Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и факторы аддиктивного поведения детей школьного возраста

Механизмы лечебного действия массажа.

1) Рефлекторное действие.

Во время массажа воздействие оказывается на огромное рецепторное поле. Благодаря рецепторам, которые в большом количестве располагаются в тканях и органах, происходит преобразование механической энергии приёмов массажа в нервные импульсы. Дойдя до ЦНС эти импульсы, вызывают мощную реакцию организма в виде определённых функциональных изменений в органах и системах. Характер этих реакций зависит как от состояния ЦНС протекания заболевания, так и от характера массажа, его приёмов и методов.

2) Гуморальное действие.

Под влиянием массажа в коже и других тканях образуются различные биологически активные вещества, принимающие участие в передаче нервных импульсов и регуляции сосудистого тонуса.

3) Механическое действие.

С передвижением крови, лимфы, растяжение и смещение тканей, кожи, связок, мышц, движение в суставах и другое.

 

 

 

В исследовании аддиктивного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы [25; 43]. Первые проявления иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Аддиктивное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм [48].

Среди традиционных причин девиантного поведения в психологии обсуждаются следующие: нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, B.C. Мухина, А.В. Петровский, X. Ремшмидт, Т.А. Шилова), в деятельностной линии онтогенеза (Д.Б. Эльконин, М.Ю. Кондратьев); влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов), образа жизни семьи и семейных отношений – детско-родительских, детско-детских, родительских; характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением (А. Бандура, М.И. Буянов, А.И. Захаров, М.И. Лисина, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, В.А. Петровский, Т.Н. Счастная; Ю. Хямяляйнен, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.); выраженное протекание подросткового кризиса (Ф. Дольто, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, Э. Эриксон); членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм (А.В. Петровский, А.В. Розин). С современностью связано влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности [119]; мира компьютерных игр [67]; а также размывание понятия благородства, распад соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства [1].

Многие исследователи к наиболее распространенным причинам происхождения девиантных явлений относят неблагоприятную социальную ситуацию развития ребенка и комплекс его психологических свойств (особенности темперамента, характера, личности), которые предрасполагают к девиациям (М.И. Буянов, А.И. Захаров, А.Е. Личко и др.). Именно это сочетание в криминальной психологии рассматривается как механизм преступного поведения [86]. Другим механизмом отклоняющегося поведения несовершеннолетних является деформация личности в результате нарушенных социальных отношений с взрослыми и сверстниками. X. Ремшмидт, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций.

Л.Б. Шнейдер среди конкретных причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних выделяет [126, 15-16]: 1) стремление получить сильные впечатления; 2) заболевания ребенка; 3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; 4) неблагополучная ситуация в семье; 5) стремление к самостоятельности и независимости; 6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями; 7) отставание в учебе; 8) пренебрежение со стороны сверстников; 9) непонимание взрослыми трудностей детей; 10) недостаточная уверенность ребенка в себе; 11) отрицательная оценка взрослыми способностей детей; 12) стрессовые жизненные ситуации; 13) напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей); 14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ; 15) чрезмерная занятость родителей; 16) конфликты с родителями; 17) обилие запретов со стороны родителей (педагогов); 18) постоянные нарекания, брань в семье; 19) слабость интеллектуальной сферы ребенка; 20) повышенная коммуникативность детей; 21) низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей; 22) одиночество, непонимание другими; 23) излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов); 24) неспособность детей сопротивляться вредным влияниям; 25) генетическая предрасположенность; 26) неравномерность психофизического и полового созревания; 27) отсутствие навыков социального поведения; 28) снижение культуры, интеллектуального уровня; 29) масса свободного времени; 30)скука, «просто так»; 31) желание обратить на себя внимание; 32) неполные семьи; 33) экономическая нестабильность; 34) влияние улицы.

В социально-педагогической и психологической литературе среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются [34; 78; 82 и др.]:

– причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

– причины социального и психологического характера;

– причины, связанные с возрастными кризисами.

Известна и ныне популярна точка зрения И.А. Невского о том, что отклонения у подростков вызваны не какими-то жесткими личностными конструктами, а некими особенностями,предрасполагающими к формированию тех или иных девиантных или делинквентных элементов в поведении [75].

В исследовании Н.В. Майсак [65] установлено, что личностные особенности младших подростков с девиантным и нормативным поведением сходны в основных своих характеристиках – в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, – но отличаются своеобразием личностных черт. В то время как младшему подростку с нормативным поведением свойственны социальная лабильность, операциональная напряженность, эмпатия, общительность, ориентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о положительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье, подросток с девиантным поведением имеет свои особенности:

– негативную психическую напряженность;

– акцентуированную готовность к риску;

– психическую ригидность;

– выраженную ориентацию на нормы девиантной подростковой группы;

– непредсказуемость поведения;

– высокую агрессивность.

Выделенные личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением создают особую напряженность, которая поддерживает составляющие условного «личностного комплекса». Проявление и закрепление специфических личностных особенностей младшего подростка с девиантным поведением зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частотности повторения отклоняющихся форм поведения.

