Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Физическая культура в системе научной организации труда, расширенного отдыха и восстановления работоспособности людей молодого и зрелого возраста




Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза

Основные направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра

Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах

Значение, цель и задачи физической культуры

студентов

Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Она выступает качественной и резуль­тирующей мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональ­ной компетенции. Материализованным результатом этого процесса является уро­вень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уро­вень развития профессионально значимых способностей.

Содержание физической культуры студентов, стратегия приоритетных направ­лений в её развитии подвержены активному влиянию социально-экономических факторов Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности. Существенным недостатком содержания физической культуры студенческой моло­дежи 80-х годов является её несомненный консерватизм, унитарность и выражен­ная деперсонализация (неспособность человека к личностному самовыражению в отношениях с другими людьми). Поэтому, на современном этапе перехода вузов Российской Федерации на многоуровневую систему образования, остро встала про­блема поиска новых нетрадиционных подходов, позволяющих повысить её эффек­тивность.

Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставляет широкие воз­можности для переосмысления ценностей физической культуры студентов, в но­вом спектре осветить её образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную сферу деятельности в федеральном социокультурном простран­стве, выделяя при этом её образовательные приоритеты.

Перед студенческой молодежью сегодня обществом поставлена глобальная со­циально-экономическая задача по интегрированию отечественного культурного потенциала в мировое сообщество. Однако её реализация по силам только специ­алистам новой формации, отвечающим по целому комплексу профессиональных и личностных качеств современным требованиям. Помимо глубоких профессиональ­ных знаний по избранной специальности такой специалист должен обладать: высо­кими физическими кондициями и работоспособностью, личной физической куль­турой, духовностью, неформальными лидерскими качествами. Он должен не боять­ся конкуренции, уметь принимать самостоятельные решения, т.е. быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью. Наметившаяся сегодня стратегия развития физической культуры студентов, выражаемая в тенденции от­хода от унитарной концепции, либерализации и последовательной гуманизации пе­дагогического процесса является гарантом формирования специалиста новой фор­мации.

Структура физической культуры студентов включает три относительно самосто­ятельных блока: физическое воспитание, студенческий спорт и активный досуг. Для деятельности студентов в сфере физического воспитания приоритетными являют­ся образовательные аспекты. Целью физического образования является удовлетворение объективной потреб­ности студентов в освоении системы специальных знаний, приобретении профес­сионально значимых умений и навыков. В соответствии с 12 статьей "Основ законо­дательства Российской Федерации о физической культуре и спорте" в круг обязан­ностей специалистов, работающих в сфере студенческой физической культуры вхо­дит проведение мероприятий по формированию потребностей студентов в здоровом образе жизни и самосовершенствовании. Гуманистическая направленность педа­гогического процесса предполагает целенаправленную интеграцию биологичес­ких и социальных потребностей, интеллектуальных и нравственных аспектов при ре­ализации генетически обусловленных природных задатков каждого студента на про­тяжении его обучения в вузе.

Таким образом, создаются объективные предпосылки к преодолению односто­ронности и фрагментарности подготовки специалистов в вузе, приданию педаго­гическому процессу комплексного, целостного характера. Объективным критери­ем эффективности этого концептуального подхода является существенное сокра­щение сроков социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе, повышение их социальной активности, качественное повышение учебно-познава­тельной продуктивности, повышение духовности личности каждого студента.

Студенческий спорт представляет собою обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предель­ных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психофизических кондиций, мобилизации его резерв­ных возможностей.

Занятия спортом выступают формой самовыражения и самоутверждения сту­дента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально значимые приори­теты. На передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятель­ности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия.

В сфере активного досуга реализуются, главным образом, биологические по­требности студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получе­нии удовольствия от занятий различными формами физической культуры. Высокая вариативность выбора студентами формы активного досуга подвержена сильному влиянию флуктуации культурных и социальных факторов, синергично взаимодей­ствующих с биологическими запросами личности.

