Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формам организации торговли

Группировка цен по способам получения ценовой информации и

 

Группировка цен по названным признакам приведена на рис. 18.

По способам получения информации об уровнях цен различают публикуемые и расчетные цены. На эти цены ориентируются продавцы и покупатели при согласовании уровня цены в контракте.

Расчетные цены используются в контрактах на поставку нестандартного оборудования, производимого по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются изготовителем для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий. В некоторых случаях расчетные цены окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа.

 


 

Рис. 18. Группировка цен по способам получения информации и

формам организации торговли


На уровень расчетных цен оказывает влияние то обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаше всего выпускают фирмы, господствующие в данной сравнительно узкой области. Производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями, ноу-хау, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цен.

Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся биржевые котировки, цены аукционов, цены торгов и справочные цены.

Биржевые котировки (цены биржевые) отражают результаты биржевых торгов. Биржа – это постоянно действующий оптовый рынок массовых однородных стандартных сырьевых и продовольственных товаров: зерновых и масличных культур, черных и цветных металлов, лесного сырья и пиломатериалов, нефти и нефтепродуктов, сахара, какао-бобов, живого скота и т. п. Во внешней торговле зарубежных стран через биржи распространяется более 50 видов сырьевых товаров.

На современных биржах основная масса сделок совершается не ради купли–продажи реальных товаров, а ради заключения контрактов на покупку и продажу товаров в спекулятивных целях (на фьючерсной основе) и в целях хеджирования. Биржевые торги проходят при участии очень многих продавцов и покупателей, не связанных торговыми соглашениями и системой взаимозачетов, без вмешательства государства, поэтому биржевой рынок считается наиболее конкурентным, а биржевые котировки – наиболее объективными ценами.

Официальные котировки международных товарных бирж считаются наилучшими источниками информации о мировых ценах, поскольку они отражают наиболее представительные сделки по товарам на международном рынке.

Биржевые цены рассчитываются и публикуются котировочными комиссиями бирж в биржевых бюллетенях, информационными и телеграфными агентствами, а также в массовых периодических изданиях.

Цены аукционов отражают ход продаж на аукционных торгах. Аукционные товары, как правило, нестандартны, спрос на них обычно превышает предложение, поэтому цены аукционов имеют тенденцию к завышению. Они играют ключевую роль на рынках пушно-меховых изделий, антиквариата, драгоценных камней, ювелирных изделий, произведений искусства, а также на продукцию сельского хозяйства, рыболовства и охотничьего хозяйства, требующую предварительного осмотра и демонстрации.

Международные аукционы организованы в форме крупных акционерных компаний, монополизирующих торговлю определенными товарами. Они скупают аукционные товары у производителей и продают их оптовым посредникам.

Другой формой организации аукционов являются специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов. Устроители аукционов могут получать вознаграждение как разницу между ценами продажи и ценами покупки товаров или в виде комиссионного процента от уровня цен продажи.

В отличие от биржевых цен, цены аукционов устанавливаются только на наличный товар. Торги начинаются с объявления номера партии товара (лота) и стартовой цены. В качестве стартовой цены может быть принята конечная цена предыдущих торгов. Уровень фактической цены зависит от соотношения сил продавца и покупателей, а также техники проведения торгов. Стартовая и фактическая цены зависят также от уровня аукциона, его репутации на рынке.

Цены аукционов публикуются в специальных бюллетенях, выпускаемых аукционными комитетами, в ежемесячных и ежегодных изданиях экономических организаций.

Цены торгов это цены специализированной формы торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или подрядов на выполнение определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

Внутренние торги в России развиты слабо. Международные торги проводятся по технически сложной и капиталоемкой продукции машиностроения, обладающей ярко выраженными индивидуальными характеристиками (энергетическое, металлургическое, дорожно-строительное, подъемно-транспортное оборудование, самолеты, суда и т. п.). В настоящее время цены торгов охватывают около одной трети всех экспортных цен на машины и оборудование. Помимо оборудования, на торгах оценивается строительство мостов, промышленных объектов, железных и автомобильных дорог, трубопроводов, портовых и коммунальных сооружений, электростанций, а также лицензии и различные инженерно-консультационные услуги.

Классические торги – это рынок покупателя, в ответ на заявку которого поступают предложения (офферты) от потенциальных поставщиков и подрядчиков. Цены торгов имеют тенденцию к понижению, так как при прочих равных условиях покупатель (заказчик) предпочитает более дешевое предложение. Цены торгов могут быть объектом вмешательства государства, поскольку значительная доля заказов и подрядов выдается государственными структурами.

Цены и результаты торгов публикуются редко, хотя объявления о месте и сроках их проведения регулярно даются в официальных органах печати, специальных бюллетенях и экономических изданиях.

Справочные цены – это цены на товары, реализуемые по каналам внутренней и международной оптовой торговли. Они рассчитываются и публикуются объединениями производителей в периодической печати, а также информационными агентствами и брокерскими фирмами. Справочные цены отражают интересы продавца, являются ориентировочными и могут существенно отклоняться от цен фактических сделок. Для продавцов они служат базой определения цен предложения, а для покупателей – ориентиром согласования цены сделки.

Справочные цены могут быть номинальными, отражающими прошлые сделки, ценами фактических сделок, ценами предложения и прейскурантными ценами.