В биологических, психологических, социологических и культурологических концепциях объясняются причины происхождения отклоняющегося поведения либо с точки зрения природы девиантной личности, либо с позиций отсутствия норм в социуме и девиантности субкультуры. Исследователи считают, что при анализе причин следует учитывать сочетание различных взаимодополняющих факторов, обуславливающих отклоняющееся поведение – индивидного, психолого-педагогического, социально-психологического, личностного, социального.

А.В. Гоголева считает, что большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию [19, 7-32]. Ею выделяются следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в основе аддиктивного поведения:

– дисфункциональность семьи;

– личностные особенности (возрастные, характерологические, психические и т.д.);

– школьная дезадаптация;

– воздействие асоциальной неформальной среды;

– причины социально-экономического и демографического характера.

Рассмотрим основные факторы, провоцирующие аддиктивное поведение: особенности семьи и личности самого ребенка.

Семья – основополагающая ячейка, где осуществляется социализация ребенка. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами.

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей [125]:

1. Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

2. Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре.

3. Проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой.

4. Аморальная семья, характеризующаяся алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией.

5. Криминогенная семья.

Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений, применением физического наказания как основного средства воспитания. Таким образом, отношения неблагополучной, дисфункциональной семьи отражаются на всех сферах жизнедеятельности ребенка: снижается школьная успеваемость, уличная компания заменяет родительский авторитет, в ней ребенок получает признание. Все это приводит к социальной и педагогической запущенности ребенка, иногда к задержкам психического развития и психическим отклонениям, следствием этого становятся употребление психоактивных веществ, правонарушения.

Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказаться на формировании личности ребенка, подростка и также способствуют его десоциализации. Один из негативных факторов неполной семьи, например, в случае развода родителей – эмоциональный дискомфорт, который испытывает ребенок, подросток в такой семье. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний: чувством собственной неполноценности, ущербности, зависти, эмоционального голода и пр. Такая ситуация вызывает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям с пренебрежением к переживаниям взрослых, недоброжелательное, порой агрессивное отношение к отцу или матери, бросившим семью. Разводу предшествует общее ухудшение семейных отношений. Ребенок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, насилия. В этих условиях он чувствует себя отчужденным в семье и старается как можно больше времени проводить вне дома. Возникает бесконтрольная, криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя берет на себя улица.

Проблемная семья является разновидностью неблагополучной семьи. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, и они стремятся как можно меньше находиться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

В аморальной семье наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный. Своевременно не выявляются различного рода заболевания, родители причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Вследствие этого они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют «тупицами», что порождает у них обиду, повышенную чувствительность и душевную ранимость, приводит к ожесточению и агрессии такие ребята вступают в конфликты со сверстниками и учителями. Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.

Криминогенная семья – такая семья, члены которой совершают преступления. Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность является основные видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам «нормы-образцы», «нормы-принципы» антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее криминогенный потенциал. В криминогенных и аморальных семьях дефекты социализации наиболее рельефно выступают в структуре общения. Между родителями и детьми отсутствуют или искажены эмоциональные связи, практически отсутствует социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, норм-образцов и норм-принципов поведения, что в итоге приводит к формированию у детей и подростков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации, таким образом, идет формирование делинквентной, асоциальной личности.

Другим провоцирующими факторами отклоняющегося, аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста [29; 58; 63; 77; 120 и др.].

Социальная дезадаптация создает «благоприятные» условия для формирования большинства типов акцентуаций характера. В подростковом возрасте именно в силу акцентуаций характера подросток не удерживается ни в школе, ни в интернате, быстро бросает ту работу, куда еще недавно устроился. Столь же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей, оказываются семейные отношения. Нарушается адаптация к среде сверстников, которая ограничивается небольшой группой подростков, ведущих аналогичный, большей частью асоциальный образ жизни [83; 91; 98]. Рассмотрим только некоторые типы, наиболее склонные к проявлению девиантного поведения, описанные А.Е. Личко [62].

Гипертимный тип. Гипертимные подростки с детства отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении со взрослыми. Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обнаруживаются неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Гипертимные подростки склонны к групповым формам делинквентного поведения и нередко сами становятся вдохновителями правонарушений, на которые их толкает не только жажда развлечений или желание заполучить средства для удовольствий. Алкоголизация представляет для гипертима серьезную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компании с приятелями, предпочитают неглубокие эйфоризирующие стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и регулярных выпивок. Могут проявлять интерес к наркотикам, особенно к «модным» суррогатам, успокаивая себя мыслью, что «наркоманом от этого не станешь». Любят «шиковать», легко пускаются в сомнительные авантюры. Незаконная сделка, мелкая кража в их глазах не выглядит серьезным проступком.