Трехкомпонентная структура физической культуры студентов определяет специ­фику выделения дифференцированных целей и педагогических задач каждого её структурного блока. Тем не менее, это не является существенным препятствием к определению генеральной цели физической культуры студентов: целенаправлен­ного формирования гармонично развитой, высоко духовной и высоконравственной личности, квалифицированного специалиста, овладевшего устойчивыми знаниями и навыками в сфере физической культуры.

Макроструктурный подход к анализу структуры физической культуры студентов, её целей и функций отражает её полифункциональный характер. В современном обществе, в основе социально-экономической структуры которого лежит бизнес, физическая культура студентов обретает статус субкультуры. Его суть раскрывает­ся в выполнении биологической, информационной, эстетической, коммуникативной, гедонистической, компенсаторной и ряда других, присущих только физичес­кой культуре, функций. Наряду с этим она стала выполнять неспецифические функ­ции социального института, помогающего будущему специалисту хорошо ориенти­роваться в условиях рыночной конъюнктуры. Средства физической культуры с этой целью используются для воспитания у студентов управленческой готовности, стрем­ления к лидерству, успеху. Занятия по физическому воспитанию строятся таким образом, чтобы обеспечить максимальный профессионально-прикладной эффект при воспитании предприимчивости, оригинальности мышления, настойчивости, че­столюбия, интуиции, способности идти на риск.

 

В Основах законодательства Российской Федерации физическая культура сту­дентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений выс­шего гуманитарного образования. Содержание общероссийской программы для ву­зов, её структура, выделение приоритетных направлений отражают принципы госу­дарственной политики в области профессионального образования.

Активно меняющиеся в обществе требования к профессиональной подготовке специалистов определяют специфику и технологию высшего образования: рыноч­ная конъюнктура современного общества предъявляет более высокие требования к выпускнику вуза. Использование новых концептуальных подходов, апробирован­ных европейским опытом высшего образования, предполагает поэтапное обуче­ние специалистов по избранной специализации. Многоуровневая структура подго­товки специалистов нацелена на оптимальную интеграцию общекультурной и об­щественно-научной подготовки выпускников при формировании у них высокопро­фессиональных умений и навыков. Реализуемая в Российской Федерации система высшего образования по своей структуре наиболее близка к англо-американской высшей школе. Её отличительной особенностью является наличие трех уровней. Уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях выс­шего образования, а более высокий уровень соответствует обучению в аспиранту­ре. Квалификация "бакалавр" (от латинского корня - первая ученая степень) пред­полагает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовки. В обяза­тельный минимум содержания курса "Общие гуманитарные и социально-значимые дисциплины" на уровне подготовки бакалавра определен ряд положений. Бакалавр обязан понимать роль физической культуры в развитии человека, хорошо ориенти­роваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни, а также вла­деть системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здо­ровья, развитие психофизических способностей и качеств.

Вторая, более высокая ступень профессионального обучения на степень "маги­стра" (от латинского корня - мастер, учитель) предполагает углубленное професси­онально-теоретическое обучение, в значительной степени ориентированное на спо­собных студентов. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике оздоровитель­ных систем, профессионально-прикладной физической подготовке.

Дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельности в аспи­рантуре осуществляется на основе магистерской степени и предполагает высший духовно-творческий уровень осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры.

Рекомендации Всероссийской базисной учебной программы по физической куль­туре студентов носят законодательный характер для вузов федерального простран­ства и определяют общую стратегию формирования высокой личной физической культуры студента. Её содержание ориентирует педагогический процесс не на ус­редненного студента, но позволяет дифференцированно подходить к воспитанию каждой конкретной личности будущего специалиста. На всех трех ступенях высше­го образования приоритетной является концепция здоровья студентов, их оптималь­ной двигательной активности. Здоровье студентов рассматривается как абсолют­ная жизненная ценность, основа их духовной зрелости. Программой выделяется три основные формы физкультурной деятельности студентов.

Первая форма, реализуемая на академических занятиях в учебное время, пред­полагает комплексное решение трех групп педагогических задач: образовательных, воспитательных и оздоровительных с преимущественной образовательной направ­ленностью.

