Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста




План

ИПМ 9. Результативность опыта (раскрыта в критериях ППО).

Приложение к опыту работы:

  • алгоритм подготовки к занятию;
  • алгоритм проведения занятий и других видов деятельности;
  • конспекты занятий;
  • планы учебно-воспитательной работы с детьми;
  • продукты детской деятельности;
  • фотографии;
  • аудио-видео-записи;
  • дидактический материал;
  • публикации в СМИ;
  • выступления на методических мероприятиях;
  • педагогическая диагностика;
  • рабочая программа;
  • план кружковой работы с детьми;
  • и т.д.

 

1. Актуальность и задачи психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста.

2. Психологическая диагностика как часть общей системы диагностики детей дошкольного возраста.

3. Содержание психодиагностической деятельности педагога-психолога ДОУ.

4. Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ.

5. Организация психологического обследования ребенка.

6. Научные основы разработки диагностической программы.

 

1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии.

Вместе с тем организация психолого-педагогического обследования дошкольников требует научного понимания возрастной диагностики психического развития, разработки принципов отбора методик для психолого-педагогического обследования ребенка, а также параметров оценки психического развития. Эта проблема возникла в связи с тем, что во многих странах мира теория и практика в области диагностики психического развития ребенка сводится к традиционным принципам и методам, ориентированным на тестирование.

Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого внимательного отношения и изучения. Однако в нашей стране в силу многих причин он не может быть положен в основу диагностики психического развития детей. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, является глубокое расхождение в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов.

В настоящее время в области психолого-медико-педагогической диагностики отечественные исследователи применяют комплексное возрастное изучение ребенка с учетом его социальной ситуации развития.

Современные методы обследования с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Данные дифференциально-диагностические методики имеют личностно ориентированную направленность и предполагают проведение социально-психологического анализа условий жизни и развития ребенка. Это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить его в коррекционное обучение.

С этой целью выделяются конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей:

• раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

• выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени тяжести этого нарушения;

• выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);

• определение условий воспитания ребенка;

• обоснование педагогического прогноза;

• разработка индивидуальной программы коррекционной работы;

• организация коррекционной работы с родителями и детьми.

В отечественной специальной психологии дифференциальная диагностика строится на основе комплексного психолого-педагогического и клинического изучения ребенка.

Специфика психолого-педагогического обследования заключается в системном анализе явлений детского развития. Это изучение социальной ситуации развития ребенка, рассмотрение иерархии деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного рассмотрения их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа, без учета закономерностей онтогенеза в целом.

Процесс психического развития ребенка рассматривается в системе понятий Л. С. Выготского: источник, движущие силы развития и условия воспитания. Такой подход отражает специфику психического развития человека как индивида по своей природе социального, активного и деятельностного.

Общеизвестно, что психическое развитие ребенка есть единство биологического и социального факторов. На каждом возрастном этапе усвоение им человеческого опыта происходит различно, что в известной мере определяется степенью биологического созревания. На каждом возрастном этапе сочетание биологического и социального изменяется, вступает в новые взаимоотношения, что находит свое выражение в сочетании уровней физического и психического развития.

Психическое развитие ребенка и становление его личности теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. Таким образом, возникает необходимость анализа всех его представлений об окружающей действительности. Значение оптимальных способов организации активности ребенка взрослым нередко превосходит роль природных способностей, и, напротив, самые благоприятные предпосылки могут остаться нереализованными при отсутствии адекватных форм организации самостоятельной деятельности и общения ребенка.

Итак, основной подход генетической теории, определяющей стратегическую линию разработки многих практических вопросов, состоит, исходя из положений прикладной детской психологии, в осуществлении контроля за ходом и содержанием, а также за условиями психического развития ребенка и в оказании помощи по организации оптимальных форм его деятельности и общения.

Под психологической диагностикой понимается психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью:

• выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении;

• определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

• диагностики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ и др.

При этом квалифицированная психологическая диагностика должна иметь:

1. Теоретический аспект (концептуальный и методологический аспекты изучения детей с нормальным развитием, детей с отклонениями в развитии и т. д.).

Особенное внимание при этом следует акцентировать на следующих принципах психолого-педагогической диагностики.

• Принцип целостного, системного и комплексного изучения ребенка.

• Онтогенетический принцип.

• Принцип учета структуры нарушения, взаимосвязей между первичным, вторичным и третичным дефектами в развитии ребенка.

• Принцип учета зон актуального и ближайшего развития ребенка.