Эпилептоидный тип. Многие особенности эпилептоидного характера являются компенсаторными при медленно развивающемся или неглубоком поражении мозга. Главной чертой эпилептоидного типа является склонность к дисфориям и тесно связанная с ней аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалий влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Эпилептоидные подростки не только требуют свободы, самостоятельности, избавления от власти, но и «прав»: своей доли имущества, жилища, материальных благ. Дело может доходить до полного разрыва с родными, в отношении которых выступают крайняя озлобленность, мстительность. В отличие от представителей других типов эпилептоидные подростки не склонны генерировать реакцию эмансипации с родителей на все старшее поколение, на существующие обычаи и порядки. Наоборот, перед начальством они бывают готовы на угодничество, если ждут поддержки или каких-либо выгод для себя. В отношениях со сверстниками выражено стремление к властвованию, поэтому охотно выискивается компания младших, слабых, обездоленных, неспособных дать отпор. В группе такие подростки хотят устанавливать свои порядки, выгодные для них самих. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе перед ними.

Истероидный тип. Его главная черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец, предпочитаются даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остаться незамеченным.

Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях, псевдосуицидах, суицидальном шантаже. Причиной обычно служит уязвленное самолюбие, утрата ценного для данного подростка внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников, лишиться ореола избранника.

Подростковые нарушениями поведения – выпивка, наркотики, прогулы, воровство, асоциальные компании, предназначаются для взрослых, чтобы просигнализировать: «Верните мне прежнее внимание, иначе я собьюсь с пути». С этой же целью могут возникать бурные внешние проявления – побеги из дома, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т. п. Однако настоящая потребность в свободе и самостоятельности не характерна для подростков данного типа.

В отношениях со сверстниками всегда наблюдается претензия на лидерство или на исключительное положение в группе. Но они всегда оказываются лидерами на час – перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров сразу теряют весь задор. Группа легко распознает за внешними эффектами их внутреннюю пустоту. В условиях замкнутых подростковых групп, например в закрытых учреждениях, с регламентированными режимами, где произвольная смена компании затруднена, для того чтобы занять исключительное положение, нередко избирается иной путь. Истероидные подростки охотно принимают из рук взрослых формальные лидерские функции – должности старост, организаторов всякого рода мероприятий и т. п.

Неустойчивый тип. В детстве они отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У некоторых из них встречаются симптомы невропатии (заикание, ночной энурез и т. д.).

С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случаи отлынивать от занятий. Вместе с тем, рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Могут ради компании просто сбежать из дома. Образами для подражания служат те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни напролет проводить в уличных компаниях. В подростковом возрасте тяготеют к более острым ощущениям – в ход идут хулиганские поступки, алкоголь, наркотики. Выпивки начинаются рано и всегда в компаниях асоциальных подростков. Поиск необычных впечатлений легко толкает на знакомство с наркотиками, разного рода их суррогатами. О возникающих при их действии необычных ощущениях и иллюзорных переживаниях делятся с приятелями.

Слабое место неустойчивых подростков – безнадзорность, попустительство взрослых, открывающее просторы для праздности и безделья. Лживость собственно неустойчивых подростков всегда обусловлена ситуацией. Она более всего служит цели избежать наказания, выпутаться из трудностей, заполучить какие-либо блага.

Конформный тип. П.Б. Ганнушкин [18] обрисовал некоторые черты этого типа – постоянная готовность подчиняться голосу большинства, шаблонность, банальное склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму. Главная черта этого типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному, привычному окружению. Конформная личность – полностью продукт своей среды. Конформные подростки, лишенные собственной критичности и инициативы, «за компанию легко спиваются, могут быть подбиты на употребление наркотиков и других психоактивных веществ, могут быть втянуты в групповые правонарушения, на побег из дома или на расправу с «чужаком».

Мы остановились только на некоторых характерологических типах подросткового возраста, которые в большинстве своем составляют группу риска и требуют повышенного внимания со стороны педагогов, социальных педагогов, психологов в организации профилактических мероприятий.

Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. От всего этого хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону. Личная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматриваются ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим детям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь, обрадовать вызвать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации. Они в группе, они приняты, их поняли. Далее ситуация в микро- и макросреде (семья, школа, одноклассники и пр.) становится ещё более непереносимой, конфликтной. Так возникают все большая зависимость и отторжение от реальной действительности.

Синдромы зависимости составляют ядро клинических проявлений алкогольной и неалкогольной формы наркомании (морфинизм, барбитуромания, гашишизм), токсикомании (бензиновой, ацетоновой и др.), лекарственной зависимости (пристрастия к психотропным препаратам), выражая различные степени пристрастия и привыкания к широкому кругу токсических веществ и лекарственных препаратов, обладающих психоделическими свойствами.

Аддиктивная активность носит избирательный характер – в тех областях жизни, которые пусть временно, не приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной пустоты, стагнации (бесчувственности). Они могут проявить большую активность для достижения цели, связанной с добыванием алкоголя, наркотиков и пр., вплоть до совершения аморальных и криминальных проступков.

Выделяют следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения [19]: снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление говорить неправду; стремление обвинять других, зная, что они невиновны; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность.

С.А. Кулаков [56] выделяет ряд паттернов поведения, которые позволяют определить отклоняющееся поведение и искажение личности аддиктивного подростка в различных сферах.

1. В поведенческой сфере при общении: избежание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное или неуверенное поведение, появление социофобий, ориентация на слишком жесткие нормы и требования, перфекционизм, нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности обрести устойчивость.