Вторая форма предполагает активные занятия спортом во внеучебное время. Максимальное развитие двигательных способностей, обеспечивающих достиже­ние высоких уровней спортивно-технического мастерства студентов, является при­оритетным направлением при сопряженной реализации воспитательных и образо­вательных задач.

Третья форма активного досуга студентов предполагает организацию самосто­ятельных занятий во внеучебное время (в том числе и в коммерческих оздорови­тельных группах с приоритетной оздоровительной направленностью), использова­ние различных форм и средств физической культуры.

Формируемый потенциал физической культуры каждого студента определяется не только степенью развития физических способностей, но, главным образом, ме­рой их комплексной реализации в совокупности с интеллектуальными, нравствен­ными, психологическими качествами в учебной деятельности.

Активные процессы либерализации и гуманизации высшего образования позво­ляют с учетом особенностей материальной базы, исторически сложившихся тради­ций, компетентности профессорско-преподавательского состава, наряду с базо­вой программой реализовать "авторские" программы по физической культуре. Од­ним из вариантов такой авторской программы, позволяющей учитывать специфику профессионального профиля подготовки специалистов, является комплексная це­левая программа по физической культуре (КЦП) в вузе. В ней определены некото­рые нетрадиционные пути решения дидактических проблем, основанные на выде­лении приоритетных направлений образования студентов. Они позволяют опреде­лить меру соотношения методов централизации и децентрализации в управлении педагогическим процессом, актуализировать связь между содержанием физичес­кого образования на всех трех ступенях профессиональной подготовки, учитывать внутриструктурные связи содержания теоретического и практического её разде­лов.

КЦП является целевым алгоритмом образования и воспитания студентов с ис­пользованием широкого спектра средств физической культуры. Её содержание ин­тегрирует современные принципы физического воспитания и спортивной трени­ровки: научности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, наглядности, непрерывности и постепенности. Оригинальные методологические подходы позволяют эффективно решать дидактические задачи на новой организа­ционной основе - путем целенаправленного совершенствования как непосредственно содержания учебно-тренировочной программы, так и механизмов обеспечения, способствующих её реализации: научно-методического, организационного, мате­риально-технического снабжения и финансирования.

Достижение генеральной цели детерминировано, главным образом, технологи­ей физического образования студентов. Приоритет образовательного аспекта обус­ловлен жестким лимитом времени, отводимым в учебном плане вуза на предмет "Физическая культура", а также выраженной дискретностью педагогического про­цесса.

Структура КЦП предполагает поэтапное (в течение трех лет обучения на уровне подготовки бакалавра) достижение генеральной цели путем реализации:

- комплекса главных целей (целей первого уровня);

- педагогических программ и программ обеспечения (подцелей второго уровня);

- ряда конкретных педагогических заданий и заданий обеспечения (подцелей тре­тьего уровня).

Главной целью занятий студентов первого курса является адаптация к интенсив­ной интеллектуальной деятельности средствами физической культуры. Текущими педагогическими задачами являются:

1. Воспитание у студентов устойчивого интереса и потребности к занятиям фи­зическими упражнениями.

2. Развитие резервных возможностей организма студентов.

3. Формирование и совершенствование знаний по организации самостоятель­ных занятий в форме активного досуга.

На втором курсе обучения главной задачей является всестороннее развитие орга­низма студентов. Текущими педагогическими задачами являются:

1. Воспитание у студентов социально значимых качеств.

2. Освоение оздоровительных программ с использованием различных форм фи­зической культуры.

3. Формирование углубленных знаний в области технологии физической культу­ры.

Для студентов третьего курса главной целью является развитие потребности в здоровом образе жизни. Текущими педагогическими задачами являются:

1. Гармоничное развитие организма студентов и существенное повышение их физической работоспособности.

2. Воспитание устойчивой потребности студентов в физическом самосовершен­ствовании, самопознании и самооценке.

3. Воспитание дисциплинированности и трудолюбия в достижении физического совершенства.

Достижение генеральной цели детерминировано, главным образом, технологи­ей физического образования студентов. Приоритет образовательного аспекта обус­ловлен жестким лимитом времени, отводимым в учебном плане вуза на предмет "Физическая культура", а также выраженной дискретностью педагогического про­цесса.