• Принцип динамичного изучения.

• Принцип качественного и количественного анализа данных исследования.

2. Методический аспект (использование системы методик для диагностики эмоционально-волевой, познавательной сферы личности ребенка, общения со сверстниками и взрослыми и применение методик, валидных для детей определенной возрастной группы, с нормальным и нарушенным развитием).

3. Практический аспект (учет особенностей предъявления стимульного материала и инструкций по отношению к детям разного возраста, пола, имеющих или не имеющих отклонения в развитии; умение по-разному моделировать организационные условия проведения эксперимента, учитывая индивидуальные особенности детей; удобство, простота и портативность применяемых методик диагностики).

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще педагогическую и медицинскую.

Цели и задачи психодиагностики индивидуальны для каждого ДОУ, но они должны быть направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника. Следовательно, предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Существуют две основные ситуации, когда психологическая диагностика необходима:

1. Сам психолог в процессе наблюдения, бесед с детьми обнаруживает особенности поведения и развития детей, требующие углубленного изучения.

2. Запрос исходит от педагогов, родителей, администрации ДОУ.

Другими словами, психодиагностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 55 п. 4) определяется свобода выбора специалистами и педагогами методов и материалов в работе с участниками образовательно-воспитательного процесса. Определенные ограничения вносит программа, по которой работает конкретное ДОУ. Но далеко не во всех образовательных программах имеется перечень необходимых диагностических методик. Наиболее четко диагностическая система прописана в программе «Развитие». Но и здесь возникает проблема — дифференциация методик педагогической и психологической диагностики. Чтобы исключить дублирование, целесообразным представляется разделение: психолог занимается в большей степени диагностикой личностных особенностей детей, а педагог — выявлением уровня познавательного развития.

На практике диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу родителей, воспитателей и администрации ДОУ и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования родителей и воспитателей, психокоррекции и психотерапии, организации работы психолого-педагогического консилиума и педагогического совета ДОУ (особенно в начале и в конце учебного года).

При заключении договора между ДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности, являющийся, по сути, основным в работе ДОУ.

По мнению Т. Д. Марцинковской, предметом психодиагностики в ДОУ являются:

- индивидуально-возрастные особенности детей,

- причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Система психодиагностической работы строится следующим образом:

1. Вариант осуществления плановой диагностики.

А. В начале учебного года (а по запросу администрации можно и в конце учебного года) психолог проводит экспресс-диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп, кроме подготовительной. Наиболее приемлемым методом при экспресс-диагностике является метод экспертных оценок, который экономичен и показателен.

Б. На его основе и анализе педагогической диагностики психолог проводит углубленную диагностику с детьми, предположительно имеющими проблемы в личностной сфере. Такие дети обычно и составляют «группу риска». На основе углубленной диагностики строится коррекционно-развивающая работа.

В. Диагностическое обследование детей подготовительной группы проводится по всем критериям и изначально является углубленным. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность оказать дополнительную помощь дошкольникам с низким уровнем готовности к обучению в школе.

2. Вариант:

В случае запроса родителей и педагогов диагностическое обследование включается в процесс консультирования.

3. Вариант:

Диагностическое обследование также проводится в ходе проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Для решения поставленной психологической проблемы детский практический психолог должен обозначить содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего, оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий:

- дети,

- родители (лица их заменяющие),

- воспитатели и педагоги.

Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий:

А. Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:

Блок (группа) I. Психологические показатели:

1) способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);

2) мотивационно-потребностной сферы;

3) ценностной системы (нравственная позиция);

4) возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные);

5) психомоторной сферы;

6) личностно-эмоциональных особенностей.

Блок (группа) 2. Психофизиологические показатели психофизиологических особенностей (темп, стеничность, адаптивность, динамичность и лабильность нервной системы).

Блок (группа) III. Психолого-педагогические показатели:

1) обучаемости и предпосылок к учебной деятельности;

2) специальных способностей (музыкальные, художественные, математические и т.д.);

3) достижений (знания, умения, навыки).

Б. Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с детьми:

1. Показатели стиля взаимоотношений в возрастной группе (взрослый — ребенок, ребенок - ребенок).

2. Показатели воспитательной стратегии (соответствие концепции дошкольного воспитания).

3. Показатели образовательной стратегии (соответствие образовательной программе ДОУ).

4. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности педагогических кадров (членов педагогического коллектива).

В. Показатели особенностей семейных взаимоотношений:

1. Показатели стиля взаимоотношений в семье.