2. В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность и быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит к еще большему снижению самооценки, непринятию «обратных связей» и способствует закрытости личности.

3. Искажение мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежности к референтной группе, временной перспективы.

4. Наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармонию личности, «аффективная логика» (выявлены и ранжированы методом анализа высказываний): «долженствование»; сверхожидание от других; «эмоциональные блоки»: («мальчики не плачут»); эскапизм (избегание проблем), «селективная выборка» – построение заключения, основанного на деталях, вырванных из контекста («если другие критикуют меня, то я – плохой»); «сверх распространенность» – построение глобального вывода, основанного на одном изолированном факте; «абсолютное мышление», проживание опыта в двух противоположных категориях: все или ничего; «произвольное отражение» – формирование выводов при отсутствии аргументов в его поддержку; перфекционизм; преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит еще большему снижению самооценки, непринятию «обратных связей» и способствует закрытости личности. Подростка следует побудить к рассказу о друзьях (возможно в анонимной форме), включая знакомых, пробующих алкоголь и наркотики. Если подросток упоминает о многих друзьях, употребляющих наркотики, алкоголь, посещающих вечеринки и определенные тусовки, где их принято употреблять, и входит в «группу риска», подозрения психолога, учителя, социального педагога должны возрасти.

Таким образом, основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами в регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску эмоциональных запредельных переживаний даже ценой серьезного риска для жизни и неспособность быть ответственным за свои поступки.

Школьная несостоятельность, резкое снижение успеваемости, школьная дезадаптация, способствующие употреблению психоактивных веществ, и должны насторожить и навести на мысль о злоупотреблении подростком психоактивных веществ.

Описывая динамику аддиктивного поведения подростка, Б.Н. Алмазов указывает три стадии его социальной дезадаптации [4]:

1) компенсаторно-уступчивая стадия, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка;

2) стадия конфликтно-демонстративная возникает, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;

3) стадия внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнение единомышленников.

И.С. Кон [45] полагает, что в вначале такое поведение всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и/или преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. Важнейший фактор такого развития – группа сверстников. Наличие девиантной группы: а) облегчает совершение определенных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов. При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т.д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкциям со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. Более того, возникает определенная система убеждений, руководствуясь которой подросток ведет себя вызывающе деструктивно.

Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В.Е. Каган [36] выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) варианта становления аддиктивного поведения:

1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояний сознания: вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении сознания удовлетворяется социально одобряемыми способами. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультуральных особенностей, особенностей субкультуры, опыта группы и доступности средства. По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т.д.) первые пробы чаще всего не имеют продолжения, исключение составляют табакокурение и культурально санкционированная алкоголизация.

2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап эксперементирования с различными видами психоактивных веществ – алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других – сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих – качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу – для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления (например, «зарядка» летучими веществами фильтр-коробки противогаза). По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Чаще всего это происходит уже в возрасте после 15 лет. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы. От такого полисубстантного аддиктивного поведения В.Е. Каган [36] отличает моносубстантное, когда и первые пробы, и поисковое экспериментирование определяется доминирующей культуральной традицией (самогон в сельских районах России, гашиш, опиаты, и т.д. – в других этносоциальных средах).

Медикаментозное лечение используется при аддиктивном поведении лишь для снятия интоксикации. Психотерапевтические техники и приемы образуют методологическую базу психопрофилактики; ведущую роль они могут играть при работе с детьми и подростками, у которых аддиктивное поведение является поведенческим проявлением внутриличностных проблем. Решающая роль при работе с аддиктивным поведением подростков принадлежит педагогам и социальным педагогам.

3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

Социальные – нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.

Социально-психологические – высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрыхленность поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление межпоколенных связей поколений.

Психологическая – незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конституционально акцентуированные особенности личности.

Биологические – природа и «агрессивность» психоактивного вещества, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания [19, 34-35].

Таким образом, зная причины и факторы аддиктивного поведения детей школьного возраста, можно осуществлять профилактическую работу в общеобразовательном учреждении, выбирая ее оптимальные формы и методы.

 

1.3. Формы и методы социально-педагогической профилактики аддиктивного поведения школьников

Профилактика аддиктивного поведения предусматривает первичную, вторичную и третичную формы. Первичная профилактика представляет собой предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в психическом развитии. Вторичная профилактика – предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных дефектов. Третичная профилактика – социальная адаптация лиц, страдающих дефектами.

Анализ литературы по проблеме аддиктивного поведения показывает необходимость осуществления профилактической работы. Однако, существующие в отечественных образовательных учреждениях формыпрофилактической работы недостаточно эффективны. Это связано прежде всего с тем, что все профилактические мероприятия рассматриваются отдельно друг от друга и не работают на одну общую идею – оздоровления общества. Для ее эффективной реализации необходима глобальная интеграция всех форм и методов профилактической работы, активизация человеческих ресурсов, сил и знаний.