Структура КЦП предполагает поэтапное (в течение трех лет обучения на уровне подготовки бакалавра) достижение генеральной цели путем реализации:

- комплекса главных целей (целей первого уровня);

- педагогических программ и программ обеспечения (подцелей второго уровня);

- ряда конкретных педагогических заданий и заданий обеспечения (подцелей тре­тьего уровня).

Главной целью занятий студентов первого курса является адаптация к интенсив­ной интеллектуальной деятельности средствами физической культуры. Текущими педагогическими задачами являются:

1. Воспитание у студентов устойчивого интереса и потребности к занятиям фи­зическими упражнениями.

2. Развитие резервных возможностей организма студентов.

3. Формирование и совершенствование знаний по организации самостоятель­ных занятий в форме активного досуга.

На втором курсе обучения главной задачей является всестороннее развитие орга­низма студентов. Текущими педагогическими задачами являются:

1. Воспитание у студентов социально значимых качеств.

2. Освоение оздоровительных программ с использованием различных форм фи­зической культуры.

3. Формирование углубленных знаний в области технологии физической культу­ры.

Для студентов третьего курса главной целью является развитие потребности в здоровом образе жизни. Текущими педагогическими задачами являются:

1. Гармоничное развитие организма студентов и существенное повышение их физической работоспособности.

2. Воспитание устойчивой потребности студентов в физическом самосовершен­ствовании, самопознании и самооценке.

3. Воспитание дисциплинированности и трудолюбия в достижении физического совершенства.

Макроструктурный подход, используемый в КЦП, обеспечивает на практических занятиях всестороннее и гармоничное развитие личности студента, максимальную оздоровительную эффективность упражнений и выраженную профессионально-при­кладную направленность педагогического процесса.

Теоретический раздел программы по физической культуре реализуется в форме лекций, консультаций и индивидуальных занятий. В технологии учебно-познавательной деятельности ис­пользуются различные формы абстрактного мышления: понятия (выделение при­знаков), суждения (утверждение или отрицание свойств предмета) и умозаключе­ния (обобщение суждений). В процессе формирования понятий в сфере физической культуры проводится анализ (мысленное расчленение предметов на составные ча­сти, выделение в них признаков) и синтез (интеграция частей изучаемой дефини­ции).

Полученные теоретические знания становятся основой для трансформации со­знания личности студентов и определяют уровень их потребностей в двигательной активности. Системный подход к познанию физической культуры стимулирует сту­дентов к анализу фактов, их обобщению и выводам, что несомненно актуализирует их способность к ретроспективному поиску информации, её систематизации, ана­лизу и синтезу, накоплению индивидуального информационного банка. Для позна­вательного процесса цель выступает в качестве идеальной модели деятельности. В качестве обязательного минимума теоретической части программы определен учеб­ный материал по следующим разделам: роль, функции и основные цели физичес­кой культуры в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подго­товки специалистов, социально-биологические основы физической культуры; тех­нология физического образования студентов; принципы спортивной тренировки; содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Сопряженный процесс приобщения студентов к ценностям физической культу­ры через теорию и практику существенно активизирует культурный потенциал лич­ности студента, расширяет его мировоззрение, повышает духовность, способству­ет формированию активной жизненной позиции.

В практическом разделе программы традиционно реализуется стратегия диф­ференцированного подхода на трех отделениях: на основном учебном, специаль­ном медицинском и отделении спортивного совершенствования.

Для программы физической подготовки студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению, характер используемых средств, определение объема и интенсивности физических нагрузок осуществля­ется по результатам медико-биологической диагностики характера заболевания и экспертной оценки текущего состояния здоровья занимающихся. В реабилитационно-оздоровительной программе физической подготовки студентов, имеющих от­клонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы использу­ются базовые варианты комплексов общеразвивающих физических упражнений, допускается дифференцированное использование упражнений аэробной направ­ленности, дыхательных упражнений.

