Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к проведению проверки. Проведение проверок по обращениям граждан




Проведение проверок по обращениям граждан

 

Безусловно, прокурорские проверки - основной способ выявления нарушений закона. Именно в результате проверок принимается большинство решений о применении мер прокурорского реагирования. В зависимости от оснований, послуживших причиной их проведения, следует различать текущие и плановые проверки.

Основную массу проверок составляют текущие проверки. Решение об их проведении прокурор принимает на основании поступающей информации о конкретных фактах нарушения закона. Такая информация содержится в обращениях граждан, поступает от должностных лиц (в том числе и по запросам прокурора), из контролирующих органов, имеется в материалах уголовных, гражданских, административных дел, может быть получена из средств массовой информации.

Проверки проводятся также по поручению вышестоящей прокуратуры.

В отличие от текущих плановые проверки уже имеются в плане работы прокуратуры на соответствующий период. Проверки не должны планироваться только лишь для отчетности; принимая решение о включении в план той или иной проверки, прокурор должен учитывать состояние законности на проверяемом объекте, накопленную за предыдущий отчетный период информацию, данные предыдущей проверки, результаты рассмотрения протестов и представлений, внесенных по поводу выявленных ранее нарушений закона, планы вышестоящих прокуратур и другие значимые обстоятельства.

Любая проверка включает в себя несколько этапов:

1) подготовку к проведению проверки;

2) проведение самой проверки;

3) составление по результатам проверки справки, обобщения или иного документа;

4) принятие решения о применении мер прокурорского реагирования.

Каждая стадия имеет свои особенности, поэтому мы постараемся рассмотреть вопросы, возникающие в ходе проверки, поэтапно.

 

Полагаем, что не нуждается в дополнительной аргументации следующее положение: должным образом проведенная подготовка во многом определяет успешность самой проверки. Если прокурор приходит на проверяемый объект, не зная точно, что именно он хочет обнаружить, скорее всего, он найдет только то, что должностные лица захотят ему показать. Такая проверка не даст хороших результатов, не поможет устранить нарушения закона, и рано или поздно очередные нарушения вынудят прокурора вновь проверять этот объект.

Поэтому руководители прокуратуры должны требовать от своих сотрудников, особенно не имеющих достаточного опыта, чтобы они составляли план предстоящей проверки, который включал бы также план ее подготовки.

Независимо от обстоятельств, которые необходимо выявить в ходе проверки, подготовительные мероприятия в любом случае должны включать:

– ознакомление с действующим законодательством, регламентирующим деятельность проверяемого органа;

– ознакомление с приказами и указаниями Генерального прокурора, касающимися изучаемого вопроса;

– сравнение статистических данных о деятельности интересующего объекта за проверяемый период и соответствующий период прошедшего года;

– ознакомление с материалами предыдущих прокурорских проверок, справками, обобщениями;

– анализ поступивших в прокуратуру жалоб граждан на действия данного органа и его сотрудников, заявлений и обращений должностных лиц (информация о нарушениях законов, прав и свобод граждан учитывается в книгах учета прокурорских проверок, жалоб и обращений граждан, в соответствующих папках (нарядах));

– изучение иной имеющейся в прокуратуре района (города) и в вышестоящей прокуратуре информации.

На основании анализа этой информации прокурор, во-первых, составляет предварительный перечень вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки, а во-вторых, определяет, какую еще дополнительную информацию необходимо получить до начала проверки.

Работникам прокуратуры, осуществляющим надзор на данном участке, прежде всего необходимо знать, где именно они могут получить необходимую информацию. Источниками информации о нарушениях закона являются многие органы, и прежде всего следующие:

– органы внутренних дел, в том числе службы охраны общественного порядка, паспортно-визовая служба, лицензионно-разрешительная служба, пожарный надзор и другие подразделения;

– органы налоговой инспекции;

– органы таможенной службы;

– административные комиссии;

– санитарно-эпидемиологические службы;

– службы судебных приставов;

– органы местного самоуправления и их структурные подразделения;

– городские (районные) комитеты - статистики, жилищно-коммунальные, по управлению имуществом, по земельным ресурсам и землеустройству и др.;

– городские (районные) службы защиты населения, занятости населения;

– различные коммерческие и некоммерческие организации, например общества защиты прав потребителей.

Вступив в должность, работник прокуратуры должен в ближайшее же время выяснить, где и какая ведется отчетность и собираются сведения, представляющие для него интерес, а руководитель органа прокуратуры - проверить, все ли возможности для получения необходимой информации используют его подчиненные.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор вправе иметь доступ к документам и материалам поднадзорных органов. При этом снятие копий с необходимых прокурору материалов должно производиться безвозмездно независимо от формы собственности предприятий, учреждений, организаций.

Прокурор также вправе требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Однако иногда прокурору отказывают в предоставлении документов или доступе к ним по причине того, что они содержат государственную или коммерческую тайну. При этом такие отказы во многих случаях необоснованны. Однако неопытные прокуроры оставляют это нарушение без внимания, соглашаясь с мнением должностного лица, не выполнившего требование прокурора. Чтобы определить законность отказа, прокурор должен обратиться к Федеральному закону Российской Федерации "О государственной тайне", содержащему исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну.

В том случае, если запрашиваемые материалы действительно содержат сведения, составляющие государственную тайну, истребовавший такие сведения прокурор должен иметь соответствующий допуск, а порядок предоставления этих сведений осуществляется в соответствии с правилами работы с секретными документами.

Что касается тайны коммерческой, то закон определил перечень сведений, которые не могут ее составлять. К ним относятся:

– учредительные документы и уставы предприятий;

– регистрационные удостоверения, лицензии, патенты;

– отчетные данные о платежеспособности коммерческих структур, об уплате налогов;

– данные о численности и составе производственного персонала;

– сведения о нарушении правил охраны окружающей среды, антимонопольного законодательства, законов об охране труда, несоблюдении условий реализации продукции и иных нарушениях законодательства;

– сведения об участии должностных лиц в обществах, товариществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Если прокурору отказывают в доступе к документам, материалам или не исполняют требование об их предоставлении, то прежде, чем принимать меры реагирования, прокурору следует в первом случае - направить требование, а во втором - повторное требование со ссылкой на соответствующую норму закона.

При решении вопроса о праве прокурора требовать объяснения от граждан и должностных лиц по поводу нарушения закона необходимо иметь в виду, что эти лица вправе отказаться от дачи объяснений в силу ч. 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации, за что они не могут быть привлечены к какой-либо ответственности.

Также надо иметь в виду, что закон не предоставляет прокурору права на произвольный, без законного основания вызов в прокуратуру для дачи объяснений граждан и должностных лиц. Это право используется лишь в случае нарушения ими законов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.