Традиционно работа по профилактике аддиктивного поведения осуществлялась в рамках двух методологических подходов: информационного и поведенческого. Согласно информационной модели деятельности, если человек знает об опасности для здоровья «негативного» стиля поведения, то он начнет относиться к этому поведению отрицательно и будет от него воздерживаться. В качестве методов реализации главного принципа деятельности были использованы, в основном, мораль, давление и запугивание. Модель морализирования основана на утверждении безнравственности одурманивания, противоречащего постулатам и нормам общества. Модель запугивания всячески эксплуатирует идею опасности потребления наркотиков и алкоголя. Таким образом, в этих моделях потенциальному потребителю предлагается информация относительно действия психоактивных веществ и риска, с которым связано их потребление, но отсутствует развитие поведенческих навыков и привычек.

Согласно поведенческой модели деятельности, не исключающей первой, основной акцент сконцентрирован на личностных и социальных аспектах, зачастую более значимых для человека, нежели факторы, связанные с возможной будущей болезнью. В качестве методов использованы модели самооценки и самонастроенности на здоровый образ жизни. В рамках аффективно-просветительской модели с потенциальными потребителями проводится работа по формированию чувства самоуважения, системы личностных ценностей, в которых нет места наркотикам и алкоголю. Модель укрепления здоровья поощряет развитие альтернативных привычек (спорт, активный досуг, здоровый образ жизни, режим труда, питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить хорошей «заменой» наркотикам и алкоголю. Разновидностью этой модели является модель укрепляющих факторов или так называемая «копинг-стратегия». В ее основе лежат наблюдения о том, что здоровые люди обладают ресурсами, помогающими им справиться с нагрузкой, повышенными требованиями среды, стрессами и конфликтами без применения одурманивающих веществ [100; 101; 102].

Таким образом, в поведенческих моделях много внимания уделяется выработке с помощью социального тренинга навыков принятия решений, совладения с трудными ситуациями, с тревогой, навыков решения проблем общения и проблемы отказа от потребления наркотиков, несмотря на давление своего окружения.

Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки. Но для успеха обучения здоровому образу жизни они должны применяться адекватно и в комплексе, а также необходимо поощрение активизации общественных объединений, которые играют не самую последнюю роль в профилактической работе. На сегодняшний день профилактическая работа обязательно должна включать следующие направления: информирование общества как о причинах употребления ПАВ, так и об их последствиях, активизацию общества и повышение квалификации и компетентности всех участников данной работы [97, 47-49].

В обществе назрела огромная потребность в информировании населения на разных уровнях: медицинском, правовом и социальном. Например, информирование населения на медицинском уровне заключается в распространении сведений о последствиях злоупотребления наркотическими и спиртными веществами, об их вреде для здоровья, о симптомах интоксикации и зависимости. Правовой аспект предусматривает информирование о специальном законодательстве, о правовых последствиях злоупотребления наркотиками и т.д. Так, отсутствие целевой информации о последствиях употребления наркотиков рождает миф о том, что несовершеннолетние не привлекаются к уголовной ответственности. В свою очередь подростки уверены, что употребление наркотика – это личное дело каждого, но главное не попасться за их распространение. В связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах к уголовной ответственности привлекаются употребляющие их подростки. Отсутствие информации об этом создает в общественном сознании атмосферу страха, слухов и необъективной угрозы. В совокупности слагаемых наблюдаются процессы психической травматизации здоровых людей, дополнительной изоляции потребителей наркотиков и больных наркоманией (как маргинальной и полукриминальной группы). Все это затрудняет работу с людьми и ухудшает перспективу их реинтеграции в общество.

Следующее направление деятельности – активизация общественных структур, повышение удельного веса их сопричастности угрожающим размерам проблемам наркомании и алкоголизма. Очень важно насытить рынок печатной и аудио-видеопродукцией, научно выдержанными и художественно привлекательными антинаркотическими материалами (плакаты, буклеты, карикатуры, тематические беседы в диалоговом режиме, видеоклипы, листки диагностики и самодиагностики наркологических проблем и т. п.), а также методическими пособиями для родителей, воспитателей и преподавателей, самих детей и подростков. В быту повсеместно должна присутствовать антинаркотическая символика – на бытовых предметах, носильных вещах, сувенирах, тетрадях, марках и т.д., – способствующая пропагандистскому эффекту на подсознательном уровне [42; 49].

Совершенно необходимо информировать население о способах самодиагностики и самоконтроля, то есть развивать психологический аспект профилактики и предупреждения наркомании и алкоголизма. Необходимы ин-формационно-досуговые центры для молодежи, центры профессиональной ориентации и центры социальной помощи и реабилитации, ведущие целенаправленную, продуманную антинаркотическую и антиалкогольную политику. Нужны информационные службы, телефоны доверия и правовой помощи для подростков, где они могли бы получать социально полезную информацию, поддержку и защиту [97, 50-53].