Для группы студентов с заболеваниями органов пищеварения, нарушением об­мена веществ и зрения приоритетной будет целенаправленная работа по форми­рованию разностороннего двигательного потенциала с использованием умеренных нагрузок аэробного воздействия. В группе студентов с отклонениями в работе опор­но-двигательного аппарата используются общеразвивающие физические упраж­нения локального и регионального воздействия, а также средства профессиональ­но-прикладной физической подготовки.

Практический раздел программы основного учебного отделения строится с уче­том повышения интереса студентов к спорту и предполагает приложение передо­вых спортивных технологий в практику физического воспитания. Спортивная на­правленность физического воспитания обеспечивает решение задач по формированию разностороннего двигательного потенциала студентов, освоение ими совре­менной техники двигательных действий, развитие механизмов биоэнергообеспе­чения, формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности и обязательное участие в серии соревнований на первенство учебных групп, отделе­ния, факультета, университета, города, республики.

Важное место в разделе занимает профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Для программного раздела отделения спортивного совершенствования харак­терно использование комплекса современных средств, методов и условий, с помо­щью которых обеспечивается высокая готовность спортсменов и её реализация в соревнованиях. Среди важнейших методологических подходов программы целе­сообразно выделить поэтапное освоение специальных физических нагрузок, харак­терных для подготовки высококвалифицированных спортсменов с учетом специ­фики учебного процесса в вузе, моделирование соревновательной деятельности по технико-тактическим и биоэнергетическим компонентам. На передний план выдвигается концепция индиви­дуального подхода к программированию спортивного совершенствования, рацио­нальное построение учебно-тренировочного процесса, интеграция различных сто­рон специальной подготовки.

В основе стратегии дифференцированного определения меры индивидуально допустимых физических нагрузок по объёму и интенсивности на трех учебных отде­лениях заложена концепция гуманного отношения к здоровью студентов, что не­сомненно способствует развитию их биогенетической программы развития, обес­печивает гармонию духовного и физического совершенствования каждого студен­та. В данной схеме содержание комплекса педагогических заданий (подцелей тре­тьего уровня) выступает базовой формой целевой структуры планирования учебно-тренировочного процесса.

В КЦП предусмотрено создание каталогов учебно-тренировочных заданий, что позволяет алгоритмизировать процесс достижения педагогических целей второго и первого уровня.

Академические занятия регламентируются учебным планом вуза в объеме 4 ча­сов в неделю на первом и втором курсе, а также 2 часов в неделю на третьем году обучения. Это составляет на первом и втором курсах 140 часов в году и включает: практический раздел в 116 часов, методический раздел в объёме 20 часов и теоре­тический раздел - 4 часа. На третьем году обучения бакалавра объём нагрузки не превышает 70 часов (в некоторых вузах 140 часов). Из них на теоретический раздел отводится 4 часа и методический раздел - 6 часов.

Для подготовки спортсменов младших разрядов на отделении спортивного со­вершенствования отводится 6 часов в неделю, для подготовки квалифицированных спортсменов: 8-12 часов в неделю, в межвузовских группах спортивного совершен­ствования объем возрастает до 16-20 часов в неделю.

 

 

Кафедра физического воспитания совместно со спортивным клубом осуществ­ляет организацию учебного процесса по предмету "Физическая культура", а также управление спортивно-массовой работой в вузе и развитие самодеятельного спортивно-массового движения студенческой молодежи в форме активного досу­га.

В комплекс мероприятий по организации педагогического процесса входят сле­дующие приоритетные направления:

- патриотическое воспитание и развитие общественно значимых черт личности студентов;

- формирование их научного мировоззрения;

- организация текущего контроля и оценка физической подготовленности сту­дентов;

- поэтапное формирование спортивно-технического мастерства студентов, за­нимающихся на отделении спортивного совершенствования;

- организация научных исследований по решению прикладных задач физичес­кой культуры студентов;

- материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса и его финансирование;

- оказание оздоровительных услуг студентам и населению на хозрасчетной ос­нове.

Спортивный клуб вуза является первичной общественной спортивной организа­цией студентов. Его председателем избирается, как правило, один из преподава­телей кафедры физического воспитания.

