декабря 1995 г. «О правительстве Республики»; Закон от 27 октября 1993г. «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» и т.д.

Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны, выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Административно-правовые отношения классифицируются по различным критериям. К ним, прежде всего, относится юридическая возможность субъектов исполнительной власти практически осуществлять управляющее или упорядочивающее воздействие на те или иные объекты.

По юридическому характеру взаимодействия участников административно-правовых отношений выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления.

Горизонтальными признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них соответственно отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой.

По составу участников правоотношения могут быть внутриаппаратными и внеаппаратными. В первом случае обязательный субъект вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами, служащими). В основе данных правоотношений лежат административно-правовые нормы, определяющие систему органов исполнительной власти, компетенцию, формы и методы внутриаппаратной работы. Во втором случае обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.

Следовательно, административно-правовые отношения имеют ряд особенностей:

o складывающиеся преимущественно в сфере государственного управления. Обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства, государственным и муниципальным управлением:

o одной из сторон в этих отношениях всегда выступает субъект административной власти. Это орган государственного управления, наделенный полномочиями выступать от имени государства, то есть субъект, наделенный государственно-властными полномочиями, общественное объединение. Если сторонами правоотношения являются два государственных органа, то их взаимные права и обязанности:

· в одних случаях носят характер подчиненности или подконтрольности (руководство настоящим органом или проведение ревизии);

· в других случаях субъекты выступают как равноправные стороны.

· могут чаще всего возникать по инициативе одной из сторон третьего лица, так и против воли одной из сторон;

· споры между сторонами административно-правовых отношений разрешаются, как правило, в административном порядке или в упрощенном судебном порядке, то есть уполномоченные на то органы или должностные лица сами, без обращения в судебные органы, решают споры;

· к качестве санкций, применяемых к сторонам административно-правовых отношений за нарушением ими своих прав и обязанностей, как правило, применяются меры административной или дисциплинарной ответственности, то есть случае нарушения административно-правовой нормы, нарушитель несёт ответственность перед государством. Однако в установленных законодательством случаях административно-правовые отношения защищаются и в судебном порядке.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Основные черты административного правонарушения:

- Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях, следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение

· уголовной ответственности – преступление;

· дисциплинарной – дисциплинарный проступок;

· материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания, а:

· за преступления – уголовные наказания;

· за дисциплинарные правонарушения – дисциплинарные взыскания;

· материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов государственного управления и должностными лицами, а:

· уголовные – только судом;

· дисциплинарные – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенций;

· меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в отдельных случаях – в административном порядке.

Административные взыскания налагаются органами государственные управления и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей:

· применение административного взыскания не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы;

· меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Основная особенность административной ответственности состоит в том, что её основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Согласно статье 9 Кодекса КазССР «Об Административных правонарушениях» административным нарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

· антиобщественность;

· противоправность;

· виновность;

· наказуемость.

Отличие административного правонарушения.

Необходимо отметить, что разграничение административных проступков от иных правонарушений является одной из первоначальных и весьма важных задач органа государственного управления и должностного лица, применяющего нормы законодательства.

По основному, материальному признаку – степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на:

· преступления

· проступки

Преступление в отличие от административного правонарушения обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется:

· объектом посягательства;

· характером деяния;

· способом его совершения;

· наступившими последствиями (размер ущерба);

· мотивом;

· целью;

· формой вины;

· юридическими признаками лица, совершившего правонарушение и др.

Формальный признак положен в основу разграничения преступления от административного проступка, характера их противоправности и наказуемости.

Преступление – деяние, запрещенное уголовным законом, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание.

Административное правонарушение – деяние, предусмотренное нормами административного права, содержащимися как в законе, так и в подзаконных нормативных актах, за которое установлена административная ответственность.

Меры административного принуждения – понятие далеко не однородное, а сложное, слагающееся из совокупности административно-правовых средств принудительного воздействия, которые применяются уполномоченными на то субъектами правоприменения в целях охраны правопорядка.

Основанием применения административного принуждения является совершение административного правонарушения или наступления особых условий, предусмотренных правовой нормой, например, эпидемии, эпизотии, стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, все меры можно разделить на три группы:

- Административно-предупредительные меры (применяются в целях принуждения, а также обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях.)

- Меры административного пресечения (применяются в принудительном порядке прекратить противоправные действия и предотвратить их последствия). К ним относятся:

· административное задержание (краткосрочное ограничение личной свободы лица);

· изъятие имуществ у лиц, нарушающих те или иные правила (холодного оружия, печатей, штампов), если нет разрешения на владение ими;

· применение оружия работниками полиции (при защите граждан от нападения, при освобождении заложников);

· запрещение эксплуатации неисправного автотранспорта, техническое состояние которого, угрожает безопасности движения;

· принудительное лечение больного алкоголизмом, наркомании;

· привод.

Виды административных взысканий. За совершение административных правонарушений к физическому лицу могут применяться следующие административные взыскания:

§ предупреждение;

§ административный штраф;

§ возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

§ конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, доходов, денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения;

§ лишение специального права;

§ лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий;

§ приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя;

§ принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения;

§ административный арест;

§ административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

Предупреждение, административный штраф и административный арест могут применяться только в качестве основных административных взысканий.

Лишение специального права, предоставленного гражданину или юридическому лицу, лишение или приостановление действия лицензии (специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства), приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, а также административное выдворение иностранцев или лиц без гражданства могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, конфискация, принудительный снос возведенного строения могут применяться только в качестве дополнительного административного взыскания.

Предупреждение состоит в официальной даче органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административное взыскание, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предостережении физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф (далее - штраф) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях особенной части административного кодекса, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законодательным актом, действующим на момент наложения административного взыскания.

В случаях, предусмотренных в статьях особенной части административного кодекса, размер штрафа выражается в процентах от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного законодательными актами Республики Казахстан, а также от суммы операции, проведенной с нарушением норм законодательства Республики Казахстан.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой месячного расчетного показателя, штрафа, налагаемого на должностное лицо, - менее пяти месячных расчетных показателей, а штрафа, налагаемого на юридическое лицо, - менее двадцати месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать двухсот месячных расчетных показателей, на должностное лицо - четырехсот месячных расчетных показателей, на юридическое лицо - двух тысяч месячных расчетных показателей.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

Конфискация предметов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, а также доходов, денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.