КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человеческий капитал
Люди сегодня перестали рассматриваться как рядовой фактор производства наряду с оборудованием и сырьем, затраты на который нужно минимизировать. Они воспринимаются как главный ресурс организации, ее капитал, от которого в решающей мере зависит ее успех. Такая ситуация отражает изменение роли человека в современном производстве, обусловленное следующим: • обострением глобальной конкуренции, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к работникам и качеству их труда; • опытом передовых компаний Японии, добившейся значительных экономических успехов за счет персонала; • повышением на Западе уровня образования работников до 13-14 лет, их квалификации; • интеллектуализацией труда, связанной с появлением принципиально новых технологий; увеличением в нем доли творческих элементов; • развитием демократии на производстве и в обществе; • ростом стоимости рабочей силы. В общем смысле человеческий капитал представляет собой совокупность социокультурных и личностно-психологических свойств работников: знаний, навыков и способностей к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и развитию. То есть по существу это интеллектуальный капитал. Термин «человеческий капитал» идентичен по значению термину «человеческие ресурсы». Разница между ними состоит лишь в том, что первый больше употребляют в Западной Европе, а второй (с 1980-х гг.) - в США. Человеческий капитал имеет ту особенность, что он не изнашивается, как в обычном случае, а сохраняется и увеличивается по мере своего использования (за счет приобретения нового опыта и знаний). Выделяют следующие виды человеческого капитала: • общий (перемещаемый) в виде совокупности теоретических или достаточно универсальных практических знаний, которыми обладает работник; • специальный (неперемещаемый), под которым понимаются знание людей и специфика работы, их личные связи, культура общения, доверие к руководству. Этот вид человеческого капитала существует исключительно в рамках данной фирмы. Основными характеристиками человеческого капитала являются: • численность и структура персонала; * духовное и телесное здоровье его носителей, обеспечивающее их нормальную трудоспособность; * знания, опыт и квалификация; * производственная и социальная активность; • культурно-личностная ориентация; • гражданская ответственность. Управление человеческим капиталом (человеческими ресурсами) предполагает: • осознание проблемы дефицита высококвалифицированного персонала; • индивидуальный подход ко всем работникам; • отказ от представлений о персонале как даровом благе, не требующем затрат со стороны работодателя, и признание необходимости инвестиций в его формирование и развитие; На развитие человеческого капитала влияют следующие психологические и социальные факторы. Положительно: честолюбие, интерес к новому, ожидания окружающих, стремление к более высокому статусу, желание повысить уровень жизни, обеспечить семью. Отрицательно: нежелание рисковать, неуверенность в себе, отсутствие необходимых навыков, боязнь неизвестного, недостаточная энергичность. • разработку специальной политики по отношению к человеческому капиталу; • осуществление стратегии занятости, обеспечивающей ее реальные гарантии; • создание благоприятного морально-психологического климата; • обеспечение участия работников и их представителей в управлении фирмой. Вопросы и задания 1. Вспомните, что означают следующие понятия: личность, направленность личности, способности, характер, темперамент, статус, авторитет, человеческий капитал. 2. Обоснуйте, какую направленность должна иметь личность руководителя; личность исполнителя, работающего самостоятельно; личность исполнителя, работающего в составе группы. 3. Покажите, какого типа общие способности лучше иметь руководителю: художественные или логические. 4. Объясните, какие способности должны иметь президент фирмы и руководитель низового подразделения: интерсоциальные или конструктивные. 5. Подумайте, какими чертами характера, скорее всего, будут обладать лица с интерсоциальными способностями: первичными или вторичными. 6. Попробуйте определить, людей с каким темпераментом целесообразно выбрать для занятия следующих вакантных должностей в организации: • торговый представитель; • главный бухгалтер; • главный конструктор; • начальник отдела кадров; • заведующий архивом; • начальник цеха. 7. Попытайтесь дать оценку своему характеру и темпераменту и сравните ее с оценкой, данной товарищами. 8. Перечислите факторы, которые могут определять авторитет личности. 9. Проанализируйте причины авторитетности своих знакомых и друзей. 10. Вспомните известных киногероев, обладавших комплексом угрожаемого авторитета. 11. Перечислите элементы, из которых состоит человеческий капитал; приведите свой вариант. Тема № 6:Поведение людей в организации
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |