Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование основных математических понятий в дочисловой период с учетом коррекционно - развивающих технологий

Направления исследований

Групповые структуры

2 элемента: композиция (состав П проф возр), разновидности структур. Каждый параметр м принимать разное значение в зависимости от рассмотрения конкретных гр. Структура: межличностных отношений, власти, коммуникаций.

1. Структура межличностных отношений выяснение положения индивида в гр – статус, позиция. Роль - динамический аспект статуса, fии, которые выполняет, меняется с течением времени. П семья. Групповые ожидания, член группы воспринимается и оценивается другими людьми. От каждой роли ожидается не просто выполнение f, но и качество их выполнения, через ожидания контролируется деятельность. Групповые нормы – эталоны должного, правила, выработанные и принятые гр – регуляторы. Нормы связаны с ценностями, т. к. правила формируются на основе принятия или отвержения значимых явлений. Признание значимости разных ценностей для гр жизнедеятельности, их соотношение с ценностями общества. М понять отношения индивида с гр, если выявить – какие нормы он выполняет, какие цсти принимает и почему. Как соотносятся соц, гр, и лн-е ценности. Группой по отношению к индивиду применяются санкции: поощрительные и запретительные, нужны. Чтобы обеспечить соблюдение норм.

2. Структура власти. Не в политическом смысле, а в отношении распределения руководства и подчинения. Формы власти: награждающая, принуждающая, экспертная, информационная.

3. Структура коммуникаций отражает распространение инфо в гр.

Классификация малых групп

Ч. Кули первичные (непосред-е контакты) и вторичные Сейчас неважно.

Формальные (четко заданы все позиции, роли предписаны нормами, есть структура власти. Неформальные м б внутри форм-х, м возникнуть самостоятельно. Сейчас форм и неформ структура гр, т к сложно отделить.

Референтные и гр членства. Реф Г. Хаймен гр в которые индивиды не включены реально, но нормы которых разделяют. Нужна чку как эталон сравнения своего поведения с ней и оценки. Др-е значение – значимый круг общения, м возникать внутри гр членства. Важно для прикладных исследований.

 

1. Социометрическое. Морено исследовались эмоц контакты.

2. Социол Э. Мэйо хотторнские эксперименты. Открыта потребность чувсвовать себя принадлежащим гр. Неформ-я структура в форм.

3. Школа гр динамики. Какова природа групп, каковы условия их формирования, взаимосвязь м/у членами гр, условия успешного функционирования. Сплоченность, нормы, лидерство.

НО зд не анализировалось содеожание гр д-сти, соц контекст.

 

 

…….

2 задача Систематизировать и пополнить знания и умения, которые необходимы для перехода к изучению чисел

2.1 Обобщить умения сравнивать предметы по различным признакам (цвету, размеру, форме, массе и т.д.)

Дети должны понимать, что сравнить предметы это значит узнать, что в них общего, что их отличает. Обучение приему сравнения происходит в несколько этапов еще в дошкольном возрасте:

На 1 этапе дети осознают смысл операции сравнения, практически учатся анализировать сравниваемые предметы и выделять в них признаки сравнения

На 2 этапе дети учатся использовать прием сравнения для решения различных задач. На этом этапе полезно использовать игры «Составь узор», «Магазин», «Что изменилось» и др.

На 3 этапе прием сравнения становится необходимым условием логических умений, то есть дети используют его для познания действительности

У детей с ЗПР процесс ознакомления с признаками предметов имеет свои особенности. Например, при формировании представлений о размерах большое значение имеет определенная последовательность действий, в которой эти признаки следует изучать. Для первых уроков по формированию то или иного понятия нужно подобрать дидактический материал, предметы, которые отличаются одним признаком. Причем этот признак должен выступать контрастно, другие признаки одинаковые. Например, две одинаковые по ширине, красные ленты, но одна длиннее другой. Для последующих уроков подбираются предметы, отличающиеся друг от друга по двум признакам, трем признакам и т.д. Уточнение и формирование признака должно происходить на различном материале, натуральных предметах. Далее учащиеся должны в своей практической деятельности (лепка, обводка, рисование, раскрашивание и др.) воссоздать предметы с определенным признаком. Наконец, закрепить знание о признаках в естественных условиях. Материализованные действия по выявлению признака осуществляются неоднократно. Далее учащиеся сравнивают предметы по представлению. Таким образом, при знакомстве учащихся со сравнением предметов по различным признакам происходит постепенный переход от действий с предметами к умственным действиям как механизму рассуждений.

