Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преломление внешних воздействий через внутренние усилия




Механизмы воспитания

В настоящее время в педагогике выделяют три основных механизма воспитания: преломление внешних воздействий через внутренние усилия; сдвиг мотива на цель, сдвиг цели на мотив.

Результат воспитательного воздействия определяется тем, как это воздействие соотносится с внутренними условиями, с характеристиками внутреннего мира воспитанника. Другими словами, здесь важную роль играет отношение к воздействию и личности воспитателя (доверия, принятия). Доверие, открытость ведут к изменению воспитанника в соответствии с влиянием, недоверие, закрытость, наоборот.

Сдвиг мотива на цель. (А.Н. Леонтьев)

Человек включается в деятельность с конкретной целью, побуждаемый каким-то конкретным мотивом, которых не соответствует цели. В процессе деятельности при определенных условиях появляется новый мотив, на этот раз соответствующий цели. Это условие – положительное отношение человека к различным сторонам деятельности.

Условия возникновения нового мотива:

  1. включение в деятельность с соответствующими целями.
  2. привлекательность, значимость деятельности с соответствующими целями. Деятельность привлекательна если она дает возможность удовлетворить важные для человека потребности. В организации деятельности важно опираться на возрастные и индивидуальные особенности, потребности и интересы. (общение, референтные люди)
  3. осознание и осмысление целей и смысла деятельности. стимулирование педагогом объяснение воспитанником самому себе значимости, привлекательности целей деятельности (обсуждение, диспут, дискуссия, рефлексия)

 

Таким образом, образуется следующая цепочка последовательности: включение – привлекательность – осмысление.

 

Сдвиг цели на мотив.(А.Н. Тубельский)

Человек приступает к деятельности исходя из какой-то первоначальной цели, но еще не приступив к действию, он уточняет цель, делая ее более привлекательной для себя. Привлекательность цели преобразует ее в мотив. Остается в процессе уже самой деятельности углубить, закрепить возникший мотив. Переход от первоначальной цели к конечной происходит в процессе размышлений. Как всякое мышление оно включается в проблемной ситуации.

Закономерности и принципы воспитания. (по М.И. Рожкову)

Рассмотрение организации воспитательного процесса предполагает обоснование его закономерностей.

Под общими закономерностями принято понимать существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения цели.

При определении закономерностей ведущим методологическим основанием обычно выступает системный подход т.к. выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогической науки.

В качестве закономерностей воспитательного процесса в педагогике принято считать: закономерность зависимости эффективности воспитательного воздействия от активности ребенка; закономерность единства образования и воспитания; закономерность единства (целостности) воспитательных влияний.

Остановимся на каждой закономерности подробнее:

Первая закономерность: Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов, учащихся при определении целей и задач педагогического процесса. Характеризуя отношения в воспитательном процессе как субъектно - субъектные, нужно рассматривать действия со стороны педагогов и соответствующие действия учащихся. Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность и т. п. [45 с.378]

Говоря об активности ребенка, нужно знать, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы ребенка и определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. Происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая образование и воспитание как единый процесс, необходимо выделить специфику этих двух социально - педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые, в свою очередь, требуют новых знаний и умений. В. Д. Шадриков определяет воспитание как важнейшую задачу образования.

Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога, непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.

Сущность целостности воспитательного процесса - в подчинении всех его частей и функций основной задаче; формированию человека -развитию индивидуальности и социализации личности, Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи, организационно - деятельностные связи, коммуникативные связи, связи управления и самоуправления.

Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленное на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие.

Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса, т .е. выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы. Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач.

Несмотря на их всеобщий характер, различные исследователи предлагают свои подходы к пониманию и классификации принципов воспитания. При рассмотрении данного вопроса мы обратимся к работам М.И. Рожкова.

М.И. Рожков в качестве основных принципов воспитания выделяет:

принцип гуманистической ориентации;

– принцип социальной адекватности воспитания;

– принцип создания воспитывающей среды;

--принцип индивидуализации воспитания;

– принцип социального закаливания детей.

Рассмотрим каждый принцип подробнее:

Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, в качестве приобретенных задач заботы о физическом, социальном и психологическом здоровье ребенка.

Условиями реализации данного принципа являются:

–добросовестность включения ребенка в ту или иную деятельность;

–вера каждого ребенка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели;

–оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

–предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

–готовность детей к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности;

–учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

–опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;

–в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;

–педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;

–педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

–поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;

–защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

–в классе, школе; группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально- экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды,

Условиями реализации принципа являются:

– взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;

– координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на активность ребенка;

– обеспечение комплекса социально - педагогической помощи детям;

– ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума;

– учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальные, региональные, типа поселения, особенности учебного заведения и т. д.);

– коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:

– воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;

– школа не должна ограничивать воспитание ребенка своими средствами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

– педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;

– все участники, воспитательного процесса должны взаимодействовать.

Принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся доя самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

– мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;

– определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;

– выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

– учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

– предоставление возможности учащимся в самостоятельном выборе способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

– работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;

– успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

– осуществляя выбор воспитательного средства необходимо пользоваться только информацией об индивидуальных качествах;

– на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения;

– постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.

Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Существуют различные мнения об отношении к ученикам в процессе воспитания. Несомненно, что педагоги должны заботиться о благополучии ученика, стремиться к тому, чтобы он был удовлетворен своим статусом, своей деятельностью, мог себя в большей степени реализовать в системе социальных отношений. При этом решение данных задач осуществляется по- разному, в широком диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся на авторитарном стиле воздействия, до полного отстранения от регулирования отношений воспитанника с окружающей средой.

Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что человек не может приспособиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным. При этом некоторые благополучные референтные отношения воспринимаются им как должное, как типичное, как обязательное. Формируется так называемое социальное ожидание благоприятных отношений как норма. Однако в обществе, в системе социальных отношений существуют в равном количестве или даже преобладают неблагоприятные факторы, воздействующие на человека. (Например, подростки могут попасть под влияние преступного мира, не зная, как сопротивляться тем влияниям, которые этот мир оказывает на них.)

Условиями реализации принципа социального закаливания являются:

– включение детей в решение проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

– диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;

– стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

– оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

– проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

– ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху " залог успешной жизни в дальнейшем;

– не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

– волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

– нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное/волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами, как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе,

Реализация принципа возможна при следующих условиях:

– выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;

– определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

– развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений;

– формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);

– неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо);

– наличие отношений «ответственной зависимости» (А. С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:

– школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

– педагоги и учащиеся - члены одного коллектива - помогают друг другу;

– общая цель школы - цель каждого педагога и ученика;

– необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;

– каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;

– равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.