На сегодняшний момент в обществе наблюдается разобщенность в профилактической работе и отсутствие скоординированности действий школьных коллективов, родителей, детей и социальных учреждений. Поэтому следующим важным направлением должна стать активизация родителей и подростков, подкрепление их усилий по оздоровлению своего окружения. Заслуживает поддержки готовность специалистов, родителей и несовершеннолетних участвовать в практической деятельности, помогать знакомым, злоупотребляющим наркотиками, будь это сверстник, член семьи, сосед по подъезду или коллега по работе. Этот неоценимый ресурс следует всячески развивать и поощрять.

Очень важна активность родительских объединений и общественных организаций на уровне микрорайона, школы, муниципалитета. Она необходима как дополнение к личным знаниям родителей и вмешательству специалистов. Развитие и оформление такой инициативы требует также организационной поддержки и руководства, особенно на первых порах.

Активизация семьи в профилактике наркомании, алкоголизма достигается не только информированием или устрашением, но и организационными мерами. По многим причинам не складываются контакты родителей и подростков с организациями и госучреждениями по профилактике алкоголизма и наркомании. Важно предоставить родителям возможность привести ребенка в консультационный пункт, чтобы проверить свои подозрения, чтобы подкрепить и усилить эффекты своих бесед с ребенком встречей со специалистами: психологами, наркологами, терапевтами, юристами. Следует преодолевать тенденцию семьи к самоустранению и стремление передать свои профилактические функции специалистам, учреждениям, государству в целом. Это возможно путем повышения педагогической компетенции родителей подростков [89].

К сожалению, позиция подростков в вопросах профилактики характеризуется отгороженностью как от родителей, так и от представителей специализированных служб помощи. Они готовы все решать сами, хотя это им и не удается. Поэтому очень важно организовать некоторую опорную сеть учреждений, доступных даже для неуверенных в себе подростков (телефон доверия, анонимная приемная, анонимный клуб, безалкогольный бар и дискотека и т.п.), где они могут установить доверительный контакт. Следует предусматривать, чтобы взрослые руководители профилактических мероприятий были доступны для индивидуальной беседы.

Помимо информирования населения и активизации совместных усилий, необходима целевая адекватная подготовка всех категорий специалистов, работающих с детьми, родителей и самих несовершеннолетних к активному противодействию распространяющейся подростковой наркомании и алкоголизма. Население должно осознать угрозу обострения наркологической ситуации и выработать ответственное к этому отношение.

Работа с различными группами молодежи должна, по возможности, вестись специальными работниками, получившими соответствующую теоретическую и практическую подготовку. Для них необходимо организовать семинары, встречи со специалистами, мероприятия по обмену опытом.

Особая роль в развертывании профилактической работы принадлежит муниципальным образовательным учреждениям – средним школам. Традиционно в образовательных учреждениях профилактическая работа с ребенком была возложена на завучей по воспитательной работе, но эффективность от этой работы низкая. В настоящее время большая заслуга в решении данных вопросов принадлежит социальным педагогам.

На теоретическом уровне разрабатываются принципы, содержание и методы социально-педагогической работы; отчерчиваются специфические направления помощи нуждающимся в разные возрастные периоды жизни; предлагаются, обобщая и систематизируя, оптимальные методы психолого-педагогической поддержки и коррекции. Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей [111; 124].

Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к аддиктивному поведению, является устранение негативных факторов. В их числе:

1) индивидуально-психический фактор (микроуровень), включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психическое развитие ребенка;

2) индивидуально-соматический фактор (мезоуровень) — предполагает наличие у ребенка, склонного к наркомании и алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии;

3) социальный внешкольный фактор (макроуровень), включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье;

4) социальный школьный фактор (макроуровень), где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы [97, 54-56].

Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленная на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующая проявлению различных видов активности несовершеннолетних [77, 306].

Для работы с подростками, склонными к аддиктивному поведению, в различных образовательных учреждениях привлечены такие специалисты, как социальный педагог, психолог, валеолог и др. Взаимодополнение функций каждого позволяет обеспечить единую согласованность работников образовательных учреждений [107, 309-310].

Валеолог – специалист, обучающий детей здоровому образу жизни. Он выполняет социально-медицинскую функцию, предусматривающую работу по профилактике здоровья ребенка, употребляющего наркотические вещества и спиртные напитки.

Школьный психолог оказывает различные виды психологического тестирования, консультирования ребенка и родителей, а также коррекции межличностных отношений в значимом для ребенка социуме. А воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребенка, в полной мере должны реализовывать родителикак наиболее значимые субъекты деятельности.

Деятельность социального педагога направлена на исследование «внешней среды обитания» подростка. На диагностическом этапе, предусматривающем ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, он осуществляет сбор информации о ребенке, склонном к употреблению наркотиков и спиртных напитков; изучает и оценивает реальные особенности его личности; выявляет информацию о семье ребенка; изучает источники негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определяет алкогольных лидеров; изучает негативные факторы, провоцирующие наркотизацию и алкоголизацию ребенка; изучает влияние на ребенка микросреды. Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

В результате социальный педагог «ставит» социальный диагноз развития ребенка, вовлеченности его в процесс наркотизации и алкоголизации, определяет конкретные задачи социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

На прогностическом этапе он, на основе поставленного диагноза, разрабатывает конкретную социально-педагогическую программу деятельности с ребенком, склонным к наркомании и алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

На образовательно-воспитательном этапе, предусматривается отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определяются те социально значимые качества, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечивается целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых; восполняются пробелы воспитания и образования ребенка, употребляющего наркотические вещества; формируются социальные умения и навыки, необходимые для преодоления проблемы.