По программе Н.Б.Истоминой целенаправленная и систематическая работа по формированию приемов умственных действий (и приема сравнения) начинается с первых уроков при изучении темы «Признаки предметов». Учитывая опыт ребенка, и опираясь на имеющиеся у него представления, учитель предлагает задания на выявление различных признаков предметов: форма, цвет, размер и т.д. В результате дети осознают, что любой объект можно рассматривать с различных точек зрения, опираясь на одни свойства, абстрагируясь от других. В этой же теме начинается работа по формированию у учащихся представлений об измерении, соответствии, правиле, зависимости Для этой цели используются всевозможные интересные задания.(См. М-1 Н.Б.Истоминой).

Включение таких заданий в первые уроки позволяет не только организовать деятельность детей по выявлению признаков предметов, но и способствует созданию комфортных условий для активной работы на уроке каждого ребенка в соответствии с его способностями и опытом, имеющимся у него.

2.2 Важнейшее значение приобретает формирование умения сравнивать две группы предметов, выясняя, в какой из них предметов больше, меньше, столько же и во второй группе без счета- образованием пар, атакже с помощью счета предметов.

Смысл отношений «больше», «меньше», «столько же» дети усваивают на основе проведения большого числа разнообразных упражнений. Эти понятия трудны для детей с ЗПР и сознательное овладение ими возможно только при обязательной работе каждого ученика с предметами и другим дидактическим материалом. Практически соответствие между предметами двух групп может быть установлено различными способами.

· Наложением

· Приложением

· Соединением стрелками

Получением пар и т.д. (См. Н.Б.Истомина Методика обучения математике в начальных классах, с.14-15).

Важно, чтобы с самого начала при выполнении этих упражнений отношения «больше» и «меньше» рассматривались во взаимосвязи. После рассмотрения, каких предметов «больше ли меньше», необходимо рассмотреть различные способы уравнивания групп предметов: добавить недостающий предмет, убрать лишний.

2.3 Целенаправленно и систематически необходимо вести работу по обучению детей умению считать предметы

Для сознательного, уверенного владения операцией счета необходимо:

· Знать название и последовательность чисел натурального ряда

· Уметь правильно соотносить числа и предметы в пересчитываемой группе

· Понимать, что последнее из названных при счете предметов числительное дает ответ на вопрос «Сколько?»

· Уяснить, что количественный счет не зависит от направления

(См. Н.Б.Истомина Методика обучения математике в начальных классах, с.13-21).

В специальной отработке нуждается умение пользоваться порядковыми числительными и определять с их помощью порядковый номер того или иного предмета при счете. Важно, чтобы учащиеся, что порядковый номер числа зависит от направления, в котором проводится счет.

2.4 Систематизация знаний детей связана с уточнением элементарных умений ориентироваться на плоскости, в пространстве, во времени.

Для развития пространственных представлений учащихся не следует отводить специальные уроки. Вся система учебной и воспитательной работы в 1 классе должна быть направлена на развитие пространственных представлений детей. Уже в первый день рассаживая детей за парты, учитель организует беседу, которая позволяет выявить и уточнить пространственные представления детей.

Например,

-Запомните каждый свое место за партами в классе

-Посмотрите, близко или далеко вы сидите от учителя?

-Кто сидит сзади?

-Запомни, впереди сидит …

- Посмотрите, кто сидит справа, слева и т. д.

Далее учитель намечает, какие пространственные представления будут уточняться и ведет работу по их формированию.

2.5 В подготовительный период необходимо обобщить представления детей о некоторых геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник и др.) Учить узнавать их, моделировать из них узоры, орнаменты, бордюры, использовать в качестве счетного материала.

Таким образом, в подготовительный период в поле зрения учителя должно в комплексе находиться несколько важных направлений работы, связанных с систематизацией и обобщением знаний учащихся,которые необходимы для перехода к изучению чисел.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Малая группа | Болезни органов дыхания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.