Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дружба как фактор общения и воспитания

Особое место в развитии античного общества занимала дружба. «Грек был общителен от природы, – пишет П. Гиро, – и дружба казалась eму драгоценным достоянием. В одной песенке, распеваемой на пирах (так называемой сколии), перечисляются условия, при которых смертный может считаться счастливым: на первом месте ставится здоровье, на втором – красота, на третьем – честно приобретенное богатство, наконец, на четвертом – дружба, которую в юности питают к людям своего возраста.

Особое место в отношении к другому человеку занимала дружба воинов, («верность мужскому союзу»).

Отмщение за друга заставило Ахиллеса забыть личную обиду и встать на путь преследования Гектора.

Дружба и жестокая месть за друга, вплоть до надругательства над телом врага, также слагаемые образа «благородного воина».

Фетида, мать Ахиллеса, страдает от печали, которая терзает душу ее сына:

С горестным воплем главу обхватила у милого сына

И, рыдая сама, говорила крылатые речи:

«Что ты, о сын мой, рыдаешь? Какая печаль посетила

Душу твою? Не скрывайся, скажи!»

Ей, тяжело вздохнув, отвечал Ахиллес быстроногий:

«Знаю, о, матерь, Зевс громовержущий все мне исполнил.

Но какая в том радость, когда потерял я Патрокла,

Милого друга! Его из друзей всех больше любил я;

Им, как моею главой, дорожил и его потерял я!»

«О, да умру я теперь же когда не дано мне и друга

Спасть от убийцы!

 

В Афинах более чем где-либо ценили дружбу и старались развивать ее. Дружба была распространена и среди детей. Особенно часто нежные дружеские отношения, продолжавшиеся за пределы юношеского возраста, завязывались между детьми в то время, когда они были у педотриба; позднее, когда юноши делались эфебами, они любили запечатлевать свои дружеские чувства, начертывая на мраморе эпитеты, которые они давали друг другу.

У Еврипида упоминается интересный обычай, подтверждающий ценность дружбы:

Ясон говорит Медее: «Если вам –

Тебе иль детям нашим – деньги нужны

На дальний путь, прошу сказать теперь;

Отказа вам не будет. Я и знаки

Могу послать друзьям в чужой стране,

Помогут вам...»

Говоря о знаках, Ясон имеет в виду древний обычай пользоваться в случае необходимости так называемыми «гостевыми знаками», то есть половинками кости, которыми друзья обменивались на прощанье. Одна из половинок, будучи посланной другу, обладателю другой половинки, находящемуся на чужбине, давала право на содействие и помощь пришельцу, удостоверяя его принадлежность к семье друга [4, с. 26].

Вопрос о дружбе в античности может быть понят только в контексте особенностей психологии афинян и культурно-исторической традиции. Прежде всего, это касается мужской дружбы. Ее значимость в культуре в классический период очень высока. Она сохраняет и продолжает традиции гомеровской эпохи, мужского союза, дружбы воинов. И в то же время, это дружба – влечение мудрого старшего к прекрасной юности младшего. То, что вошло в культуру под термином «платоническая любовь». Так же как «эдипов комплекс» или «комплекс Электры», также как явление «катарсиса», платоническая любовь являлась психологическим феноменом, отражающим глубины человеческого естества и сохранившимся в культуре. Французский историк А.-И. Марру рассматривал педерастию как особый тип образования, вкладывая в это понятие идею «Пайдеи», приобщения к культуре, обретения образа. Он писал: «Это, прежде всего, определенный эмоциональный и душевный настрой, женоненавистнический идеал совершенной мужественности. Страстная привязанность, любовь (уже Сократ умел отличать ее от полового влечения и противопоставлять ему) предполагает стремление к высочайшему совершенству, к идеальной ценности…

Разница в возрасте задает между любовниками отношения неравенства, наподобие того, что существует между старшим и младшим братом. Желание старшего привлечь, произвести впечатление рождает у младшего чувство восхищения: старший представляется героем, идеалом, зовущим к подражанию, на чей уровень юноша стремится подняться»…

…. Марру утверждал, что семья не могла дать образования: женщину, чья роль вообще невелика, признавали способной лишь к вскармливанию младенца. После семи лет ребенок ей не принадлежал. Что до отца (речь идет, не будем забывать, изначально об аристократической среде), он был поглощен общественной жизнью: он гражданин, политический деятель и лишь затем глава семьи.» Платон категорически утверждал: педерастическая связь создавала между любовниками „куда большую близость“, чем та, что существует между родителями и детьми. Подробно этот вопрос рассмотрен в диалоге Платона «Пир».

 

Пир-застольная беседа - представляла собой второй этап пира, когда после обильной еды гости обращались к вину (отсюда греч. auu.noai.ov – «совместное питье») За чашей вина общий разговор имел не только развлекательный, но и высокоинтеллектуальный философский, этический и эстетический характер.

Речь Алкивиада, которой заканчивается пир, раскрывает сущность подлинной дружбы между мудрым старшим и ищущим мудрости юношей. Отношение Алкивиада к Сократу – отношения ученика к Учителю, это тот тип отношений, который зародился именно в культуре древности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гимнасий как центр разностороннего общения | Отношение к обществу в период эллинизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.