Номинальные цены используются в качестве базы при заключении сделок, поэтому их также называют базовыми или базисными. Эти цены не связаны с реальными коммерческими операциями. Как правило, они завышены. В ходе переговоров покупатель обычно добивается снижения первоначально назначенной продавцом цены.

Цены предложения устанавливают изготовители продукции индивидуального и мелкосерийного производства. Они могут публиковаться в рекламных проспектах, бюллетенях, отраслевых периодических изданиях или сообщаться по запросам потенциальных покупателей.

Прейскурантные цены публикуются фирмами – изготовителями или поставщиками стандартной продукции массового производства в прейскурантах (сборниках цен), фирменных каталогах и проспектах, специальных бюллетенях и других изданиях вместе с краткой характеристикой технико-экономических параметров этой продукции. Прейскурантные цены бывают оптовыми и розничными.

Справочные цены могут отражать прошлые сделки, совершенные за истекший период (неделю, месяц, квартал).

Цены фактических сделок – это цены, по которым совершаются коммерческие операции. Они отражают реальные условия сделки: количество и качество товара, сроки и условия поставки, условия оплаты, гарантии и т. п. Цены фактических сделок фиксируются в специальных коммерческих документах – договорах (контрактах) и счетах, поэтому называются также договорными (контрактными) ценами. В зависимости от коньюнктуры рынка данного товара они могут тяготеть или к цене продавца, или к цене покупателя.

Цена продавца – это цена, по которой продавец предлагает свой товар покупателям. Цена покупателя – это цена, объявляемая покупателем.

Цены фактических сделок в большинстве случаев являются надежными индикаторами реального состояния того или иного рынка. Однако получить информацию об этих ценах трудно, потому что они составляют коммерческую тайну. Кроме того, даже при наличии информации об этих ценах их анализ очень сложен из-за значительной дифференциации реальных условий фактических сделок.

По способам установления (фиксации) цены фактических сделок могут быть твердыми, с последующей фиксацией и подвижными.

Твердые (фиксированные) цены устанавливаются в момент подписания контракта, не подлежат изменению в течение всего срока его действия и не зависят от порядка и сроков поставки товара. В контракте обычно делают запись: «Цена твердая, изменению не подлежит». Твердые цены применяются в сделках с немедленной поставкой, с поставкой в течение короткого срока и даже в сделках с длительными сроками поставок.

Цены с последующей фиксацией (плавающие, гибкие) применяются при исполнении контрактов, в которых указаны момент и принцип фиксации цены, например, перед поставкой каждой партии товара или (в долгосрочных контрактах) – ежегодно перед началом каждого хозяйственного года.

Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным контрактам. Цена, фиксированная в момент заключения контракта, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения контракта рыночная цена данного товара существенно изменится. Обычно в контракте оговаривается допустимый минимум отклонений рыночной цены, например, 2 – 5 % относительно цены, установленной в контракте, в пределах которого пересмотр цены не производится.

При использовании подвижной цены в контракте должен быть указан источник, по которому следует судить об изменениях рыночной цены.

В условиях высокой инфляции в контрактах на поставку продукции, требующей длительного срока изготовления (суда, самолеты, промышленное оборудование) используются скользящие цены. Они определяются в момент исполнения контракта путем пересчета базисной цены с учетом изменений издержек производства, происшедших за период действия контракта. Если контрактом предусмотрены частичные поставки, скользящая цена рассчитывается отдельно на каждую поставку.

При подписании контракта стороны устанавливают базисную цену и включают оговорку об ее структуре: доле прямых материальных затрат, доле прямых затрат на оплату труда и доле постоянной части цены (амортизации, накладных расходов и прибыли). В приложениях к контракту может быть приведен согласованный сторонами метод расчета скользящей цены. В условиях высокой инфляции может использоваться следующая формула скольжения:

 

 

Р1 – цена товара в момент его фактической поставки; Р0 – базисная цена товара на дату заключения контракта; А – доля прямых материальных затрат в цене; В – доля прямых затрат на оплату труда; С – доля постоянной части цены (А + В + С = 0); М0 и М1 – средние базисная и текущая цены материалов; З0 и З1 – средние базисный и текущий уровни оплаты труда.

Пример. Р0 – 900 р.; А = 0,5; В = 0,2; С = 0,3; М0 = 1000 р.; М1 = 1200 р.; З0 = 15000 р.; З1 = 16000 р.

Тогда

 

Кроме абсолютных справочных цен в ценообразовании и для других целей используются также относительные показатели – ценовые индексы, характеризующие динамику цен за определенный период.

Индивидуальный индекс цен (Ii) информирует о динамике цен отдельных товаров или услуг и рассчитывается так

 

где Ii – индекс цен i-го товара; Pi0, Pi1 – цена i-го товара соответственно в базисном и отчетном периодах.

Сводный индекс цен (Ic) характеризует динамику цен группы товаров (услуг). Он определяется по формуле

 

где Qi1 – количество i-х товаров, проданных в отчетном периоде; n – число i-х товаров, входящих в данную группу.

Сводный индекс цен используется в качестве основного показателя инфляции в экономике.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Группировка цен по степени участия государства в ценообразовании | Процесс бизнеса и пути увеличении прибыли от продаж
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.