На следующем этапе – правозащитном, обеспечивается правовое поле соблюдения и защиты прав ребенка.

На этапе организации деятельности требуется участие и координирование действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создаются условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к наркомании или алкоголизму.

На этапе коммуникации возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

На предупредительно-профилактическом этапе закрепляются полученные положительные результаты и предотвращается возможность появления рецидивов наркомании и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В организации социально-педагогической деятельности необходимо рассмотреть основные и наиболее целесообразные формы, методы и средства, применяемые в рамках школьной и внешкольной работы.

Реализация содержания антинаркотических и антиалкогольных программ осуществляется по следующим направлениям:

1) клубная работа. Деятельность разнообразных клубов, их профессиональное методическое обеспечение направлено на развитие творческой и деловой активности подростков и значительное повышение коммуникативного и познавательного ресурса ребенка;

2) дополнительное образование. Воскресные школы (в том числе и религиозные), факультативы уменьшают запас свободного времени и увеличивают багаж заданий, который требует не только времени, но и занимает внимание подростка. Организация таких мероприятий в пределах одной школы, или одной территории позволяют поднять позитивный потенциал среди детей и их родителей;

3) временное или частичное трудоустройство подростков. Мера наиболее эффективная в тех слоях общества, которые обладают невысоким адаптационным потенциалом. Целесообразна для внедрения в небольших поселках, районах, где проживает большое число неквалифицированных рабочих, где концентрируются маргинальные и полумаргинальные личности. Проблема создания дополнительных рабочих мест для подростков решается путем муниципального финансирования;

4) антинаркотическое и антиалкогольное воспитание на уроках.

Антинаркотические и антиалкогольные программы реализуются в разных формах по всем направлениям деятельности: антинаркотический проект; конкурсы агитбригад; вечер вопросов и ответов; аукцион здоровья; конкурс сочинений.

Антинаркотический проект. Профилактические антинаркотические проекты успешно влияют на снижение активности употребления наркотиков и связанного с ним насилия. Эффективный профилактический антинаркотический проект может распространять информацию об опасности нелегальных наркотиков для детей, юношества и взрослых.

Существует много разных типов антинаркотических профилактических мероприятий, среди которых:

1) распространение информации об опасности и эффектах потребления алкоголя и наркотиков среди сверстников, детей более младшего возраста и среди взрослых. Работа проводится совместно с такими общественными организациями, как «Матери против наркотиков», с местными наркологическими учреждениями, чтобы получить от них эту информацию. Составляются информационные листки и распространяются в местной школе или досуговом центре, опубликовываются в газете;

2) создание в учебном заведении системы анонимного сбора сведений о том, кто, что, когда и где распространяет из наркотиков, или какие преступления совершаются в связи с этими наркотиками. Часто бывает, что власти не могут отреагировать на отдельные анонимные жалобы, но если собрать все жалобы вместе, то можно выявить какую-то систему, которая поможет задержать преступников;

3) составление списка антинаркотических и антиалкогольных лечебных программ, работающих в городе, с указаниями, как с ними можно связаться. Лечебные программы предполагают наличие профессиональной подготовки и интенсивной терапии. Именно этих навыков у участников проекта нет, а ведь речь идет о работе с нестабильными и вспыльчивыми людьми. Первой ступенькой помощи для них может оказаться получение информации о том, где такая помощь предоставляется. Это может сыграть серьезную роль в чьей-то реабилитации, в снабжении всех сверстников жизненно важной для них информацией;

4) прохождение соответствующего тренинга, который подготовит к консультационной работе среди сверстников и научит, как помогать молодым людям с их проблемами. Простое дружелюбное отношение к человеку, попавшему в беду, может оказаться для него очень полезным;

5) организация молодежных мероприятий (акций), которые демонстрируют, что жить без наркотиков – это здорово. Организация групповых походов, особенно насыщенных приключениями, только для тех, кто не употребляет наркотики, – наиболее целесообразная акция. Также можно принять участие в «Движении против наркотиков», в рамках которого школьники работают по специальным учебникам, подготавливают плакаты и афиши, пишут сочинения.

Конкурсы агитбригад можно проводить в школе, в районе и в городе. Любой подобный конкурс проводится в три этапа: 1-й этап – отбор лучшего сценария, артистов и постановки в школе для участия в районном конкурсе, 2-й этап – проведение районного конкурса для отбора 2-3 лучших агитбригад для участия в городском, 3-й этап – городской конкурс.

Задачами конкурса могут являться как пропаганда за здоровый образ жизни, так и увеличение знаний участников конкурса и зрителей на всех этапах о негативных последствиях наркозависимости (никотин, алкоголь, наркотики) и положительных моментах здорового образа жизни.

