Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движущие силы и логика воспитательного процесса

Движущей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становиться источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей ребенка, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию и воспитанию, если задачи окажутся чрезмерно легкими или трудными.

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

· Уровень актуального развития - отражает возможности, которые имеет ребенок на сегодняшний день;

· Зону ближайшего развития – то, что ребенок пока не умеет, не может сделать самостоятельно, но чему он может научиться при поддержке и помощи взрослого.

Педагоги должны видеть завтрашний день ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать самостоятельно. Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывают влияние окружающая среда и, прежде всего, система социальных отношений, в которую с самого раннего детства включается ребенок.

 

Логика воспитательного процесса – это определенная последовательность содержательных и организационных этапов (стадий) приводящих к поставленной цели.

Логика воспитательного процесса включает в себя следующие компоненты: ознакомление с общими нормами и требованиями; формирование отношений, формирование отношений, формирование взглядов и убеждений, формирование общей направленности личности.

На начальном этапе ребенок уясняет требуемые понятия, нормы, правила. Затем формируется отношение ребят к предлагаемым им нормам и правилам поведения. В основе формирования отношения – осознание необходимости (неизбежности) овладеть нормами и правилами. Это сопоставление и осмысление ведет к выработке суждений типа справедливо – несправедливо, хорошо – плохо, полезно – бесполезно. Более высокая форма их развития – убеждения. Наиболее эффективный путь формирования убеждений - создание ситуаций, где нужно проявить свою позицию. Позиция – система отношений человека к определенным сторонам и явлениям окружающей действительности, проявляется в соответствующих переживаниях и действиях.

Наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, это выработка устойчивой привычки поведения, которая становиться нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черту характера, свойства личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура воспитательного процесса | Преломление внешних воздействий через внутренние усилия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.