Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды психологических измерений




 

Методы пс. измерений могут быть классифицированы по различным основаниям:

ü Процедуре сбора «сырых» данных;

ü Предмету измерения;

ü Виду используемой шкалы

ü Типу шкалируемого материала

ü Моделям шкалирования

ü Числу мерностей (одномерные – многомерные)

ü Мощности метода сбора данных (мощные и слабые)

ü Типу ответа индивида

ü Какими они являются: детерминистскими или вероятностными.

Чаще всего применяют следующие процедуры субъективного шкалирования:

Метод ранжирования. Все объекты предоставляются испытуемому одновременно, он должен их упорядочить по величине измеряемого признака.

Метод парных сравнений. Объекты предъявляются испытуемому попарно (число предъявлений равно числу сочетаний). Испытуемый оценивает сходство – различие между членами пар.

Метод абсолютной оценки. Стимулы предъявляются по одному. Испытуемый дает оценку стимулам в единицах предложенной шкалы.

Метод выбора. Индивиду предлагается несколько объектов (стимулов, высказываний и т. д.), из которых он должен выбрать те, которые соответствуют заданному критерию.

По предмету измерения все методики делятся на а) методики шкалирования объектов; б) методики шкалирования индивидов и в) методики совместного шкалирования объектов и индивидов.

Методики шкалирования объектов (стимулов, высказываний и др.) встраиваются в контекст экспериментальной или измерительной процедуры. По своей сути они представляют собой экспериментальную задачу испытуемого. Исследователь использует эту задачу для выявления поведения испытуемого.

При субъективном шкалировании (шкалирование индивидов) испытуемый выполняет функции измерительного прибора, а экспериментатор мало интересуется особенностями измеряемых испытуемым объектов и исследует самого испытуемого.

Модели совместного шкалирования делятся на два вида: детерминистические, вероятностные. Суть моделей в том, что и объекты и индивиды, которые высказывают соображения об объектах, «отображаются» на одну шкалу на основании обработки данных поведенческого измерения либо субъективного шкалирования.

Детерминистические модели: метод развертывания Т.Кумбса исходит из предположения, что объекты и индивиды могут быть размещены на шкале одномерного признака. Индивид может предпочитать один объект другому. Существует «идеальная точка» индивида – субъективный эталон. Индивид предпочитает тот стимул, который ближе к субъективному эталону. Напр., испытуемому предлагают пары стимулов, кот он сравнивает. Формируется матрица частоты предпочтений стимулов размером m x n (m – стимулы, n – индивиды). В клеточках матрицы – относительные частоты предпочтений.

Шкалограмный анализ Л.Гуттмана используется для построения опросников. Наиболее часто применяется при дихотомической оценке ответа ис-го (да – нет, решил – не решил). Положительный ответ на вопрос опросника (успешное решение задачи) обозначается как «1», отрицательный (нерешенная задача) – «0».

В ходе обработки строки и столбцы данных переставляются так, чтобы она соответствовала «совершенной» шкалограмме: верхняя правая часть должна состоять из единиц, а нижняя левая – из нулей. Порядок индивидов по строкам должен соответствовать порядку заданий по столбцам по величине выраженности свойств.

 

Задачи

1 2 3 4 5

1 1 1 1 1 1

2 0 1 1 1 1

Индивиды 3 0 0 1 1 1

4 0 0 0 1 1

5 0 0 0 0 1

 

Пример «совершенной» шкалограммы

 

Практически никогда идеальная шкалограмма не получается.

Оценка одномерности признака предложена Гуттманом и называется коэффициентом воспроизводимости:

 

R = 1 – e / nk,

где

e – число «ошибок» в ответах испытуемых,

n – количество испытуемых,

k – число заданий.

Существует также модификация модели Гуттмана, описывающая процедуру с несколькими вариантами ответов.

 

ТИПЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ.

«L»-, «Q»-, «T»-ДАННЫЕ

 

В современной экспериментальной психологии личности принято выделять следующие типы эмпирических данных в зависимости от степени их достоверности надежности.

«L»-данные (life record data). Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, например: успеваемость, дисциплина и т.д., а также путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых.

«L»-данные также часто используются как внешний критерий, относительно которого измеряется валидность результатов, полученных с помощью других методик. Однако такое использование «L»-данных не совсем правильно, так как внешние оценки не являются достаточно достоверной мерой поведения. Ибо возникают искажения, связанные с субъективными особенностями личности самого эксперта.