Вечер вопросов и ответов является другой интересной формой работы с учащимися и студентами по профилактике наркозависимости. Целью проведения данной антинаркотической работы является повышение информированности учащихся о развитии наркозависимости, формирование негативного отношения к вредным привычкам.

Вечер вопросов и ответов можно проводить как для смешанной аудитории, так и для раздельной.

Аукцион здоровья – также одна из форм работы по профилактике наркотической и алкогольной зависимостей группы учащихся. Мероприятие такого плана является формой повышения знаний подростков по данному разделу, проверкой эффективности всей работы по профилактике наркозависимости, по формированию здорового образа жизни. Аукцион является подведением итогов всей работы, проводимой учителями в течение учебного года, или определенного блока воспитательной работы.

Конкурс сочинений. В результате проведения этой акции можно оценить уровень знаний учащихся о наркозависимости, выяснить отношение подростков и молодежи к наркопотреблению, уточнить пути коррекции знаний и профилактики наркопотребления, создать негативное общественное мнение о наркозависимости. Учащиеся, привлеченные к такой акции, должны хорошо понимать, что сочинения анонимны для этого привлекаются независимые эксперты, поэтому эта акция не может проводиться в отдельном классе. Очень важна информация, которую преподаватель предоставляет учащимся перед написанием сочинения. При информировании не рекомендуется углубляться в рассказ о наркотиках, способах их потребления, приготовления. После сбора сочинений начинается обработка сочинений и анализ полученных материалов.

При выборе конкретных форм и методов работы с детьми и подростками по профилактике аддиктивного поведения социальный педагог опирается на формы и методы, описанные в педагогике. Наиболее эффективными являются следующие:

Метод уважения детской личности. В повседневных отношениях уважение проявляется в заботливости, доброжелательности, вежливости, требовательности и в искренней заинтересованности жизнью ребенка [80, 465].

Педагогическое требование как метод отношений постепенно перерастает во взаимную требовательность детей и педагога, в их сознательную саморегуляцию. Требовательное взаимодействие побуждает детей к выполнению общественно необходимых норм, правил, обязанностей, укрепляет в их сознании общественно ценные установки [80, 466].

Методы психологического воздействия, коррекции сознания иповедения, стимулирования и торможения деятельности включают в себя подгруппы методов и приемов таких как: пример, разъяснение, снятие напряжения, обращение к совести, к чувству справедливости, к состраданию, к эстетическому переживанию, внушение, поощрение и наказание [80, 467].

Убеждение – как метод широко применяется в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, определяющий выбор поступков и поведения. Приемами убеждения являются: обсуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение [80, 468]

Метод переключения предполагает переход из одного вида деятельности в другой, занятие трудом, спортом, новой общественной работой [80, 468].

В работе по профилактике аддиктивного поведения широко используются диагностические методы к ним относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов.

Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения детей и подростков без вмешательства в протекание их деятельности. Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действий, поступков, движения, речи), а главное, уметь правильно истолковать их социальное значение. Только системная, тщательная и продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления [121, 71].

Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму [121, 71].

Тестирование – метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Для социального педагога несомненную значимость имеют заключения, на основе которых строятся выводы по изучаемой проблеме [121, 72].

Анализ документов – один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. К числу ограничений метода можно отнести:

– информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью опросов и наблюдений;

– информация должна перерабатываться и переосмысливаться;

– данные в ведомственных документах не содержат информацию о сознании, мотивах, ценностных установках и направленности [121, 73].

Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности ребенка и понимание ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, от умения социального педагога выстраивать беседу [121, 74].

К основным формам работы социального педагога с детьми и подростками, по профилактике аддиктивного поведения можно отнести индивидуальные и групповые тренинги поведения, коррекционные занятия, дискуссии, лекции, психолого-педагогические консультации, ролевые игры, которые предполагают образ взаимодействия детей и педагога, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Беседане только метод получения информации, но и одна из форм взаимодействия социального педагога и ребенка, в ходе, которой проявляется интеллектуальная и эмоциональная активность детей и подростков. Воспитательная беседа состоит, как правило, из краткого выступления социального педагога или специалиста и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Результатом беседы должно быть получение и осмысление информации, самостоятельное решение и выбор.

Лекция – системное, последовательное, монологическое изложение материала, как правило, теоретического характера. Лекция экономный по времени способ сообщения значительного объема информации. Успешное проведение лекции обеспечивается реализацией всех дидактических принципов, речевым мастерством специалиста, эмоционально окрашенным языком и ориентиром на восприятие содержания [114, 4].

Психолого-педагогическое консультирование – это непосредственная работа с детьми и подростками, родителями, направленная на решение различного рода (психологических, педагогических, социальных) проблем, где основным средством воздействия является построенная определенным образом беседа [114, 5].

Дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание детей и подростков к разным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов, к аргументации [114, 5].

Психологический тренинг и коррекционные занятия представляют собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков.

Тренинги и коррекционные занятия включают в себя индивидуальные упражнения, на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; выступления, дискуссии; просмотр видеоматериалов [114, 7].

В основе тренинговых программ лежат групповая диску

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На шейно-воротниковой зоне | Компьютерные технологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.186 сек.