2. Показатели воспитательной стратегии родителей (лиц их замещающих).

3. Показатели сформированности и активизации (актуализации) родительской позиции (негативной, позитивной).

4. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности родителей ребенка.

Рассмотрим специфические и неспецифические характеристики развития ребенка относительно психических процессов, методов и средств их диагностирования (табл. 1 и 2). Специфичность характеристик определяется наличием конкретного методического средства, направленного на диагностику того или иного показателя психического развития. Неспецифичность соответствует обобщенным диагностическим средствам (наблюдение) или совокупности методических средств (диагностическое обследование в целом).

Так, характеристика «овладения зрительным синтезом» - специфический показатель методики «Перцептивное моделирование», направленной на диагностику наглядно-образного мышления.

А характеристика «упорядоченности и целенаправленности действий» - неспецифический косвенный показателем методик «Пиктограмма», «Корректурная проба», направленных на опосредованное запоминание (в первом случае) и на устойчивость внимания (во втором случае). Вариантом диагностики по показателю «организация деятельности» (упорядоченности и целенаправленности действий) может являться специально организованное наблюдение жизнедеятельности детей.

Показатель (характеристика) Направленность Методические средства (методики, тесты)
Развитие перцептивных действий Овладение сенсорными эталонами (формы, цвета, величины и др.) Сформированность пространственных отношений (операции сериации) Объединение элементов в целостный образ Восприятие «Коробочка форм». «Вкладыши», «Пирамидка», «Мисочки»,«Конструирование по образцу». «Включение в ряд», «Эталоны», «Разрезные картинки», «Перцептивное моделирование»
Ориентировка в предметных действиях Способы ориентировки Наглядно- действенное мышление «Коробочка форм», «Мисочки», «Пирамидка», «Матрешка»
Развитие модельных действий (моделирование) Анализ образца Образная форма мыслительной деятельности (образное кодирование) Овладение зрительным синте­зом Развитие ориентировочных действий Наглядно- образное мышление «Рыбка», «Разрезные картинки», «Пиктограмма», «Перцептивное моделирование», «Рисунок человека», «Схематизация», «Недостающие детали»
Овладение действиями обобщения и классификации (простые логические отношения) Овладение действием система­тизации (сложные логические отношения) Знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование   Логическое мышление «Классификация по заданному принципу», «Свободная классификация», «Самое непохожее», «Систематизация», «Пиктограмма», «Исключение четвертого»
Отражение логической последовательности в речевой форме Установление причинно-следственных связей Развитие последовательного (логического) рассуждения Словесно- логическое мышление «Дополнение фраз», «Последовательность картинок»
Развитие связного рассказывания Объем активного словаря Логопедические дефекты Активная речь «Вопросы по картинкам», CAT (Child Apperception Test — Детский апперцептив­ный тест), «Последовательность картинок»
Сформированность игровых действий: замещение и манипуляция, принятие и удержание роли Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета) Игра в контексте мышления и воображения «Свободная игра», «Игровая комната», наблюдение за игровой деятельностью (игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, предметно-манипуляционные)
Образная и вербальная креативность Беглость, гибкость, оригиналь­ность Творческое воображение «Дорисовывание фигур», «Рисунок несуществующего животного», «Три желания», «Назови картинку». «Что может быть одновременно»
Овладение координацией движений Общая двигательная активность Разработанность пальцевой и кистевой техники Наличие ведущей руки (позиции) Крупная и мелкая моторика «Игра в мяч», «Повтори за мной», «Бирюльки», свободные движения (походка, бег), свободный рисунок
Преобладающий тип внимания Объем и устойчивость внима­ния Внимание «Найди такую же», «Коррективная проба» (детский вариант)
Социальный статус Конфликтность Коммуникативные предпочтения Семейные и партнерские взаимоотношения Формы и средства общения Общение «Два дома», «Рисунок семьи», «Игровая комната», «Дополнение фраз», CAT, «Рисунок человека», «Социометрия»
Самооценка и уровень притязаний Ценностные ориентации Устойчивость, направленность и осознанность мотивов Потребность в самоактуализа­ции Личностные черты и качества Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные) Личность «Лесенка», «Семь карточек», «Эмоциональное лото», CAT, «Рисунок человека». «Дополнение фраз», «Три желания», тест Розенцвейга (детский вариант), «Пиктограмма»
Механическое запоминание Опосредованное запоминание Произвольная память «10 предметов». «10 слов», «Пиктограмма»
       

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.