Для повышения надежности «L»-данных существуют следующие требования:

• оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;

• эксперт должен знать оцениваемого испытуемого достаточно продолжительное время;

• необходимо не менее 8-10 экспертов на одного оцениваемого;

• оценивание испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте за один раз, вместо оценивания одного испытуемого сразу по всему комплексу характеристик.

«Q»-данные. Изучение личности с помощью личностных опросников, методов самооценок, самоотчетов, анкет, шкал самооценок состояний и т. д.

Наиболее широко используются:

• Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI);

• шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Б. Кэттелла (16 PF);

• тест Гилфорда-Циммермана для исследования темперамента (GZIS);

• личностный опросник Айзенка и др.

«Q»-данные также подвержены действию инструментальных искажений. Причины искажения «Q»-данных носят познавательный и мотивационный характер. Познавательные искажения связаны с незнанием собственной личности, возникающим по следующим основным причинам:

• низкий интеллектуальный и культурный уровень испытуемых;

• отсутствие навыков интроспекции и специальных знаний;

• использование неверных эталонов (испытуемые обычно сравнивают себя с близким окружением, а не со всей популяцией).

Различная мотивация испытуемых может также служить источником искажения ответов либо в сторону социальной желательности (дисимуляция), либо подчеркиванием своих дефектов (аггравация и симуляция). Причем мотивационные искажения могут иметь как сознательный, так и бессознательный характер.

«T»-данные. Данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Их получают в результате объективного измерения поведения (вербального, невербального, социального и индивидуального) без обращения к самооценкам или экспертам.

Повышение объективности методов может достигаться следующими тактическими приемами, способами:

1. Маскировка истинной цели исследования. Цель исследования не сообщается, сообщается другая ложная цель (пример: ТАТ, Popшах).

2. Неожиданная постановка задачи, «внезапность».

3. Неопределенность, нечеткость целей тестирования (при проверке самостоятельности, настойчивости испытуемого).

4. Отвлечение внимания (отвлекающие и основные задания).

5. Создание эмоциональной ситуации. Постановка в неловкую ситуацию.

Пример: в тесте, измеряющем подозрительность, испытуемого ставят в угол спиной к экспериментатору, и он должен назвать моменты, в которые он считает, что экспериментатор смотрит на него.

1. Эмоциональное содержание тестов. Содержание тестов может быть неэтичным, смешным, уродливым, поэтичным и т. д.

2. Автоматизированные реакции. Почерк, манеры, экспрессивные движения.

3. «Непроизвольные» индикаторы. Понятие разработано в школе Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина – электрофизиологические, биохимические, вегетативные изменения, сопровождающие психические процессы.

4. «Фоновые» индикаторы – показатели физиологического и физического статусов организма, коррелирующие с особенностями личности человека (рост, вес, костно-мышечная масса, др. показатели размера и пропорций тела) [37].

Наиболее полное собрание объективных тестов можно найти в «Компендиуме объективных тестов личности и мотивации», составленном Р.Б. Кэттеллом и Ф. В. Варбуртоном. В этом справочнике собрано более400 различных тестов, которые могут быть разделены на следующие 12 групп (см.: Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985).

1. Тесты способностей – некоторые тесты для исследования интеллектуальных функций, знаний, способностей высоко коррелирующие с личностными факторами. Например: показатели беглости речи, моторной ригидности (которые высоко коррелируют с фактором «невротическая регрессия – мобилизация энергии»).

2. Тесты умений и навыков – тесты на зрительно-моторную координацию, координацию движений рук, точность прохождения лабиринта и т. д.

3. Тесты на восприятие: от тестов на зрительное восприятие (завершение незаконченных изображений) до обонятельного (предпочтение запахов).

4. Опросники: тесты в виде анкетного опроса о поведении, вкусах, привычках, о состоянии здоровья, выполнении гигиенических требований.

5. Тесты мнений: тесты на выявление отношений испытуемых к другим людям, нормам поведения и морали, политическим взглядам.

6. Эстетические: тесты на предпочтение музыкальных произведений, картин, рисунков, поэтов, художников.

7. Проективные тесты: все виды формализованных проективных личностных тестов.

8. Ситуационные тесты: предполагают создание определенной социальной ситуации. Так, например, одно и то же задание выполняется в одиночестве, перед классом, в команде, в соревновательной ситуации и т. п.

9. Игры, игровые ситуации.

10. Физиологические тесты: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т. д.

11. Физические тесты – размер грудной клетки, удельный вес тела, тургор мышц, величина жировой складки и пр.

12. Наблюдаемое поведение: аккуратность письма, ерзание, неусидчивость при обследовании и т. д.

Объективные тесты наиболее близки к реализации экспериментального подхода и в большей степени освобождены от субъективных оценок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.