Спортивно-массовая работа спортивного клуба осуществляется на принципах демократии, гласности, самоуправления, широкой творческой инициативы студен­тов.

Наиболее значимыми целями в деятельности спортклуба являются:

- консолидация усилий администрации вуза, кафедры физического воспитания и спортивного актива по развитию и управлению студенческим спортивно-массо­вым движением;

- создание объективных предпосылок для гармонизации физического и духов­ного воспитания студенческой молодежи.

При реализации этих целей спортивный клуб вуза координирует деятельность её членов по совершенствованию спортивной работы, оказывает информационные услуги в области физической культуры, участвует в подготовке студентов-спортсме­нов, налаживает межвузовские и международные студенческие спортивные связи.

В вузах Российской Федерации исторически сложились традиции проведения комплексных студенческих спартакиад среди сборных команд факультетов по раз­личным (культивируемым в вузе) видам спорта. В сфере внимания спортивного клуба находится работа по организации самостоятельных занятий студентов во внеучеб­ное время, а также по пропаганде ценностей физической культуры, здорового об­раза жизни.

Наметившиеся в федеральном пространстве России тенденции коммерциали­зации физической культуры, приватизации её государственных форм существенно трансформировали правовые и экономические механизмы в сфере студенческого спорта. Материализованным результатом этих социально-экономических перемен явилось создание студенческих спортивно-оздоровительных центров. Являясь юри­дическим лицом, спортивно-оздоровительный центр имеет свой расчетный счет и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодатель­ством.

Его функции более широки и интегрируют приоритетные направления деятель­ности кафедры физического воспитания вуза, спортивного клуба и медицинской части.

Основными направлениями деятельности студенческих спортивно-оздорови­тельных центров являются:

- удовлетворение потребностей студенческой молодежи, а также профессорс­ко-преподавательского состава вуза, в здоровом образе жизни и её реализации в профессиональной деятельности;

- внедрение в практику двигательных режимов, способствующих профилактике заболеваемости занимающихся;

- целенаправленные мероприятия по развитию студенческого спорта;

- планирование, организация и проведение прикладных научно-исследователь­ских работ, направленных на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса;

- организация учебно-методических семинаров по проблемам физической куль­туры;

- издательская и маркетинговая деятельность;

- организация межвузовских, всероссийских и международных студенческих спортивных соревнований;

- коммерческая деятельность по оказанию спортивно-оздоровительных услуг сту­дентам и населению;

- финансирование оплаты работы преподавателей и тренеров, расходов на про­ведение соревнований;

- приобретение современного спортивного оборудования: тренажеров, техни­ческих средств обучения, автоматизированных систем, экипировки.

Резервами повышения эффективности работы спортивно-оздоровительных цен­тров являются: расширение деятельности в сфере подготовки спортсменов высо­кого класса, организация всероссийских и международных студенческих соревно­ваний, посредническая деятельность. С целью расширения источников финанси­рования целесообразна активизация работы по оказанию рекламных и оздорови­тельных услуг населению, издательской деятельности, организации выставок-продаж спортивного оборудования.

В практической деятельности преподавателю физического воспитания необхо­димо решать целый комплекс педагогических, организационных и управленческих задач. Преподаватель физического воспитания не ограничивается только проведе­нием академических занятий со студентами, но и активно занимается тренерской работой, выступает в роли организатора спортивных соревнований, выполняет фун­кции спортивного судьи, инструктора-методиста, участвует в научно-исследователь­ской и учебно-методической работе, а также в хозрасчетной работе кафедры и спортивного клуба.

Весьма важное место в работе преподавателя физического воспитания в вузе занимает организация самостоятельных занятий студентов во внеучебное время. Эта работа осуществляется как на спортивной базе кафедры, так и в студенческом городке. Помимо этого преподаватель выполняет контролирующие функции, осу­ществляя прием контрольных нормативов и зачетов.

Профессиональные обязанности преподавателя кафедры дифференцированы в соответствии с его квалификацией и статусом.

В обязанности преподавателя входит проведение учебно-практических занятий, индивидуальная работа с отстающими в физическом развитии студентами, прием контрольных нормативов и зачетов, учебно-методическая работа, организация и проведение соревнований, целенаправленная работа по повышению спортивно-тех­нического мастерства студентов-спортсменов.

В обязанности старшего преподавателя (заместителя декана по физическому воспитанию) входит:

- комплектование групп студентов в учебных отделениях и контроль за переме­щением студентов в течение учебного года, комплектование спортивных команд фа­культета;

- осуществление помощи студентам-спортсменам, нацеленной на сочетание их обучения в вузе с активными занятиями спортом, проведение на факультете рабо­ты по наглядной агитации и пропаганде спорта.

В круг обязанностей старшего преподавателя, ответственного за учебно-мето­дический раздел работы (заместитель заведующего кафедрой по учебной работе) входит:

- осуществление контроля за качеством проведения учебно-тренировочных за­нятий;

- распределение почасового фонда;

- контроль за его расходованием;

- организация приема контрольных нормативов, зачетов и экзамена по физичес­кой культуре;

- контроль за выполнением распоряжений по кафедре и составлении отчета по учебно-методической работе.

Основными обязанностями заведующего кафедрой физического воспитания яв­ляются:

- организация учебно-воспитательного процесса и контроля за качеством про­ведения учебных занятий;

- разработка стратегии перспективного развития массового спорта в вузе;

- руководство научно-методической работой;

- внедрение научной организации труда;

- составление сметы по штатному финансированию;

- руководство хозрасчетной деятельностью;

- повышение квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персо­нала кафедры.

Эффективность профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания определяется идентичностью его профессионально-значимых черт лич­ности профессиональному профилю работы. Мера соответствия по таким парамет­рам как коммуникабельность, экстравертированность, доброжелательность, урав­новешенность нервной системы, уровень личной физической культуры является объективной предпосылкой формирования его профессиональной компетенции и успешности педагогической деятельности в вузе.

Преподаватель вуза обязан систематически повышать уровень профессиональ­ных знаний, умений и навыков:

- в совершенстве владеть предметом специализации (знать историю, технико-тактические особенности и психологические аспекты вида спорта);

- знать методику обучения и тренировки, способы организации и управления пе­дагогического процесса;

- уметь составлять необходимые документы планирования и отчетности.

В круг его профессиональных обязанностей входит систематическая и целенаправленная работа по совершенствованию индивидуального стиля педагогического мастерства. Он должен быть всегда доброжелательным, жизнерадостным; обязан тщательно продумывать содержание урока, проводить занятие только в спортив­ной форме, отвечающей современным эстетическим требованиям, соблюдать дис­циплину труда и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Булич Э.Г Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М., 1986.

2. Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: Учебное пособие. - Тюмень, 1997.

3. Каинов А.Н., Калинин В.Е., Калинина Л.В., Макаренко Т.М. Методика подбора средств баскетбола для урока ФК в ООШ. - Волгоград, 2003.

4. Купер К. Новая аэробика. - М., 1979.

5. Лечебная физическая культура: Справочник /Под ред. В.А.Епифанова. - М., 1987.

6. Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. - М., 1997.

7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1998.

8. Макаренко Т.М., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Курдяева О.А. Методика подбора средств волейбола для уроков ФК в ООШ.- Волгоград, 2002.

9. Макаренко Т.М., Прохорова И.В. Теория физической культуры: Части I и II. - Волгоград, 1999.

10. Матвеев Л.П. Программа по «Физической культуре» для общеобразовательных учреждений (1-11 классы). - М,. 2002.Похлебин В.П. Уроки здоровья. - М.,1992.

11. Прохорова И.В., Шептикин С.А., Шаповалов С.И. Физическая культура, двигательная активность, здоровый образ жизни. Волгоград, 1998.

12. Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М., 1988.

13. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – С-Пб., 1999.

14. Физиология человека /Под ред. Н.В. Зимкина. - М., 1975.

Содержание

1. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения

2. Мировые тенденции развития физической культуры

3. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта

4. Уровень развития массовой физической культуры России

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.632 сек.